Государственная политика в сфере регулирования кризисных ситуаций заключается в выработке и реализации стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния государственной системы и институтов экономической системы. 

Роль антикризисного регулирования заключается в создании такой системы антикризисного управления во внесудебных и судебных процедурах, которая обеспечивает комплексное решение, направленное на преодоление кризисных ситуаций у различных хозяйствующих субъектов и удовлетворение интересов всех лиц участвующих в процессе. Задачей реабилитации является ликвидация лицом, осуществляющим управляющим реабилитацию (консультантом, арбитражным управляющим) факторов, вызвавших накопление долгов и создание условий для обеспечения текущей платежеспособности на будущие периоды.

 

Комплексный подход к исследованию эффективности реабилитации предполагает определение набора мер, позволяющих повысить эффективность управляющего воздействия.

Стоит отметить, что в досудебных процедурах управления системой банкротства основанная роль по принятию решений принадлежит руководству и собственникам организации-должника, в судебных процедурах – арбитражному управляющему. При этом, проводя мероприятия в досудебных процедурах, необходимо использовать имеющиеся правовые механизмы реабилитации и ориентироваться на действующие нормы и требования законодательства о банкротстве с целью осуществления единообразного подхода и исключения возможности нарушения заложенных в нем принципов.

Оценивая действующую модель системы банкротства в судебных процедурах, необходимо отметить, что достижение основной цели данных процедур зависит от возможности организаций-должников и их собственников восстановить платежеспособность и сохранить организацию, а для кредиторов получить удовлетворение своих требований в максимальном объеме в той или иной процедуре банкротства. Наиболее благоприятными для этой цели являются реабилитационные процедуры.

На настоящем этапе, наиболее актуальными являются меры по дальнейшему совершенствованию положений Закона о банкротстве, которые можно разделить на:

  • меры позволяющие ускорить принятие управленческих решений и осуществление управленческих действий в целях обеспечения соблюдения сроков ведения отдельных процедур банкротства;
  • меры, позволяющие упорядочить правовой статус субъектов управления в целях оптимизации организационной структуры управления.

Предлагаемые меры по совершенствованию правового и организационного регулирования управления позволяют оптимизировать действующую модель управления системой банкротства посредством установления:

а. нормативных предписаний, позволяющих ускорить принятие управленческих решений и осуществление управленческих действий в целях обеспечения соблюдения сроков ведения отдельных процедур банкротства, включающих:

  • установление обязанности временного управляющего представлять анализ финансового состояния на рассмотрение совета директоров/собрания участников (акционеров) должника до его вынесения на рассмотрение первого собрания кредиторов для выработки совместной позиции относительно предлагаемой собранию кредиторов дальнейшей процедуры банкротства (внесение изменений в ст. 70 Закона о банкротстве);
  • установления порядка взаимодействия временного/административного управляющего с органами управления должника либо собственником имущества должника — унитарного предприятия по вопросу утверждения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности на предмет предварительного согласования всех параметров указанных документов и подготовки к внесению на рассмотрение собрания кредиторов (внесение изменений в ст. 77 Закона о банкротстве);
  • установления порядка предварительного согласования основных параметров реализации отдельных мер по восстановлению платежеспособности между собранием кредиторов и органами управления должника с целью предотвращения повторного рассмотрения собранием кредиторов плана внешнего управления по результатам решения органов управления должника (внесение изменений в ст. 107 Закона о банкротстве);

б. нормативных предписаний, позволяющих упорядочить правовой статус субъектов управления в целях оптимизации организационной структуры управления, включающих:

  • установление ограничения правоспособности должника в период внешнего управления и конкурсного производства (определение в ст.ст. 94, 126 Закона о банкротстве перечня действий, которые ни должник, ни арбитражный управляющий совершать не вправе, по аналогии с п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве, за исключением возможности создания юридических лиц в соответствии с планом внешнего управления);
  • установление полномочий арбитражного суда на инициативное отстранение арбитражного управляющего в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей (внесение изменений в п. 1 ст. 20.4 Закона о банкротстве);
  • конкретизации представительства от имени должника: в процедурах наблюдения и финансового оздоровления все действия от имени должника совершаются руководителем должника (либо исполняющим обязанности руководителя по определению арбитражного суда); в процедурах внешнего управления и конкурсного производства от имени должника выступает представитель учредителей (участников) должника (изменение норм п. 2 ст. 84, абз. 3 п. 1 ст. 99, п. 7 ст. 103, п. 4 ст. 129, п. 1 ст. 153, п. 1 ст. 154 Закона о банкротстве).