Объекты недвижимости, как и иные вещи, считаются не ограниченные в обороте (п. 1, 2 ст.129 ГК). Объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Ограниченно оборотоспособные объекты определяются в порядке в соответствии с  установленным законом.

Объекты недвижимости – здания, сооружения, жилые и нежилые помещения – свободно участвуют в обороте, если они не исключены из оборота установленным законом.

 

Следует отметить, что под «правовым режимом имущества понимается наличие определенных правил  реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом». А важной характеристикой правового режима объектов гражданских прав  является оборотоспособность. По этому критерию вещи, в том числе и недвижимость, делятся на три категории:

  • не ограниченные в обороте объекты – которые могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) или иным способом;
  • ограниченно оборотоспособные объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам  гражданского оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению;
  • изъятые из гражданского оборота объекты.

Из гражданского оборота в первую очередь «изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметами гражданско-правовых сделок».  Перечень объектов  недвижимого имущества, которые находятся исключительно в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная «Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2284».

В данный перечень входят: недра, лесной фонд, водные ресурсы; охраняемые или особым образом использованные природные территории с находящимися на них объектами недвижимости; специальные полигоны для испытания вооружений и военной техники; табельное и штатное военное имущество; мелиоративные системы и сооружения; недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утвержденному Правительством РФ; портовые гидротехнические сооружения и объекты, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов; атомные станции; объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов; стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, территориальные центры социального обслуживания, а также школы – интернаты для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы – интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей и престарелых; радиотелевизионные передающие центры; объекты управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, аэродромы федерального  значения и т.д.

При регулировании оборота объектов, имеющих жизненно важное значение для общества, применяется принцип невосполняемых природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица  к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (п.3 ст. 129 ГК). Оборотоспособность земельных участков установлена – земельным, водным, лесным и другим законодательством. В соответствии со ст. 260 ГК,  собственник земельного участка свободно владеет, пользуется и распоряжается им, поскольку соответствующие земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Изъятые из оборота земли не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ограниченные в обороте земли не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из оборота изъяты (п.4 ст. 27 ЗК) земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст.95 ЗК);
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования  и органы;
  • здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружения, линиями связи и коммуникациями, возведенными, а интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Ограничены в обороте в соответствии с п.5 ст. 27 ЗК  земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности:

  • пределах особо охраняемых природных территорий, не указанных в п.4 ст.27 ЗК;
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, обороной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
  • не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
  • предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных территорий и т.д.

Статью 134 ГК РФ целесообразно дополнить указанием на такую сложную вещь, как комплекс недвижимого имущества. Оборотоспособность такого рода вещей (комплексы газо- и электростанций, насосных станций и т.п.) не вызывает сомнений. Для признания недвижимой вещью комплекс должен отвечать критериям недвижимости, закрепленным в ст. 130 ГК РФ. Специальной отличительной особенностью комплекса могло бы стать объединение разнородных вещей хозяйственным единым назначением

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Следует отметить, что «участки недр и земельные участки относят к недвижимости в силу своих природных свойств, а  здания и сооружения – в силу прочной связи с землей  и невозможности перемещения  без ущерба назначению (ст.130 ГК). Но если иное не установлено законом, право собственности на участок распространяется на находящиеся в границах участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (п.2 ст.261 ГК)».

Недвижимость – индивидуально определенная вещь. Описание  и индивидуализация объекта недвижимого имущества, в результате чего объект недвижимости приобретает такие характеристики, которые позволяют выделить его из других объектов недвижимого имущества, осуществляется посредством кадастрового учета и технического учета. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  является федеральным органом, осуществляющим государственные услуги и функции в сфере: землеустройства; ведения кадастров недвижимости; инвентаризации объектов недвижимости; государственной кадастровой оценки земель (в том числе для исчисления земельного налога); оценки иных объектов недвижимости (в том числе для исчисления налога на имущество).

Порядок описания объектов недвижимости включает две стадии:

  • техническую, которая характеризуется в подготовке описания объекта коммерческой организацией – проведении землеустройства участка землеустроительной организацией (с формированием межевого дела) или технической инвентаризации объекта аккредитованной организацией (БТИ) с составлением технического паспорта;
  • стадия государственного учета, которая заключается во внесение данного объекта в Государственный кадастр объектов недвижимости, который ведется на базе Государственного земельного кадастра и Единого  государственного реестра объектов градостроительной деятельности.

Учет объектов недвижимости сопровождается присвоением ему кадастрового номера. «Кадастровый номер – это номер, который не повторяется, и  который присваивается недвижимости при осуществлении кадастрового и  технического учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством РФ,  и    сохраняется  пока объект недвижимости  существует,  как единый объект зарегистрированного права». Кадастровый номер здания  или сооружения состоит из  кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание  или сооружение, и инвентарного номера помещения.

 

Кадастровый учет земельных участков и инвентаризация зданий, сооружений, строений, жилых и нежилых помещений необходимы для государственной регистрации прав. Однако кадастровый и технический учет имеют разное юридическое значение. При техническом учете происходит не формирование, а только описание реально существующего объекта.

Порядок технической инвентаризации регулируется не федеральными законами, а нормативными актами исполнительной власти: «Постановлениями Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301 «О государственном учете  жилищного фонда в Российской федерации»  и от 04 декабря 2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства». «Отсутствие государственного учета представляет невозможным приобретение прав на недвижимость, поскольку планы объектов являются необходимым документом для предоставления в регистрирующий орган. В соответствии с п.3 положениями об организации в Российской Федерации государственного технического учета и инвентаризации установлено, что объекты капитального строительства, подлежащие государственному техническому учету и технической инвентаризации – это: объекты, завершенные  строительством и принятые в эксплуатацию; самовольно возведенные завершенные строительством объекты; объекты, незавершенные строительством, в том числе объекты, разрешение на строительство которых не выдавалось; бесхозные объекты».

Техническая инвентаризация необходима для государственного технического учета всех объектов, инвентаризация которых ранее не проводилась. Плановая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет. Внеплановая проводится при изменении объекта (перепланировка, переоборудование, реконструкция) и при совершении сделок с данным объектом. Объекты технического учета – это объекты гражданских прав, т.е. здания, индивидуальные жилые дома,  квартиры. Однако объекты технического учета не всегда являются объектом гражданских прав. Проводится инвентаризация и учет домовладений, многоквартирных домов, имущественных комплексов, кондоминиумов. Объектами имущественных прав  и сделок являются жилые дома и хозяйственные постройки в домовладении, квартиры и нежилые помещения в многоквартирных домах, здания и сооружения в производственно – технологических и других комплексах.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что проведение технической инвентаризации объектов недвижимости носит учетный характер и не является юридически обязательной презумпцией для органов юстиции, проводящих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В том случае, если органом юстиции будет установлено, что на государственную регистрацию представлены права по поводу объекта, который не является недвижимой вещью, то орган юстиции вправе отказать в регистрации со ссылкой на то, что объект не является недвижимой вещью. Таким образом, действия органа юстиции носят фактически контрольный характер по отношению к первоначальной оценке объекта недвижимости, производимой органом технической инвентаризации.