Одной из целей проведения анализа в процедурах банкротства является обоснование возможности или не возможности восстановления платежеспособности организации. В п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве определено, что отчет временного управляющего должен содержать два приложения, одно из которых - «заключение о финансовом состоянии должника», а другое — «обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур». 

Очевидно, что такое обоснование должно учитывать сроки, определяемые Законом о банкротстве для проведения соответствующих реабилитационных процедур. В соответствии с п. 2 ст. 92 совокупный срок проведения процедур банкротства не может превышать двух лет. Еще одной целью является выбор наиболее подходящей процедуры для данной конкретной ситуации, в которой находится должник. Выбор в целом определяется процедурами, предусмотренными законодательством, это процедуры финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения или ликвидации в конкурсном производстве.

 

Указанные цели финансового анализа в соответствии с законодательством о банкротстве должны быть целями анализа, который проводит арбитражный управляющий. Но обоснованные сведения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности организации, т.е. ее расчета по долгам, прежде всего, интересуют собственников и кредиторов организации должника. Отметим, что кредиторы не всегда обладают всеми необходимыми сведениями, необходимыми для проведения детального анализа, а собственникам организации-должника эти сведения доступны не в меньшей, если не в большей степени, чем арбитражному управляющему.

Особенно это важно во время проведения процедуры наблюдения, по результатам которой все лица, участвующие в деле о банкротстве, должны сформировать свою позицию относительно дальнейшей судьбы организации-должника.

Необходимым условием формирования оптимальной позиции заинтересованных лиц в процедурах банкротства проведение в процедуре наблюдения всестороннего финансового анализа и выбор дальнейшей, наиболее целесообразной процедуры банкротства на основании оценки возможности (невозможности) восстановления платежеспособности организации.

Как было сказано выше, проведение такого анализа и выработка предложений по последующей процедуре являются обязанностью арбитражного управляющего. Вместе с тем нормативные документы в сфере банкротства содержат только правила финансового анализа, но нет никаких указаний по методике выбора и обоснования возможности восстановления платежеспособности и введения последующей процедуры банкротства.

Рассмотрим методику выбора последующей после наблюдения процедуры банкротства, которая позволит сформировать позицию лиц, участвующих в деле о банкротстве, с учетом реальных возможностей организации.

Предлагаемый алгоритм принятия решения о наиболее целесообразной процедуре банкротства основан на сопоставлении объема прибыли, которую можно получить от основной, операционной и внереализационной деятельности организации, и суммы долга, которую обходимо погасить к концу проведения процедуры банкротства. Трудность задачи заключается в том, что и прибыль, которую может накапливать организация, и сумма долга во времени меняются — растут с увеличением сроков проведения процедур.

Выбор той или иной процедуры банкротства основывается на оценке возможности (или невозможности) должника накопить достаточно средств для того, чтобы рассчитаться по долгам в законодательно установленные сроки. Данный выбор представляет собой процесс принятия решения на основе имеющихся данных о ресурсах, возможностях и обязательствах организации-должника.

Исходные данные, необходимые для принятия обоснованного решения, можно классифицировать по следующим группам:

  • данные о задолженности перед кредиторами, включая сведения о суммах долга и составе кредиторов по очередям;
  • данные о финансово-экономическом состоянии должника, включая сведения об имуществе, имеющихся ресурсах и производственных мощностях, а также о состоянии производства;
  • данные о состоянии рынков, на которых осуществляет свою деятельность организация-должник, включая сведения о возможностях снабжения и сбыта продукции организации-должника;
  • данные о дополнительных внешних финансовых ресурсах, включая возможности кредитования, помощь третьих лиц, в том числе со стороны государства, и т.п.

Алгоритм формирования решения о той или иной процедуре банкротства зависит от того, какой критерий заложен в основу работы алгоритма. Очевидно, что конечный положительный результат, под которым будем понимать расчет организации-должника по долгам, в некоторых случаях может быть достигнут разными способами. Средства для расчетов могут быть заработаны в ходе осуществления текущей деятельности, а могут быть получены в результате распродажи имущества организации.

Для кредиторов, обычно, безразлично, каким способом им будут возвращены деньги. Кредиторы могут быть заинтересованы в том, чтобы с ними рассчитались в наиболее короткие сроки, даже если они получат меньше денег, чем ждать пока должник заработает необходимую сумму.

В алгоритме, который был рассмотрен, применяется следующий критерий выбора процедуры для должника.

Главным приоритетом (целевая функция) выбора процедуры банкротства является максимальное удовлетворение требований кредиторов в ограниченные сроки проведения процедур. 

Вместе с тем при выборе процедуры банкротства применен следующий принцип (ограничительная функция). В том случае, если цель обеспечения расчета по требованиям кредиторов может быть достигнута различными способами, предпочтительным считается тот, при котором сохраняется возможность осуществления производственной деятельности должника и в меньшей степени ущемляются интересы его собственников.

Выбор оптимальной процедуры предопределяется участием основных заинтересованных лиц (кредиторов, должника, арбитражного управляющего) и суда в выработке решений, влияющих на ход процедур банкротства на основе диспозитивности. Например, собрание кредиторов вправе принять либо отклонить план внешнего управления, обязав внешнего управляющего доработать план, или обратиться в суд с ходатайством об отстранении управляющего, или принять заявить ходатайство о введении конкурсного производства. В свою очередь, должник и собственники в рамках свой компетенции вправе принять решения относительно возможности реализации отдельных мер по восстановлению платежеспособности, а также определить конкретные параметры их осуществления.