Юридические статьи

Звонят коллекторы по чужому кредиту - что делать?

Бесконечные звонки от коллекторов выводят из себя даже людей, которые действительно являются должниками. Разумеется, взятые взаймы деньги следует возвращать, но напоминать об этом по несколько раз в день – это уже лишнее.

А в случаях, когда человек не оформлял кредит, такие действия раздражают еще больше. Для граждан, попавших в такую ситуацию, актуальным становится вопрос – куда подать жалобу и как защититься от претензий коллекторов по чужим долгам?

Если звонки поступают из банка

В этом случае следует жаловаться в Центробанк или органы Роспотребнадзора.

Для получения помощи в составлении жалоб можно обратиться в антиколлекторские общественные организации. Они имеют в штате профессиональных юристов, которые помогут разобраться со всеми правовыми вопросами, о которых гражданин, не имеющий специальных знаний, может быть не осведомлен.

Кроме того, рекомендуется направить в банковскую организацию письменную претензию. В ней необходимо изложить свои требования относительно прекращения звонков по чужим долгам. Если документ отправляется по почте, следует использовать заказное письмо с уведомлением.

Также желательно лично прийти в кредитное учреждение для получения справки, которая подтверждает, что гражданин не оформлял кредит.

Если гражданин был поручителем

В данном случае действия кредиторов правомерны, поскольку обязанность по выплате задолженности по кредиту может быть возложена как на заемщика, так и на поручителя. Следует связаться с должником и объяснить ему ситуацию, одновременно попытавшись убедить его оплатить долг. Если он не сделает этого, погашать задолженность придется поручителю. После этого у него возникает право обратиться в органы суда с регрессным требованием к заемщику о возврате внесенных в банк денег.

Займ был взят родственником или знакомым

Если договор поручительства не оформлялся, обязанность по уплате долга не может быть возложена на других людей, чей номер был оставлен заемщиком как контактный. Исключение составляют общие обязательства супругов, но факт общего долга должен быть доказан в судебном порядке.

Следует объяснить звонящему, что данный займ гражданином не оформлялся и погашать его он не намерен. После этого нужно завершить разговор и внести телефонный номер в ЧС.

Если звонки продолжаются, нужно сообщить коллекторам, что человек намерен обратиться в полицию с заявлением о вымогательстве, и, если эти слова не возымеют эффекта, действительно связаться с сотрудниками правоохранительных органов.

Звонят по поводу неизвестного долга

Это может происходить в случаях, когда человек приобретает симку с номером, который ранее принадлежал должнику, или при указании его номера иными лицами, взявшими кредит.

В такой ситуации нужно выяснить все подробности, в том числе наименование банковской организации, в которую следует обратиться для получения документа, подтверждающего, что займ гражданином никогда не оформлялся.

После этого следует направить в банковскую организацию и коллекторское агентство заявления, в которых нужно разъяснить возникшую ситуацию, уведомить, что данные гражданина используются по ошибке, и предупредить об ответственности за незаконное использование персональных данных. К заявлению нужно приложить копию вышеназванной справки об отсутствии долга, сохранив у себя оригинальный экземпляр.

При личной подаче заявления нужно оставить у себя второй экземпляр, на котором проставляется отметка о приеме документа. В случае отправки посредством почтовой связи, следует сохранить почтовую квитанцию.

Как вести разговор с коллектором?

При звонках по чужим долгам у человека есть возможность вообще не отвечать на них. Если же он все же решил вступить в контакт, следует свести общение к минимуму, а беседу вести уверенно и жестко, соблюдая при этом корректность в выражениях.

Необходимо выяснить у коллектора его ФИО, должность, а также потребовать сообщить наименование компании, ее контактные данные, ИНН и ОГРН, а также другую информацию. Объяснить собеседнику, что если звонки не прекратятся, последует обращение в правоохранительные структуры.

Также при общении с коллекторами рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Если пропущен вызов с незнакомого номера, не стоит на него перезванивать, желательно вначале поискать сведения о нем в интернете.
  2. Вести запись всех бесед с кредиторами, предварительно уведомив их об этом.
  3. Не реагировать на угрозы, не показывать, что человек испытывает страх или раздражение, это только усилит давление со стороны взыскателей.
  4. Не соглашаться на личный контакт с коллекторами.
  5. Сменить номер телефона, если у гражданина имеется такая возможность.
  6. Не сообщать никакой личной информации.

Куда жаловаться?

Если после нескольких попыток объяснить коллекторам, что гражданин не имеет отношения к чужому долгу, звонки продолжаются, у человека есть возможность направить жалобу в следующие организации:

  1. Банк, от имени которого выступают коллекторы.
  2. ЦБ РФ.
  3. Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).
  4. Роспотребнадзор.
  5. Органы полиции и прокуратуры.

Заключение

На сегодняшний день деятельность коллекторских агентств достаточно жестко контролируется ЦБ РФ и правоохранительными органами. Однако, невзирая на это обстоятельство, многие кредиторы допускают различного рода нарушения прав граждан, в том числе, предъявляя им претензии по чужим кредитам.

В таких случаях пострадавшим рекомендуется вначале попытаться решить дело миром, объяснив свою непричастность к долговым обязательствам, если же прийти к соглашению не удалось – смело обращаться с жалобой в вышеперечисленные организации.

Метки: Юридические советы, Долг, Кредит


yurist 77 ru yuridicheskie uslugi