Каждый из нас сталкивался с недоброкачественными товарами, имеющие недостатки (существенные недостатки), с некачественными работами или услугами. Некоторые продавцы или производители изначально ставят перед собой задачу обмануть потребителя.

Однако, риск быть обманутым недобросовестным продавцом товаров или услуг можно свести к минимуму, достаточно соблюдать и знать некоторые особенности законодательства РФ.

Потребитель имеет право на информацию о продавце, работах или услугах. Не должно быть тайной местонахождение офиса, телефон, график работы, юридический адрес, фирменное наименование производителя и т.п. Если какая-нибудь информация о продавце, изготовителе, исполнителе утаивается или предоставляется в некорректном виде (не открывающиеся страницы сайта с адресом, устаревшая информация, под предлогом «переезда» не работающий телефон и т.д.), то стоит насторожиться и, возможно, отказаться от услуг такой конторы.

Перед тем как поставить подпись в договоре или заказе товара стоит всё-таки прочитать сам договор купли-продажи, гарантийные обязательства. Это делается на предмет обнаружения пунктов договора, которые изначально ущемляют права потребителя («свои» условия гарантии, возврата, обмена, которые отличаются от законных актов РФ, направленных на защиту прав потребителей). Стоит помнить, что не допускается уменьшение сроков или ответственности продавца (изготовителя, исполнителя), которые закреплены в Гражданском кодексе РФ и законе «О защите прав потребителей».

Если всё же после завершения сделки обнаружились недостатки, которые продавец не оговорил заранее, то потребитель имеет право по своему выбору потребовать замены товара на товар такой же марки и модели, потребовать замены товара на товар другой марки и модели с перерасчётом цены, потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Стоит помнить, что отсутствие кассового или товарного чеков, а также документов, подтверждающих покупку, не являются основанием для отказа в требованиях потребителя. 

Если продавец, исполнитель или изготовитель отказывается выполнить законные требования потребителя, то потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в суд. 

Помимо возмещения убытков потребитель имеет право требовать от недобросовестного продавца, изготовителя или исполнителя возмещения морального вреда. Размер морального вреда определяется судом и не зависит от суммы убытков.

Исковое заявление о защите прав потребителя не облагается государственной пошлиной.