Общественные объединения потребителей существуют во многих государствах мира не один десяток лет. В России  движение потребителей появилось в сентябре 1988г. – Ленинградский клуб потребителей, чуть позже - Московский  союз потребителей. Потом стали возникать подобные объединения в Новосибирске, Свердловске, Челябинске и других городах. 

Граждане вправе на добровольной основе объединяться  в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с  Федеральным Законом от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях» №82-ФЗ, уставами указанных объединений и законодательством РФ.

 

В  соответствии со ст.45 Закона «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных уставом указанных объединений (ассоциаций, союзов) вправе:

  • участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам),  а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг)  заявленной  продавцами (изготовителями, исполнителями)  информации о них;
  • проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
  • распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите  этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также  иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг)  не являются рекламой;
  • вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии  мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров, по отзыву с внутреннего рынка  товаров (работ, услуг)  не соответствующих предъявляемым  к ним и установленным законодательством РФ  о  техническом регулировании обязательным  требованиям;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении  к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним  обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам РФ;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Главное отличие общества потребителей от государственных органов по защите прав потребителей - их независимость от государства, от политики, от бизнеса. Например, в ситуации,  когда глава администрации города выносит постановление, ущемляющее права потребителей, отдел по защите прав потребителей при администрации вряд и сможет выступить против своего руководителя, а общество потребителей в состоянии это сделать и добиться  отмены незаконного постановления.

Кроме того, общества потребителей очень мобильны. Их деятельность не связывают никакие инструкции и бюрократические согласования. Если сотрудник общества утром столкнулся  с каким-то нарушением потребительских прав одного человека или целого  района,  даже города,  то уже вечером общество может начать их защищать. 

В последние годы  на первые позиции в деятельности независимых организаций потребителей вышли информационное и правозащитное направления. Это легко  объяснимо: чем больше людей через радио, газеты и телевидение узнает о своих правах, тем труднее будет их обманывать, продавать им некачественные товары  и оказывать плохие услуги.

Общественные объединения не имеют полномочий штрафовать нарушителя и действуют, как правило, через суд,    оказывая реальную помощь потребителям.

Несколько лет назад Правительство  России приняло постановление, которым запретило продажу автомобилей с правым рулевым управлением. Автолюбителям, имеющим такие автомобили, было предложено  в течение полутора  лет перенести рулевое управление на левую сторону. Необходимость запрета правительство объяснило  заботой о безопасности граждан: по данным статистики, процент аварий по вине «праворулевых»  автомобилей был довольно значительным.

Московский  союз потребителей (МСП) обратился в суд с требованием обязать правительство определить механизм возмещения потребителям расходов   по перестановке рулевого управления.  Право правительства, объясняли юристы МСП, установить запрет на использование  тех или иных товаров. Однако возлагать на собственника какие-либо обязательства, тем более денежные, противозаконно. Закончилось все благополучно для автолюбителей. Правительство, вероятно, подсчитав, в какую сумму государству обойдется выплата компенсаций на перестановку рулевого управления, отменило постановление до начала судебного процесса.

Понятно,. что в подобной ситуации только организация, независимая от государства, могла выступить против решения правительства.

Организации потребителей при обращении в судебные органы в интересах потребителей освобождаются от уплаты госпошлины. В случае удовлетворения иска, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц или отдельного потребителя, суд принимает решение о возмещении общественному объединению судебных расходов, связанных  с рассмотрением дела  и штраф  пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом потребителю,  взыскивается в пользу общественного объединения  (п.6 ст.13 Закона  «О защите прав потребителей»).