Произошедшие в последние годы общественно-экономические перемены потребовали пересмотра основ правового регулирования отношений по поводу земельных участков, которые долгое время были исключены из гражданского оборота. С одной стороны, признание земельных участков недвижимым имуществом позволило вовлечь их в гражданский оборот и распространить на них нормы гражданского законодательства об объектах гражданских прав. С другой стороны, земля, земельные участки являются весьма специфическим видом имущества: к их использованию всегда предъявляются высокие требования, обусловленные общественной значимостью и многофункциональным значением земли.

Процесс приватизации государственного имущества начался в конце 1980-х годов и занимал центральное место в системе экономических преобразований в Российской Федерации. Земля как пространственный базис, как средство производства также постепенно вовлекалась в процесс передачи от государства к частным собственникам. Правовое регулирование приватизации земли осуществлялось нормативными актами нескольких отраслей законодательства: земельного, гражданского, законодательства о приватизации предприятий. Для законодательного обеспечения проводимой земельной реформы разрабатывались и принимались в основном акты, имевшие подзаконный характер. 

Проводимые в России в последние десятилетия социально-экономические преобразования обусловили переход страны к рыночной экономике и коренной перестройке земельного строя России. Монополия государственной собственности на землю сменилась многообразием форм собственности и созданием института частной собственности на землю. Земельная реформа в России началась более двух десятков лет назад, но, несмотря на это, приватизация земельных участков остается одним из самых актуальных ее направлений. Приватизация  земельных участков является сложным правовым  институтом, представляющим собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, направленные с одной стороны на право прекращения государственной или муниципальной собственности на земельный участок, с другой на возникновение права частной собственности на этот же земельный участок.

Конституцией Российской Федерации в статье 9 установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земля рассматривается при этом в разных аспектах:

В настоящее время правовую основу приватизации земельных участков составляют различные правовые акты в зависимости от приватизируемого объекта.  Приватизация земельных участков осуществляется одновременно с приватизацией расположенных на них объектах недвижимости на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Эти акты применяются и тогда, когда производится приватизация земельных участков под соответствующими объектами недвижимости.

Читайте также: О судебном решении