Рассмотрим последовательность событий, предшествующих возбуждению дела о банкротстве организации, и режимы проведения финансового оздоровления организаций, до момента признания арбитражным судом должника банкротом. 

Профилактика неплатежеспособности представляет собой начальный режим превентивного финансового оздоровления, целью которого является недопущение формирования признаков банкротства, установленных для данной категории организаций (просроченной более 3 или 6 месяцев кредиторской задолженности) в результате возникновения каких-либо финансовых проблем. В данном режиме организация-должник и ее собственники самостоятельно формируют систему процедур по восстановлению платежеспособности. Режим предотвращения возбуждения дела о банкротстве организации применяется в отношении тех организаций, у которых уже есть признаки банкротства. Причем эти признаки в силу сложившихся обстоятельств существуют стабильно и являются фактом хозяйственной деятельности организации.

 

В главе 2 Закона о банкротстве, имеются две статьи (ст.ст. 30 и 31 Закона о банкротстве).

Ст. 30 Закона о банкротстве посвящена мерам по предупреждению банкротства, но, о мерах в этой статье ничего не говорится, а говорится о необходимости и обязанности их применять. 

В соответствии с п. 2 той же статьи своевременные меры по предупреждению банкротства должны предпринимать: учредители (участники) организации; собственник имущества унитарного предприятия; федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти.

Органы власти должны проводить предупреждение банкротства в случаях, предусмотренных законодательством, например если должником является стратегическая или градообразующая организация.

Пунктом 3 рассматриваемой статьи предусмотрено, что помимо лиц и органов, перечисленных выше, которые обязаны применять меры по оздоровлению должника, есть лица, которые могут осуществлять эти меры добровольно по соглашению с организацией — это кредиторы и иные лица.

Режим восстановления платежеспособности применяется в основном к организациям, в отношении которых проводятся процедуры банкротства. Это особый правовой режим, в котором законодательно установлены права, обязанности и различные ограничения для участников. В частности, ограничиваются права организации-должника и его собственников и в то же время, наоборот, увеличиваются права кредиторов в отношении организации-должника. Появляются новые участники, от действий и поведения которых зависит судьба организации, арбитражные управляющие, которые в соответствии с законом должны выполнять функции вне зависимости от того, желают этого должник и кредиторы или нет.

Как в судебных, так и внесудебных процедурах антикризисного управления одним из главных действующих лиц является лицо, под непосредственным руководством которого реализуется комплекс мероприятий по выводу организации из кризиса либо по ее ликвидации. При этом специалистов, осуществляющих досудебную санацию организации, относят к антикризисным управляющим.

Внесудебные процедуры — меры по восстановлению платежеспособности должника — осуществляются по решению собственников или менеджмента предприятия в целях предупреждения его банкротства. Обычно такие процедуры проводятся на первых стадиях потери платежеспособности должником для смягчения проявлений кризиса и недопущения развития ситуации до необходимости введения судебных процедур.

Функция антикризисного управляющего во внесудебных процедурах — консультант руководителя по антикризисным мероприятиям, менеджер по антикризисному управлению (кризис-менеджер). Выполнение функций консультанта не предусматривает обязательную работу антикризисного управляющего в штате предприятия. Такие услуги могут оказывать специализированные консалтинговые организации.

Судебные процедуры проводятся по решению арбитражного суда вне зависимости от воли собственника предприятия. При этом арбитражный управляющий выполняет функции контроля за действиями органов управления должника, обеспечения сохранности его иму­щества, осуществления анализа финансового состояния, составления регистра требований кредиторов, организации первого собрания кредиторов в процедуре наблюдения. В процедуре финансового оздоровления рассмотренные функции дополняются обязанностью рассмотрения отчетов о выполнении плана финансового оздоровления и предоставления соответствующего заключения. В процедурах внешнего управления и конкурсного производства арбитражный управляющий непосредственно управляет предприятием-должником.

В режимах профилактики неплатежеспособности и предотвращения возбуждения дела о банкротстве органы управления организации-должника и ее собственники могут определять свои действия и самостоятельно выбирать механизмы реабилитации, не согласовывая их с кем-либо, а в режимах восстановления платежеспособности и проведение ликвидационных процедур главным действующим лицом становится арбитражный управляющий реализующий комплекс мероприятий.

Рассмотрим происходящие процессы с точки зрения защиты интересов организации-должника в судебных процедурах. В том числе с этой позиции проанализируем и деятельность арбитражного управляющего, который в соответствии с Законом о банкротстве является тем лицом в судебном процессе, от которого ожидают если не окончательного решения о том, восстанавливать организацию-должника или нет, то, по крайней мере, обоснования его предложений по этому поводу.

Предоставляемые законодательством возможности защиты прав и интересов организаций и их собственников, а также возможности восстановления платежеспособности используются не в полной мере.

Это подтверждается сведениями о рассмотрения арбитражными судами Российской Федерации дел о банкротстве организаций, опубликованные на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ. Количество дел о банкротстве, завершившихся сохранением организации, ничтожно мало по сравнению с количеством дел, завершившихся ликвидацией. Например, в 2006 г. на 76  447 процедур конкурсного производства приходилось только 1 092 процедуры внешнего управления, мирового соглашения и финансового оздоровления в совокупности, в году 2007 на 19 238 процедур конкурсного производства – 911 процедур внешнего управления, мирового соглашения и финансового оздоровления, а в 2008 году на 13  916 процедур конкурсного производства - 753 процедуры внешнего управления, мирового соглашения и финансового оздоровления. Эти данные в очередной раз подтверждают необходимость проведения подробного анализа возможностей и мер по защите интересов организации в судебных процедурах.

Некоторые меры могут быть применены еще на этапе, когда заявление о признании организации банкротом подано, но дело еще не возбуждено, хотя последнее представляется неизбежным. Эти меры нельзя назвать прямо направленными на решение вопросов восстановления платежеспособности или финансовое оздоровление, но позволят обеспечить лучшие условия для проведения последующих процедур.

Напомним, что в данной работе используется обобщенное понятие «собственник» организации. При этом собственник может быть один или участников может быть много — коллективный собственник.

Для государства как собственника в зависимости от доли участия в собственности организации может быть различная степень влияния на принимаемые рассматриваемым в общем случае коллективным «собственником». В случае унитарного предприятия и при наличии контрольного пакета государство через свои уполномоченные органы определяет решения собственника. В других обстоятельствах степень влияния может быть не столь определяющей.

Представляется естественным, чтобы организация, в отношении которой возбуждается дело о банкротстве, а также ее собственники не оставались в стороне от процессов, происходящих в период рассмотрения заявления и после возбуждения дела о банкротстве, а активно влияли в рамках Закона о банкротстве на проведение процедур банкротства.

Первое, на что можно влиять, это выбор конкретного арбитражного управляющего, который будет назначен арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения. В связи с важной ролью арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства организации-должнику и ее собственнику целесообразно контролировать процесс его назначения.

Прежде всего, организации-должнику целесообразно реализовать свое право на доступ к проведению отбора кандидатур арбитражного управляющего. В соответствии с п. 3 ст. 45 Закона о банкротстве организации-должнику должен быть обеспечен свободный доступ к проведению процедуры отбора кандидатур арбитражного управляющего.

Организации в лице руководителя или его представителя целесообразно ознакомиться с кандидатурами арбитражных управляющих, включая опыт работы, квалификацию и др. Должник имеет право высказывать свое мнение по кандидатуре арбитражного управляющего, в том числе и при утверждении данной кандидатуры арбитражным судом.

Процедура отбора и назначения арбитражного управляющего в целом сохраняется при введении всех процедур банкротства, кроме мирового соглашения. Исключение составляет тот случай, когда собрание кредиторов может своим решением выбрать кандидатуру арбитражного управляющего или желает сохранить на последующую процедуру банкротства (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство) арбитражного управляющего, который работал в предыдущей процедуре и их устраивает. В этом случае саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее - СРО АУ) (п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве) рассматривает кандидатуру и представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным Законом о банкротстве.

 

Некоторые особенности имеет случай, когда заявление о банкротстве подано самой организацией-должником. В соответствии со ст. 37 Законом о банкротстве должник-заявитель сам выбирает кандидатуру арбитражного управляющего или СРО АУ, из числа членов которой должен быть назначен арбитражный управляющий для проведения процедуры наблюдения. Организация может «вручить свою судьбу» в руки дружественной команды, что является важным инструментом по защите своих прав и законных интересов.

Вторым значимым положением, которое определяет возможности защиты прав и законных интересов собственников в процедурах банкротства, является возможность участия и влияния на проведение процедур банкротства через своих представителей. Поэтому представителя собственника целесообразно назначить незамедлительно.

В силу Закона о банкротстве представителем собственников может быть председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника-организации, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления организации, либо лицо, избранное учредителями (участниками) организации для представления их законных интересов при проведении процедур банкротства.

Если представитель собственников не был избран, то по умолчанию им является председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления организации.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, предоставленными другими лицами, участвующими в деле о банкротстве, до начала судебного разбирательства, заявлять ходатайства, делать заявления, обжаловать судебные акты, а также обладают другими правами, установленными ст. 41 АПК РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве представитель собственника вправе участвовать без права голоса в собрании кредиторов и выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Представитель собственника в процедурах банкротства обладает правами лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона о банкротстве), а в процедуре конкурсного производства правами лица, участвующего в деле о банкротстве (п. 3 ст. 126 Закона о банкротстве). Для участия в процессе представителю собственника имущества необходимы полномочия, предоставленные собственником, на представление его законных интересов при осуществлении процедур банкротства.

При рассмотрении возможностей защиты прав и законных интересов собственников организаций в процедурах банкротства надо учитывать, что помимо представителя собственника лицом, заинтересованным в сохранении организации и восстановлении ее платежеспособности, является руководитель должника.

В процедурах наблюдения, финансового оздоровления руководитель должника - это лицо, назначенное собственником в установленном порядке, которое подотчетно собственнику и должно проводить в жизнь его стратегическую линию. Кроме того, важно, что именно руководитель обладает всей полнотой информации о финансово-экономическом состоянии должника и о причинах, приведших организацию к роли должника в процедурах банкротства.

Вместе с тем следует обратить внимание, что во многом именно действия руководителя в период, предшествующий возбуждению дела о банкротстве, определили то, что в отношении организации возбуждено дело о банкротстве. Эти действия могли быть объективно добросовестным, позволяющими минимизировать последствия финансового кризиса организации, а также могли быть неправильными и способствовать скатыванию процесса к банкротству. Собственник заинтересован в том, чтобы деятельность руководителя была подвержена детальному анализу, и в случае признания его действий неквалифицированными или недобросовестными должны быть приняты меры, вплоть до освобождения руководителя от занимаемой должности и возбуждения в его отношении мер, предусмотренных действующим законодательством.

Возможности успешного, с точки зрения собственника, проведения процедур банкротства во многом определяются тем, удастся ли наладить позитивное взаимодействие между добросовестным руководителем должника, представителем собственника и назначенным для проведения процедуры арбитражным управляющим.

Поскольку, как уже было сказано, представитель собственников в процедурах банкротства обладает правами лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве, а в процедуре конкурсного производства - правами лица, участвующего в деле о банкротстве, собственники могут через него проводить обжалование вынесенных арбитражным судом в процедуре банкротства судебных актов, если:

  • для вынесения судебного акта, по мнению собственников, отсутствуют основания или нарушены требования, предусмотренные Законом о банкротстве;
  • вынесение такого акта нарушит права и законные интересы собственников организации.

В связи с установленной Законом о банкротстве особой ролью СРО АУ в процедурах банкротства, ее возможностями контроля проведения процедур и влиянием на деятельность арбитражного управляющего целесообразно выстроить конструктивные отношения с заявленной СРО АУ.

Взаимодействие с СРО АУ может включать помимо участия в решении вопросов по отбору и согласованию кандидатур арбитражных управляющих также выработку совместных мероприятий для обеспечения эффективности проведения процедур банкротства, подачу жалоб на действия арбитражных управляющих, других лиц и т.п.

При проведении процедур банкротства собственникам организации в целях зашиты своих прав и законных интересов через своего представителя и руководителя организации целесообразно установить контроль:

  • действий арбитражного управляющего, кредиторов, других участников дела о банкротстве;
  • решений собрания (комитета) кредиторов;
  • судебных актов арбитражного суда — для оперативного реагирования на возможные изменения ситуации и проведения своевременной коррекции позиции собственников в отношении дела о банкротстве организации.

С этой целью представителю собственников совместно с руководителем организации необходимо обеспечить конструктивный диалог и своевременное получение информации о ходе процедуры, принимаемых решениях и другой информации от арбитражного управляющего.

Еще одно важное общее положение Закона о банкротстве, которое определяет возможности защиты имущественных прав собственников должника в процедурах банкротства, заключается в возможности предъявлять через своего представителя возражения на требования кредиторов и уполномоченных органов. Такие же права предоставлены руководителю организации-должника, арбитражному управляющему, кредиторам (ст. 71 Закона о банкротстве). Это позволяет защитить организации от необходимости отвечать по необоснованным требованиям и выдуманным долгам, в том числе таким, которые в силу разных обстоятельств могут быть даже признаны руководителем организации и/или арбитражным управляющим.

Право на предъявление возражений со стороны представителя собственников в различных процедурах банкротства определено ст.ст. 71, 100 и 142 Закона о банкротстве.

Требования кредитора или уполномоченного органа, являющегося заявителем по делу о банкротстве, рассматриваются арбитражным судом и соответствии со ст. 48 Закона о банкротстве в судебном заседании с участием заявителя, должника, представителя собственников. Требования других кредиторов рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности для включения в реестр требований кредиторов. Требования, по которым не заявлены возражения, могут быть рассмотрены без при влечения лиц, участвующих в деле.

Именно поэтому очень важно, чтобы все предъявленные требования были проанализированы со стороны лиц, заинтересованных в восстановлении платежеспособности организации-должника.

К числу мер по восстановлению платежеспособности организации в процедурах банкротства можно отнести также предусмотренную возможность удовлетворения требований кредиторов организации за счет средств собственников. В соответствии со ст. 125 Закона о банкротстве в любое время проведения процедур банкротства до окончания конкурсного производства собственники организации-должника вправе одновременно удовлетворить все требования кредиторов за счет своих средств в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику-организации денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований.

В случае принятия решения о погашении всех требований за счет средств бюджета организация должна уведомить кредиторов и арбитражного управляющего об удовлетворении требований кредиторов за счет денежных средств, предоставленных для этих целей. 

Еще одной мерой характера, направленной на увеличение вероятности восстановления платежеспособности, является возможность отдельного погашения задолженности по всем обязательным платежам со стороны собственников и третьих лиц, что предусмотрено в каждой из процедур банкротства — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство (ст.ст. 71.1, 85.1, 112.1, 129.1 Закона о банкротстве).

В разных процедурах и при разной специфике дела о банкротстве в качестве представителя должно выступать лицо, которое лучше всего сможет «вести» организацию. Это может быть юрист, если велика роль процедурных вопросов и планируется переход в мировое соглашение; это может быть специалист в области оценки, если процедура ориентирована на конкурсное производство; экономист — если будут осуществляться действия, направленные на восстановление платежеспособности в процедурах финансового оздоровления или внешнего управления. Отметим также, что если при проведении процедур банкротства имеют место вопросы секретности, то в качестве представителя необходимо назначать лицо, имеющее соответствующую форму допуска.