В качестве правового института институт банкротства может быть определен как система норм, регулирующих отношения между должником, не исполняющим свои обязательства, его кредиторами и третьими лицами. 

Отношения несостоятельности (банкротства) регулируются нормами различных отраслей права: гражданско-правовых (гражданского, трудового, земельного права, гражданского и арбитражного процесса), государственно-правовых (административного и налогового права) и даже уголовно-правовых (уголовного права и уголовного процесса). Разделение всей системы правовых норм на различные отрасли необходимо для характеристики института банкротства, так как оно позволяет определить, что институт банкротства является комплексным институтом, в котором объединены нормы гражданского, административного и иных отраслей права. Стоит отметить, что нормы института банкротства регулируют имущественные отношения и основаны на автономии воли, равенстве и имущественной самостоятельности их участников, что позволяет сделать вывод об их принадлежности к отрасли гражданского права.

 

Отдельные правовые нормы института банкротств направлены на предупреждение банкротств хозяйствующих субъектов.

Одними из важных понятий в проблематике предупреждения банкротства и финансового оздоровления организаций является «неплатежеспособность», а также связанные с ней понятия «признаки банкротства» и «несостоятельность» организаций. Очевидно, все мероприятия по предупреждению банкротства как в досудебном, так и в судебном порядке проводятся ради того, чтобы избежать проблем банкротства и связанной с этим угрозы имущественным интересам организации и ее собственников.

Понятия «предупреждение банкротства», «финансовое оздоровление» хозяйствующего субъекта остаются теоретически не разработанными в российской науке. До сих пор, как в правовой, так и в экономической литературе отсутствуют более или менее приемлемые научные трактовки сущности этих понятий, несмотря на их широкое использование в составе понятийного аппарата законодательства о несостоятельности, финансового менеджмента и т.д.

Впервые в официальном правовом поле термин «финансовое оздоровление» был применен в Федеральном законе от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», без определения понятия. В ст.ст. 7-10 указанного закона были изложены меры принимаемые для финансового оздоровления.

Федеральный закон от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» в ст. 1 установил правовые основы и условия реструктуризации долгов сельхозпроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. Несмотря на использование термина непосредственно в названии данного закона, в тексте самом тексте понятие «финансовое оздоровление» не получило разъяснения.

Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) введена новая процедура — финансовое оздоровление. В ст. 2 названного закона установлено, что финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком такого погашения.

Следует отметить, что кризисные явления, связанные с неплатежеспособностью хозяйствующих субъектов, периодически находят отражение в исследованиях российских ученых. В последнее время авторы также стали уделять внимание отдельным аспектам предупреждения банкротств, финансового оздоровления и правовым механизмам восстановления платежеспособности организаций, но говорить о сформировавшейся целостной концепции решения данной крупной научной проблемы преждевременно.

В своих исследованиях А.Н. Семина, указывает, что стадия финансового оздоровления сходна со стадией наблюдения тем, что органы управления должника сохраняются и продолжают действовать. Вместе с тем, стадия наблюдения — консервативная стадия, основная цель которой сберечь имущество должника и провести анализ его финансового состояния, а финансовое оздоровление – это период решительных действий по восстановлению платежеспособности должника посредством исполнения утвержденного графика погашения задолженности.

С.Е. Кован дает следующее определение: «финансовое оздоровление: это совокупность процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных организаций в целях урегулирования накопленных долгов и восстановления способности в текущем режиме отвечать по своим обязательствам в полном объеме и в установленные сроки (текущей платежеспособности)».

По мнению А.И. Гончарова, предупреждение банкротства есть цель, которая достигается в процессе финансового оздоровления коммерческой организации путем восстановления ее платежеспособности.

Необходимо отметить, что понятие «финансовое оздоровление» в существующей практике имеет два значения: 1) в узком смысле — одна из реабилитационных процедур банкротства (гл. 5 Закона о банкротстве); 2) в широком смысле — процедуры, проводимые в досудебном порядке и при проведении судебных процедур банкротства. Понятие «предупреждение банкротства», в значительной степени, ассоциируется с организациями, находящимися в преддверии разбирательства дел о банкротстве в арбитражном суде и судебными процедурами.

Негативные экономические явления в организациях, сопровождающиеся временной утратой платежеспособности, не всегда переходят в фазу кризиса и требуют осуществления антикризисного управления или введения судебных процедур банкротства. Правовые механизмы изменения структуры имущественных прав для восстановления платежеспособности являются универсальными и могут применяться на различных этапах функционирования организаций, хотя наиболее актуально вопрос о их применении возникает именно при появлении признаков несостоятельности.

Принимая во внимание данные обстоятельства, использование понятий «предупреждение банкротства», «финансовое оздоровление» может в значительной мере предопределить односторонний характер данной работы. В связи с этим, в данной работе к процедурам, рассматриваемым применительно к организациям-должникам, используется понятие «реабилитация».

В отдельных случаях, в работе будет использоваться понятие «финансовое оздоровление» в значении процесса проведения досудебных и судебных процедур. Финансовое оздоровление организации в интерпретации нашей работы отличается от содержания, заложенного в данный термин нормативными актами. Хотя, по существу, как комплекс мер, направленный на улучшение платежеспособности хозяйствующего субъекта подход ни в чем не противоречит нормативному. Можно их отграничить лишь по факту ситуации, которая возникла в судьбе организации или еще нет: возбуждено в отношении нее дело о банкротстве в арбитражном суде или оздоровление производится до этого. Если, какая-то необходимость корреспонденции с нормативным подходом то имеющиеся предложения полностью соответствуют стадии досудебных процедур и могут применяться на стадии судебных процедур с ограничениями, предусмотренными положениями Закона о банкротстве.

При этом, все правовые инструменты финансового оздоровления полностью соответствуют действующему законодательству, что позволяет прямо использовать их для предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности.

Раскрывая понятие «реабилитация» необходимо принять во внимание, что оно имеет правовое и экономическое содержание.

С 2002 года вступил в силу и в настоящее время действует Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и/или обязанности не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Данное положение формулирует признаки банкротства, которые являются ключевым понятием для всего института банкротства и правоприменительной практики. В отношении отдельных категорий организаций-должников федеральным законодательством установлены сроки исполнения обязательств для определения признаков банкротства, которые отличаются от общих сроков, равных трем месяцам. Так, для стратегических предприятий и организаций признаком банкротства является наличие обязательств, не исполненных в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 3 ст. 190 Закона о банкротстве). Аналогичные сроки установлены для организаций — субъектов естественных монополий (п. 2 ст. 197 Закона о банкротстве).

Наличие признаков банкротства является необходимым, но отнюдь не достаточным условием для возбуждения дела о банкротстве организации. Дело о банкротстве может быть возбуждено и процедура банкротства введена только при наличии следующих условий, которые должны присутствовать одновременно:

  1. должно быть подано заявление о банкротстве организации (правом на подачу такого заявления обладают должник конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, должник (ст. 7 Закона о банкротстве), а также законодательством предусмотрены ситуации (ст. 9 Закона о банкротстве), когда подача заявления о банкротстве самим должником не является делом его выбора, а носит обязательный и безальтернативный характер);
  2. признаки банкротства у организации, предусмотренные для данной категории должников;
  3. требования к должнику должны быть подтверждены (ст.ст. 6 и 7 Закона о банкротстве) вступившим в силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда о взыскании с должника денежных средств (для конкурсных кредиторов, уполномоченного органа по денежным обязательствам), решением налогового, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества организации-должника либо вступившим в силу решением суда, арбитражного суда (для уполномоченных органов по обязательным платежам).4. определенная сумма требований (составляет в совокупности не менее 100000 руб. — для большинства организаций (ст. 6 Закона о банкротстве) и 500000 руб. — для стратегических организаций (п. 4 ст. 190 Закона о банкротстве) и субъектов естественных монополий (п. 3 ст. 197 Закона о банкротстве).
 

Для уполномоченных органов по обязательным платежам есть дополнительное условие, которое заключается в том, что с даты вступления в законную силу решений налогового, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества организации-должника либо решений суда, арбитражного суда должно пройти не менее 30 дней. Требования к организации - субъекту естественной монополии должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены путем обращения взыскания на имущество, не участвующее в его основной естественно-монопольной деятельности.

Отметим следующее важное обстоятельство. В том случае, если заявление в арбитражный суд подает сам должник, то наличие признаков банкротства и условий возбуждения дела не всегда обязательно.

Если заявление руководителя организации-должника подается в обстоятельствах, когда удовлетворение требований одного (нескольких) кредитора приводит к невозможности удовлетворения требований других кредиторов (ст. 9 Закона о банкротстве), то законодательство не содержит указания на необходимость учитывать какие-то ограничения по сумме долга.

Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 15.12.2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» заявление руководителя должника принимается арбитражным судом вне зависимости от наличия или отсутствия решения органа, уполномоченного учредительными документами принимать решения о ликвидации организации.

Таким образом, подача заявления должника в указанных обстоятельствах является полностью вопросом ответственности руководителя организации.

В современном российском законодательстве понятие «несостоятельность» организации является синонимом понятия «банкротство». Отметим, что банкротом организация признается только при введении процедуры конкурсного производства. Другие процедуры — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление проводятся в ходе так называемого рассмотрения дела о банкротстве и, в том числе, с целью недопущения банкротства организации должника. Другими словами, организация становится банкротом не тогда, когда в ее отношении начинают проводиться подготовительные и реабилитационные процедуры банкротства, а тогда, когда реабилитационные процедуры вводились, но не увенчались успехом или были признаны нецелесообразными и не вводились.

В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве несостоятельность — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Можно видеть, что в основу понятия «несостоятельность» заложен не экономический, а правовой аспект, а именно признание арбитражным судом некоторого обстоятельства.

В ст. 2 Закона о банкротстве дано определение понятия неплатежеспособности как прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.

Очевидно, что это правовое понятие, которое не полностью отражает экономическую сущность данного явлениям, и при рассмотрении вопросов реабилитации и предупреждения банкротства с учетом интересов организации и интересов ее собственников, не может быть достаточным.

Факт наличия просроченной задолженности или прекращения исполнения обязательств не говорит о финансово-экономическом потенциале организации и ее перспективах. На некоторую дату указанной задолженности нет, обязательства исполнены, но кризисные явления не ликвидированы и уже со следующего дня организация может снова начать накапливать долги. Так бывает при осуществлении санации в досудебном порядке методом одиночных вливаний денежных средств (например, бюджетных) в организацию для расчета по ее долгам.

Используем следующее определение неплатежеспособности: это свойство финансового состояния организации, при котором она не может в силу сложившихся финансово-экономических внутренних и внешних условий в текущем режиме отвечать по своим обязательствам (включая неденежные обязательства) в полном объеме и в установленные сроки.

Очевидно, что отвечать по своим обязательствам необходимо полностью и в срок в текущем режиме, регулярно и иметь такую возможность в обозримой перспективе. Соответственно, изданного определения вытекают следующие выводы:

  • указанное финансовое состояние — платежеспособности или неплатежеспособности — не зависит от используемых в законодательстве признаков банкротства, а признаки — всего лишь внешнее проявление данного состояния;
  • состояние неплатежеспособности наступает еще до того, как накоплены какие-либо долги, и является причиной появления и накопления долгов;
  • состояние платежеспособности является результатом действия различных факторов — как негативных, так и позитивных, субъективного или объективного характера.

Таким образом, определим понятие реабилитации: это процедура или совокупность процедур, применяемых в отношении организации в целях урегулирования имеющихся долгов, изменения структуры имущественных прав и восстановления платежеспособности, проводимых в досудебном порядке и при проведении судебных процедур банкротства.

Хозяйственные денежные потоки организаций, как элемент частных финансов, представляют собой систему денежных правоотношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов в частно-правовой форме, образования и использования на этой основе доходов хозяйствующих субъектов в результате приведения в действие соответствующих правовых механизмов. Под правовыми механизмами понимаются сделки по формированию и использованию выручки, прибыли и затрат, наличные денежные средства, безналичные, электронные, инвестиционные и кредитные денежные средства, формы денежных расчетов и платежей, векселя, ценные бумаги и операции с ними, механизмы финансирования и кредитования,  осуществления неденежных расчетов и др.

Задачей реабилитации является не только ликвидация факторов, вызвавших накопление долгов, но и создание условий для обеспечения текущей платежеспособности на будущие периоды.

Целью реабилитации является урегулирования имеющихся долгов, изменения структуры имущественных прав и восстановления платежеспособности.

Отметим еще один важный аспект, Закон о банкротстве наряду с принципом неплатежеспособности содержит принцип неоплатности. В ст. 2 Закона о банкротстве сформулировано понятие «недостаточность имущества» — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника.

Это понятие применяется пока только при формулировании обстоятельств, обязывающих руководителя должника подать заявление должника в арбитражный суд о своем банкротстве (ст. 9 Закона о банкротстве), при привлечении лиц к субсидиарной ответственности (ст. 10 Закона о банкротстве) и при оспаривании сделок должника (гл. 3.1 Закона о банкротстве).

Отметим, что долги организации - это денежный эквивалент неисполненных обязательств.

Обязательства также являются очень важными понятиями для реабилитации организации-должника. Положениям обязательственного права посвящен раздел 3 части первой Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

Обязательство — это гражданское правоотношение между двумя сторонами, в силу которого одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определенные действия (передать имущество, выплатить деньги, выполнить работу, оказать услугу и т.п.) или наоборот, воздержаться от определенного действия.

Рассмотрим положения обязательственного права, необходимые для изучения вопросов реабилитации организаций.

Возникновение обязательств. Обязательства возникают: 1) из договора (между хозяйствующими субъектами, трудового договора и т.п.); 2) из самого наличия факта деятельности и собственности (налоги, взносы, сборы); 3) при причинении вреда имуществу, здоровью, жизни.

Исполнение обязательств.

Исполнение должно быть надлежащим, т.е. в установленный срок, в обусловленном месте и надлежащему лицу.

Обеспечение обязательств. Исполнение обязательств может обеспечиваться следующим образом: 1) неустойкой (применение штрафных санкции, пени и штрафов); 2) залогом (кредитор имеет право на преимущественное удовлетворение своих требований за счет заранее определенного предмета залога); 3) удержанием (кредитор имеет право удерживать вещь, которую надо передать должнику); 4) поручительством (третье лицо обязуется удовлетворить требование за должника, сюда же относятся государственные и муниципальные гарантии); 5) банковской гарантией (третьим лицом - поручителем является банк); 6) задатком (по общему правилу если сторона, давшая задаток, не исполнила обязательство, то задаток она теряет; если не исполнила обязательства сторона, получившая задаток, то надо вернуть сумму вдвое большую, чем было получено).

Уступка прав требования. В период существования обязательства в нем возможна перемена кредитора, т.е. обязанность должника что-то сделать или от чего-то воздержаться теперь обращена на другое лицо — нового кредитора. В соответствии с ГК РФ это может происходить: 1) на основании закона, 2) на основании сделки (продажа долга).

Прекращение обязательств. Обязательства прекращаются: 1) исполнением (только надлежащее исполнение прекращает обязательство); 2) отступным (взамен обязательства выплачиваются денежные средства); 3) зачетом (при наличии встречного требования однородного характера); 4) совпадением должника и кредитора в одном лице; 5) новацией, т.е. заменой одного обязательства другим обязательством с другим предметом, сроками и способом исполнения; 6) прощением долга (можно простить и прекратить обязательство, если это не нарушает права других лиц); 7) невозможностью исполнения; 8) изданием акта государственного; 9) смертью физического лица — кредитора или должника, если обязательство было неразрывно связано с его личностью; 10) ликвидацией юридического лица — должника или кредитора.

Так, после завершения конкурсного производства и внесения соответствующей записи об исключении юридического лица из реестра государственной регистрации (ЕГРЮЛ) все долги считаются списанными.

Закон о банкротстве при формулировании признаков банкротства оперирует с понятиями «денежные обязательства» и «обязательные платежи». Последние также, по сути, являются обязательствами, выраженными в денежной форме, но по отношению к фискальной системе государства. Вместе с тем у организации часто возникают так называемые неденежные обязательства, исполнение которых требует, например, передачи ценностей в вещной форме или в форме ценных бумаг или требованием обязательства является воздержаться от какого-либо действия. 

 

Распространено мнение, что такого рода обязательства не могут быть исходным пунктом возбуждения дела о банкротстве. Однако это заблуждение. В соответствии с постановлением Пленума ВАС от 15.12.04 № 29 для определения признаков банкротства могут учитываться суммы, взысканные судом вместо причитавшегося кредитору исполнения обязательства. Эти требования в дальнейшем подлежат включению в реестр кредиторов наравне с требованиями других кредиторов и уполномоченных органов.

Таким образом, для того чтобы иметь возможность отстаивать свои права по неденежным обязательствам в арбитражном суде вплоть до возбуждения дела о банкротстве, кредитор должен сначала взыскать через суд денежные средства вместо причитавшегося исполнения обязательства неденежным способом.