Защита прав потребителей - понятие, недавно, вошедшее в нашу действительность.  Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства. Важнейший момент  в развитии потребительского права в РФ -  принятие  Закона РФ от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей». Закон  закрепил важнейшие международно-признанные права потребителей. К основным правам потребителей были отнесены: право на надлежащее качество; право на безопасность; право на информацию; право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей.

 

Кроме того, Закон о защите прав потребителей установил и ряд дополнительных гарантий охраны их прав. К ним, прежде всего, следует отнести: право на получение льгот в сфере, торгового и других видов обслуживания; право на обмен товара надлежащего качества; признание недействительными условий договора, ущемляющих права потребителей.  В Законе «О защите прав потребителей» основной упор сделан на определение имущественной: ответственности за нарушение прав потребителей и, в первую очередь, на возмещение убытков как наиболее полно отвечающее рыночным отношениям. При этом положения Закона опираются на основополагающие принципы гражданского права. Наряду с мерами договорной ответственности,  Закон содержит ряд норм, регулирующих ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей.

 

В Законе о защите прав потребителей  предусмотрена индивидуальная и коллективная защита прав и интересов потребителей. При этом основной упор сделан на государственную защиту их прав. Наряду с общим судебным порядком разрешения споров между изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями в Законе определены специальные государственные органы по защите прав потребителей, их компетенция, а также санкции, которые они вправе налагать за нарушение прав потребителей.

Таким образом, с принятием Закона «О защите прав потребителей» в России начало формироваться законодательство о защите прав потребителей, которое представляют собой специфическое законодательное наслоение над отраслевым законодательством (причем не только над гражданским, но и уголовным, административным и т.д.), основной целью которого является предоставление специфических дополнительных прав потребителям и возложение на их контрагентов дополнительных требований, балансирующих их неравное экономическое положение на рынке. Вместе с тем, очевидно, что с принятием Закона «О защите прав потребителей», не могли быть разрешены все вопросы, касавшиеся проблем их защиты в конкретных областях.

На протяжении  18 лет правоприменительной практики в данный Закон неоднократно вносились изменения, и, несмотря на то это, потребители сталкиваются с целым рядом проблем, требующих незамедлительного решения.  В настоящее время на положении потребителей сказывается большое количество монопольных рынков, деятельность отраслей, относящихся к естественным монополиям, ценовая спекуляция, наводнения потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами, низкий уровень сознания  потребителей, отсутствие или низкий уровень информационных систем, доступных для потребителей, на фоне широкой и наступательной рекламы  и др.

Но, несмотря на это,  Закон «О защите прав потребителей» поставил Российское законодательство о защите прав потребителей на уровень международных стандартов, стал более приближен к реалиям жизни, успешно применяется для регулирования сложных правоотношений, возникающей в такой специфической области, какой является потребительский рынок.