Одним из основных критериев потребительского выбора является информация. Лишь на основе достоверной и полной информации человек может выбрать товар (работу, услугу), обладающие необходимыми ему свойствами. Закон устанавливает общие требования к информации. В соответствии со ст. 8 Закона потребителю должна быть своевременно предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг).

Иными словами, потребитель имеет право знать, что именно ему предлагается, кто предлагает и когда он, потребитель, может получить предлагаемое.

 

Под необходимой информацией понимается, прежде всего, ее полнота. Поскольку потребитель, как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре (работе, услуге), объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения именно этого товара, а также использовать товар по назначению без помощи профессионалов. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. Условно их можно разделить на две группы:

  • Сведения об изготовителе (исполнителе, продавце).

Из-за нестабильности экономики, которая приводит к быстрому появлению и исчезновению компаний, предлагающих потребителям те или иные товары (услуги), вопрос о надежности партнера становится одним из важных критериев потребительского выбора. В соответствии с требованиями закона информация об изготовителе (продавце, исполнителе) должна содержать следующие сведения: фирменное наименование организации, место нахождения организации, режим работы организации, сведения о лицензии (в случае, если данный вид деятельности подлежит лицензированию).

  • Сведения о товаре (работе, услуге).

Как в прежней, так и в новой редакции Закона большое внимание уделено тому, какую информацию о товарах (работах, услугах) изготовитель (продавец, исполнитель) обязаны предоставить потребителю, чтобы обеспечить ему возможность правильного и сознательного выбора. Перечень необходимой информации преследует несколько целей.

Во-первых, он включает информацию, которая подтверждает, что соблюдается базовое право потребителя — право на безопасность. Это  обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги), информация о сертификации, сведения о содержании вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, противопоказания при применении, сведения о действиях потребителя по истечении срока годности товара.

Во-вторых, это своего рода защита от заведомо неправильного использования, то есть информация должна помочь потребителю-непрофессионалу понять, для чего данный товар предназначен, что с ним делать и чего делать ни в коем случае нельзя — сведения об основных потребительских свойствах товаров, правила эффективного и безопасного их использования и т.п.

В-третьих, весь перечень обязательной для предоставления информации в целом защищает потребителя от недобросовестности продавца, который путем сокрытия данной информации мог бы вести потребителя в заблуждение о потребительских свойствах товара и его качестве, то есть повлиять на потребительский выбор нечестным способом. Так, новая редакция закона обязывает продавца предоставить потребителю информацию о том, что продаваемый товар был в употреблении, либо в нем устранялся недостаток.

Сведения о составе продуктов питания в последнее время приобретают для многих потребителей существенное значение. Данная информация очень важна в случаях соблюдения диеты при хронических или иных заболеваниях, для корректировки веса, при интенсивных спортивных нагрузках, да и просто для ведения здорового образа жизни, здорового питания. Дело в том, что в последние десятилетия процессы производства продуктов питания претерпели глубокие и многочисленные изменения: многие натуральные компоненты были заменены на полученные искусственным путем, при выращивании многих растений стали применяться яды для борьбы с вредителями, для сохранения определенных качеств товара в течение длительного времени стали применяться химические препараты - консерванты, и, наконец, широкое распространение получило применение генно-модифицированных организмов (ГМО). Последствия употребления в пищу ГМО наукой не изучены, никто точно не знает, принесет ли их использование при производстве продуктов питания вред, а если принесет, то какой. Поэтому предоставление информации об использовании ГМО для многих людей является очень важным.

Степень значимости этой проблемы отразилась и на процессе изменения Закона, первоначально в тексте комментируемой статьи содержалось требование о предоставлении информации об использовании ГМО без указания на то, какой процент содержания этих веществ является необходимым для того, чтобы указание информации об этом было обязательным. Такая ситуация приводила к различным толкованиям комментируемой статьи, в результате чего появился законопроект о ее изменении в части определения предельной концентрации ГМО, сообщать о котором не обязательно. У этого законопроекта была сложная судьба, но в результате он был принят и в части указания объема ГМО, содержащихся в том или ином продукте, Закон приобрел определенность.  

Законом № 234-ФЗ в пункт 2 ст. 10 Закона, устанавливающий состав обязательной информации, предоставляемой потребителю, внесены изменения. Уточнено, что информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, предоставляется в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента. Такая норма предусмотрена европейскими стандартами и соответствует возможностям современных приборов.

Требование указывать цену в рублях родилось после повального в середине 90-х годов 20-го столетия увлечения продавцами ценами, указанными в долларах США, иных иностранных валютах, или в условных единицах. Это позволяло манипулировать курсами валют, формулами и способами конвертации или пересчета цен. В настоящее время все эти вольности под запретом и в этой части Закон обычно соблюдается.      

Поскольку товар (работа, услуга) — это целый комплекс потребительских качеств, которые должны сохраняться и поддерживаться в течение определенного срока, закон возлагает на продавца (изготовителя, исполнителя), кроме информации о товаре, предоставить потребителю сведения об организациях, уполномоченных на принятие претензий от потребителей и осуществляющих ремонт и техническое обслуживание товара (работы).

  • Закон не только предусматривает обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) предоставить потребителю информацию о себе  и о реализуемых товарах (услугах), но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей согласно статьи  12  Закона.