Закон различает виды гражданской ответственности в зависимости от правовых оснований ее возникновения. Такими видами являются договорная и внедоговорная ответственность. Деление на указанные виды имеет практическое значение при применении мер ответственности. 

Под договорной понимается ответственность, возникшая из договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением одной из сторон определенного обязательства. Внедоговорная ответственность возникает в связи с совершением одним лицом противоправных действий в отношении другого лица, в результате чего последнему причинен определенный ущерб (вред).

Появление на рынке только качественного товара невозможно в принципе. Периодически в гражданский оборот поступают товары, не соответствующие предъявляемым им требованиям. И это следует считать нормальным явлением, ведь попросту невозможно создавать вещи в большом объеме и одинакового качества.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в РФ, является Закон РФ от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей». Закон регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны.

Центральное место в правовой базе защиты прав потребителей с 1992 года занимает Закон РФ «О защите прав потребителей». Этот специализированный правовой акт регулирует всю полноту потребительских отношений.

Защита прав потребителей - понятие, недавно, вошедшее в нашу действительность.  Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства. Важнейший момент  в развитии потребительского права в РФ -  принятие  Закона РФ от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей». Закон  закрепил важнейшие международно-признанные права потребителей. К основным правам потребителей были отнесены: право на надлежащее качество; право на безопасность; право на информацию; право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей.