Рынок ценных бумаг - часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется купля-продажа ценных бумаг. Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: обще рыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К обще рыночным функциям относятся такие, как:

  1. коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операции на данном рынке;
  2. ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;
  3. информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках.
  4. регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

  1. перераспределительную функцию;
  2. функцию страхования ценовых и финансовых рисков.

В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует   формированию эффективной и рацио­нальной экономики, поскольку он стимулирует мобилиза­цию свободных денежных ресурсов в интересах производ­ства и их распределение в соответствии с потребностями рынка. Ценные бумаги абсорбируют временно свободный капитал, где бы он ни находился, и через куплю – продажу помогают его «перебросить» в необходимом направлении. В практике рыночной экономики это ведет к тому, что капитал размещается главным образом в тех производствах, которые действительно необходимы обществу. В результате возникает оптимальная структура общественного производства  и создается бездефицитная экономика, то есть общественное производство в основном соответствует общественному спросу. Это важное достоинство рыночной экономики.

Виды рынка ценных бумаг.

В 1994 году рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильное влияние на внешнеэкономическое и политическое развитие страны.

По критерию эмитента в российском рынке ценных бумаг можно выделить следующие секторы:

  • рынок государственных ценных бумаг;
  • рынок корпоративных ценных бумаг;
  • рынок муниципальных облигаций;

Ведущую роль пока играют первые два, а последний только недавно сформировался..

Рынок государственных ценных бумаг.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передачи которых возможны только при предъявлении (статья 142). Государственные ценные бумаги отличаются от всех других ценных бумаг тем, что их эмитентом, т.е. тем, кто их выпускает, является государство в лице Правительства РФ или органа, которому Правительство поручило эту функцию.

В России, как и во всем мире, эмитентом государственных ценных бумаг является Министерство финансов, точнее, его Главное управление федерального казначейства.

Кроме положения эмитента государственных ценных бумаг, у государства есть не менее важная функция гаранта этих бумаг. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" от 13 ноября 1992 года №3877-1 - основной нормативный акт, зафиксировавший все требования, которые предъявляются к государственным ценным бумагам или иначе говоря, к бумагам государственного долга. К государственному долгу в соответствии с этим законом, относятся не только бумаги, определяющие заимствование Правительством денежных средств в долг на внутреннем рынке, но и гарантии, которые Правительство РФ выдает по каким-то заимствованиям, осуществляемым другими организациями. Государство отличается от любого другого эмитента тем, что оно, в соответствии с возложенными на него и исполняемыми им функциями, является, на мой взгляд, наиболее надежным заемщиком. Потому, в Российской Федерации исполнительная власть является, по существу, монетарной, ибо Правительство, как и Центральный банк РФ, распоряжаются всеми поступившими на территории государства налогами.

Верхний предел государственного внутреннего долга, то есть всех тех государственных ценных бумаг, которые могут быть выпущены в течение года и который остается на конец года, утверждается вместе с бюджетом на соответствующий год. Это - дополнительная гарантия доброкачественности этих бумаг, исполнения обязательств по ним.

Кроме того, что государство является надежным заемщиком, но еще и обеспечивает ликвидность. Ликвидность - возможность в любой момент, ежедневно купить или продать государственную бумагу, при этом, не потеряв вложенные в нее деньги, получить какую-то прибыль. Для того, чтобы обеспечить ликвидность рынка, постоянное его функционирование, очень важно, что оператором этого рынка является Центральный банк РФ, как и центральные банки во всем мире. Он поддерживает не только ликвидность ценных бумаг, но и государственного долга. Следующим элементом характеристики государственных ценных бумаг является доходность. Доходность складывается на рынке.

По сей день государственные ценные бумаги были и остаются практически единственным высоколиквидным, доходным и надежным активом.

В качестве вывода можно отметить, что в условиях сдерживаемой инфляции наличие положительных ставок по государственным обязательствам означает перераспределение национального продукта в пользу кредиторов государства.  Одной из важнейших задач, стоящих сейчас перед эмитентом, становится снижение уровня реальной стоимости обслуживания долга, которого можно достигнуть широким внедрением на рынок более гибких, чем просто дисконтные ценные бумаги, инструментов.

Рынок корпоративных ценных бумаг.

Корпоративные ценные бумаги подразделяются на основные, вспомогательные и производные от основных.

К основным корпоративным ценным бумагам относятся акции промышленных, торговых, транспортных и других корпораций, банков, инвестиционных фондов и компаний, а также облигации, эмитируемые хозяйствующими субъектами.

На рынке корпоративных ценных бумаг обращаются и вспомогательные ценные бумаги - коммерческие ценные бумаги, которые выпускаются корпорациями.

Коммерческие ценные бумаги представляют собой необеспеченные долг. Поэтому только компании с солидным кредитным авторитетом могут привлекать дополнительные средства путем размещения коммерческих ценных бумаг. К ним относятся, например, краткосрочные векселя и сертификаты банков.

В странах с развитой рыночной экономикой коммерческие бумаги в основном выпускаются промышленными корпорациями, финансовыми фирмами (финансовыми компаниями, ссудо-сберегательными предприятиями), государственными предприятиями и банковскими холдинг-компаниями. Коммерческие бумаги выпускаются с целью получения денежных средств с меньшими издержками по сравнению с банковским процентом.

Кроме основных и вспомогательных корпоративных ценных бумаг существуют производные от основных. Наиболее часто применяются преимущественные права приобретения акций, варранты (ордера), опционы, фьючерсные контракты.

Опцион - ценная бумага, дающая владельцу право купить или продать определенное количество акций по определенной цене в течение определенного периода времени или на определенную дату.

Фьючерсный контракт - это контракт, по которому инвестор, заключающий его, берет на себя обязательство по истечении определенного срока продать своему контрагенту или купить у него определенное количество биржевого товара или ценные бумаги по обусловленной цене.

В рынке корпоративных ценных бумаг можно отдельно выделить рынок акций приватизированных предприятий и рынок акций банков.

Рынок акций приватизированных предприятий.

Его гигантский рывок в 1994 году связан в первую очередь с резкой активизацией в мае - июне процесса приватизации крупнейших российских предприятий. Вследствие этого увеличился и объем иностранных инвестиций в акции приватизированных предприятий. К концу года уже более 50 приватизированных предприятий имели вполне ликвидный рынок своих акций. В то же время резкое количественное увеличение торговли акциями приватизированных предприятий было подкреплено качественными изменениями инфрастуктуры рынка, в результате чего данный сектор в наибольшей степени испытывает дефицит в услугах инфраструктурного характера.

Рынок акций приватизированных предприятий оказался весьма доходным. Курс акций некоторых предприятий вырастал в несколько десятков раз за три-четыре месяца.

Рынок акций банков.

"В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами" - так сказано в Федеральном Законе "О банках и банковской деятельности в РСФСР".

В 1994 году банки переживали серьезные трудности, что отразилось на рынке их акций. В то же время российские банки активизировали свою деятельность, что значительно увеличило количество акций в обращении.         

Рынок муниципальных облигаций.

Наиболее неразработанным с законодательной точки зрения остается вопрос эмиссии ценных бумаг субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствие с законом о государственном долге, эти бумаги не включаются в государственный внутренний долг, и федеральное правительство не несет по ним ответственности.

Тем не менее, начиная с 1992 года, Министерством финансов зарегистрировано 55 проспектов эмиссии на субфедеральном уровне.

Подавляющее большинство займов не оказывает влияния на развитие региональных рынков ценных бумаг. Займов выпускаются под реализацию одного проекта (как правило, жилищного) эмитенты не распространяют информацию об эмиссии и препятствуют участию в займе инвесторов из других регионов. Вторичный рынок ценных бумаг в регионах, как правило, отсутствует, и местные органы власти не стимулируют его появление.

В целом, возможности рынка ценных бумаг муниципалитетами пока используется слабо, и следует ожидать значительного увеличения.     

 Регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядоче­ние деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, органи­заций инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и дру­гим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регу­лирование — это подчиненность деятельности данной организации норматив­ным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или ор­ганизациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

  • государственное регулирование рынка, осуществляемое государст­венными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
  • регулирование со стороны профессиональных участников рынка цен­ных бумаг,
  • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

  • поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
  • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
  • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекват­но вознаграждается;
  • в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необ­ходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
  • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

  • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработ­ка законов, постановлений, инструкций, правил;
  • отбор профессиональных участников рынка; современный рынок цен­ных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без професси­ональных посредников.
  • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка.

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг:

  • разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой.
  • выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестицион­ных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован.
  • максимально широкое использование процедур раскрытия инфор­мации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
  • необходимость обеспечения конкуренции как механизма объектив­ного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип
  • реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих префере­нции отдельным участникам рынка.

Государство на российском рынке ценных бумаг вы­ступает в качестве:

  • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
  • инвестора при управлении крупными портфелями акций промышлен­ных предприятий.
  • профессионального участника при торговле акциями в ходе привати­зационных аукционов;
  • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
  • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систе­му судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это регулирова­ние со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает:

  • государственные и иные нормативные акты;
  • государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком можно разделить на:

  • прямое, или административное, управление;
  • косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

  • установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;
  • регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
  • лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
  • поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осу­ществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономи­ческие рычаги и капиталы:

  • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них);
  • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер зара­ботной платы и др.);
  • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
  • государственную собственность и ресурсы (государственные пред­приятия, природные ресурсы и земли).

Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг мини­стерского уровня:

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ; Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

  • Гражданский кодекс РФ, части 1 и II (1995—1996 гг.);
  • Закон «О банках и банковской деятельности» (1990 г.);
  • Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (1995 г.);
  • Закон «О приватизации государственных и муниципальных предпри­ятий в РСФСР» (1991 г.);
  • Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.);
  • Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.);
  • Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992 г.);
  • Закон об акционерных обществах (1996 г.)
  • Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);
  • Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
  • Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.
  • Положения и постановления, принимаемые Федеральной Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно. Так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг», представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Функциями само регулируемых организаций являются:

  • разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
  • осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;
  • контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;
  • обеспечение правдивой информацией участников рынка;
  • обеспечение защиты участников в государственных органах управления.

Институты рынка и, прежде всего биржи, являются саморегулиру­ющимися организациями. Биржи требуют от всех участвующих в ее опе­рациях строгого следования предписанным правилам и процедуре, сло­жившимся традициям, а также регулярно проверяют фактическую фи­нансовую устойчивость членов биржи через обследования и опросы. Существование арбитража позволят не доводить подавляющее количест­во конфликтов до суда.

Надежность выпускаемых ценных бумаг обеспечивается действием принципа полного предъявления, то есть полного раскрытия всей не­обходимой информации эмитентом, выходящим на первичный рынок, Ко­миссии по ценным бумагам и биржам. Если бумага попадает на вторич­ный рынок и обращается на бирже, то проводятся систематические уточнения кредитоспособности эмитента спустя 1, 2, 3 года после эмиссии.

Общим принципом является саморегулирование институтов рынка ценных бумаг под наблюдением государственных органов. Разрабатыва­ется и внедряется стандартизация в бухгалтерский учет, формы отче­тов и балансов, процедуру полного регулирования. Высшие регулирую­щие органы систематически публикуют в специальных изданиях интерп­ретации законов и распоряжений, запретов и правил. Все регулирова­ние направлено на создание обстановки законности, честности, отк­рытости, гласности, защиты рынка и инвесторов от возможных махина­ций и мошенничества.

Согласно действующему российскому законодательству фондовая биржа относится к участникам рынка ценных бумаг, организующим их куплю-продажу, т. е. «непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами».  По закону фондовая биржа не может совмещать деятельность по организации торговли ценными бумагами с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Поэтому ее задачи и функции определяются тем положением, которое фондовая биржа занимает на рынке ценных бумаг как ее участник. Являясь организатором рынка ценных бумаг, фондовая биржа первоначально занимается исключительно созданием необходимых условий для ведения эффективной торговли, но по мере развития рынка ее задачей становится не столько организация торговли, сколько ее обслуживание. Фондовая биржа относится к числу закрытых бирж. Это означает, что торговать на ней ценными бумагами могут только ее члены. Фондовая биржа — это некоммерческая организация, поэтому в ее деятельности заинтересованы те, кто профессионально занимается ценными бумагами.

Членами российских фондовых бирж являются, как правило, юридические лица. В зарубежной практике можно выделить разное отношение к категории членов фондовой биржи. В одних странах предпочтение отдается физическим лицам (США), в других — юридическим (Япония, Канада), в третьих (их большинство) — не делается различия между физическими и юридическими лицами.

Биржа рассматривается как саморегулируемая организация, действующая на принципах биржевого самоуправления. Это проявляется в том, что в рамках действующего законодательства биржа сама принимает решение об организации своего управления, что находит отражение в ее уставе. В соответствии с российскими законодательными документами фондовые биржи создаются в форме некоммерческого партнерства.  Ее органы управления делятся на общественную и стационарную структуры.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью  биржи осуществляет ревизионная комиссия, которая избирается общим собранием членов биржи одновременно с биржевым советом.

Ревизионная комиссия вправе оценить правомочность решений, принимаемых органами управления биржи. К общему собранию членов биржи ревизионная комиссия проводит документальную проверку финансово-хозяйственной деятельности биржи (сплошную или выборочную), ее торговых, расчетных, валютных и других операций.

Ревизии проводятся не реже одного раза в год. Члены ревизионной комиссии вправе требовать от должностных лиц биржи представления всех необходимых документов и личных объяснений.

Результаты проверок направляются общему собранию членов биржи. При отсутствии аудиторов ревизионная комиссия составляет заключение по годовым отчетам и балансам, на основании которого общее собрание членов биржи может его утверждать. Члены ревизионной комиссии обязаны потребовать созыва чрезвычайного собрания членов биржи, если возникла серьезная угроза интересам биржи.