Стратегической базой улучшения положения детей в Российской Федерации является повышение уровня жизни населения на основе модернизации экономики и развития социальной сферы страны. Правительство Российской Федерации, органы власти субъектов Федерации уделяют этой задаче повышенное внимание. 

Благодаря осуществлению последовательных мер, значительному улучшению   финансирования   социальной   сферы   и   мероприятий государственной политики в интересах детей, удалось добиться определенных положительных результатов в этой области. 

Особое место среди субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. ФЗ от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на первое место в системе субъектов профилактики поставил комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. 

Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении, насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них – погибают, 60% -сироты, достигшие трехлетнего возраста,  попадают в специнтернаты с диагнозом "дебильность"; дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Проводимая в последние годы в России интенсивная ра­бота по социальной поддержке несовершеннолетних активизировала формирование правовых основ защиты прав, интересов детей и подростков. 

В основу правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы была положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность админист­ративно-карательного подхода к детям, социализация кото­рых оказалась деформированной по вине взрослых, на необ­ходимость гарантирования ребенку реального права на дос­тойную форму существования в здоровой социальной среде, да защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи. 

Проблема предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних уходит корнями в XVII в., когда стали предприниматься первые шаги к воспитанию нравственно-испорченных детей. В ХIХ в., особенно во второй его половине, ознаменованной проведением судебных реформ, предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится одним из основных направлений деятельности государства и общества. В это время усиленно развиваются правовые основы так называемой превентивной, то есть предупредительной, политики, немаловажная роль в которой отводилась не только государственным органам, но и общественным формированиям.