Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом определяются особенностями и юридическими свойствами информации - основного объекта, по поводу которого и возникают эти отношения. Объект информационных отношений обладает несомненными специфическими свойствами. Данная специфика предопределена многоаспектностью и многогранностью самого понятия "информация".

Учитывая функциональную и смысловую нагрузку информации, можно определить ее как сведения об окружающем мире, которые уменьшают существующую в отношении его степень неопределенности, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями, воспроизводимыми путем передачи субъектами устным, письменным либо другим способом.

В таком понимании информации заложены основные юридические признаки информации:

  • информация - это не любые сведения, а лишь те, которые несут нечто новое, уменьшающее имеющуюся неопределенность;
  • информация существует вне ее создателя, это отчужденное от него знание;
  • информация является сообщением, она выражена на определенном языке в виде знаков;
  • информация неисчерпаема, она может иметь неограниченное число пользователей, использоваться неограниченное число раз и при этом оставаться неизменной.

Сообщение может быть записано на материальном носителе, таким образом, оно является формой передачи информации и может распространяться в каналах общественной коммуникации, воспроизводиться без участия автора, быть доступным для неограниченного круга субъектов. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.

Она конструируется субъектом в соответствии с его потребностями, интересами, целями. Перенос информации на материальный носитель не материализует ее. Материален лишь носитель информации. Идеальный характер информации усложняет процесс правового регулирования информационных отношений, ограничивает возможность распространения на информацию института вещной собственности. Несмотря на то что носитель информации является вещью, информация в правовом смысле не может рассматриваться как вещь. Это связано с тем, что, когда мы передаем вещь, мы передаем при этом зачастую весь объем прав (владения, пользования и распоряжения). Но когда мы передаем зафиксированную на материальном носителе информацию, мы в правовом смысле передаем сам носитель и сумму каких-то прав по распоряжению содержащейся на нем информацией (например, право ее дальнейшего распространения).

Получение информации не может обеспечить полный объем вещных прав на нее - владение, пользование и распоряжение. Право собственности распространяется только на материальный носитель информации. При этом приобретатель получает возможность пользоваться и распоряжаться информацией, но и поставщик информации имеет возможность пользоваться этой же информацией, даже если договором будет установлено ограничение на ее распространение.

Также не всякая информация подпадает под понятие «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Перечень таких сведений определяет ст. 1225 ГК РФ.

Эти моменты поставили перед юристами задачу сформулировать особый правовой режим информации. Законодатели попытались выйти из положения, применяя термин «обладатель информации», сформулировав особый правовой режим информации, который нашел свое отражение в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (далее по тексту Закон «Об информации»).

Законом предусмотрено использование понятия «обладатель информации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне. Данная конструкция позволяет в условиях российского законодательства решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя.

В Гражданском кодексе термин «обладатель» означает наличие каких-либо прав, а также материализованных свидетельств таких прав. Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Ограниченность данного в законодательстве определения информации заключается в том, что качественной характеристикой информации, имеющей принципиальное значение как объекта правоотношений, является ее потребительская стоимость, т.е. значимость для конкретного субъекта. Ценность информации не может ставиться в зависимость от стоимости ее носителя. Она выражается в стоимостных характеристиках тех последствий, которые следуют за получением информации.

Существует ряд понятий, которые дают дополнительную характеристику информации. Наиболее употребляемые из них:

  • достоверность - соответствие данных объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира;
  • адекватность - способность информации создавать у получателя соответствующее представление об объекте, процессе или явлении;
  • полнота - достаточность данных для понимания сути явления и принятия решения;
  • избыточность информации - наличие большого объема сведений, отражающих конкретную сферу, позволяющее для принятия решения использовать лишь часть информации;
  • оптимальность - сочетание полноты и краткости данных;
  • своевременность - актуальность в момент принятия решений;
  • объективность и субъективность информации - степень выражения в предоставляемых данных мировоззрения поставщика информации;
  • доступность - это мера возможности получить ту или иную информацию;
  • идеальность - «Идеальное — это то, чего в приро­де нет, но что конструируется человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями, что подлежит реализации на практике». Пока информация находится в памяти человека, она идеальна. И перенос ее на материальный носитель (запись на бу­маге, на носителях информации в компьютере и т.д.) не означает, что информация материализуется. Материален лишь носитель информации. Сама информация по-прежнему идеальна, ибо она осталась в памяти ее создателя или человека, который был с ней ознакомлен. 
  • неисчерпаемость - информация не подвержена физическому износу в процессе ее использования  информация может иметь неограниченное число пользователей, использоваться неограниченное число раз и при этом оставаться неизменной;
  • универсальность информации — содержание информации может быть любым и обо всем;
  • ценность - способность расширять возможности потребителя информации.

Кроме того, для целей правового регулирования информационных отношений большое значение имеют такие ее характеристики, как конфиденциальность - защищенность информации от несанкционированного доступа и ознакомления, целостность - свойство, при наличии которого информация сохраняет заранее определенные системой вид и качество.

Нельзя смешивать понятия «достоверность» и «адекватность» информации. Эти понятия могут нести разную смысловую нагрузку. Под адекватностью понимают степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что поставщик вложил в ее содержание. К примеру, нельзя считать достоверной информацию, содержащуюся в произведении писателя-фантаста, но эта информация адекватно отражает авторский замысел и создает те последствия, которые автор предусматривает. Зачастую в СМИ встречается много недостоверной информации. Но субъект, имеющий соответствующую подготовку и оптимальный объем информации, способен извлечь из данного массива полезные и достоверные сведения. В этом заключается аналитическая работа специалистов - политологов, социологов, разведывательных органов. Как правило, в таких случаях, чем больше исходных данных мы имеем, тем выше достоверность полученного результата.

При распространении информации действует закон искажения информации по мере ее движения. Этот закон связан с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию. Именно поэтому в тех случаях, когда важны достоверность и полнота информации, встает вопрос о фиксации информации на материальном носителе и соблюдении определенных требований к процедуре и способу фиксации. Так, например, для того чтобы информация имела доказательную силу в ходе судебного разбирательства, она должна быть задокументирована с соблюдением строго установленных процессуальных требований.

Для принятия решений имеет значение полнота информации, т.е. достаточность данных для понимания сути явления и принятия решения. Но степень полноты информации зависит и от уровня информационных технологий. Современные информационные технологии позволяют моделировать реальную ситуацию при наличии минимума информации.

В сфере распространения информации действует объективный закон избыточности информации. Позитивная избыточность информации имеет своей целью оптимизировать весь процесс коммуникации. Позитивная избыточность активно используется в процессе обучения, когда неоднократные повторения характерных ситуаций приводят к лучшему усвоению их аудиторией.

Избыточность информации - на первый взгляд полезное свойство. Избыточность информации позволяет повышать ее достоверность за счет применения специальных методов, в том числе и основанных на теории вероятности и математической статистике. Общий принцип здесь такой: при подготовке управленческого решения отсеиваются повторяющиеся или несущественные сведения. Объем данных при этом сокращается, но их достоверность увеличивается.

С другой стороны, это свойство может рассматриваться как негативное. Большой объем информации ведет к дополнительным затратам во времени и пространстве в процессе ее сбора, хранения и передачи. Поэтому важнейшее значение имеет такое качество информации, как оптимальность - сочетание полноты и краткости данных. Негативная избыточность нарушает нормальное течение информационного процесса. Она представляет своего рода помехи. Это, например, декларативные нормы и положения, которые не снабжены механизмом реализации. Не выполняя функций регуляции, такие законы негативно избыточны. Средством преодоления негативной избыточности служит высокий уровень подготовки нормативных правовых актов.

Таким образом, на достоверность информации влияют такие ее свойства, как адекватность и полнота. Свойство достоверности информации имеет основное значение для принятия решений. Недостоверная информация может приводить к решениям, имеющим негативные экономические, социальные и политические последствия.

Важным специфическим свойством информации является ее самостоятельность как объекта, независимость от среды, в которой она находится, от носителя, на котором сведения зафиксированы.

Понятие объективности информации является относительным. Познание абсолютной истины всегда ограничивается полнотой информации и ожиданиями конкретных субъектов информационных отношений.

Такие свойства информации, как идеальность и неисчерпаемость, порождают такое юридическое свойство информации, как бесконечный неисчерпаемый ресурс.

Информация не подвержена (в отличие от большинства вещей) физическому старению и обладает такой особенностью, как возможность неограниченного тиражирования.

Это свойство информации предопределяет прогресс человечества, ибо благодаря ему осуществляются постепенное наращивание знаний и передача их от поколения к поколению. Однако оно дает и побочный эффект: возможность произвольного распространения сведений, одновременного нахождения их в полном объеме в нескольких местах и одновременного использования любым количеством субъектов (в том числе и конфликтующими сторонами).

По степени организованности (упорядоченности) информацию можно разделить на документированную и недокументированную.

Недокументированная - речевая информация, информация, выраженная в виде знаков, символов и т.п., не имеющая реквизитов. Недокументированная информация остается за пределами правового регулирования.

В трех федеральных законах дается понятие документированной информации. В одном случае (в узком смысле слова) документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (ст. 2 Закона об информации). В другом (широком смысле слова) - под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ "О библиотечном деле"). Таким образом, документированная информация – это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

Законодательство разграничивает понятия "предоставление информации" и "распространение информации".

Предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую.

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах.

Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Неправовая (создается не как результат правовой деятельности, но обращается в соответствии с предписаниями правовых норм); (Например, - Объект Гражданского права; Массовая информация).

Правовая (создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности) (Например, Нормативная правовая информация и Ненормативная правовая информация).

С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления.

К ненормативной правовой информации относятся:

1. общая информация о состоянии законности и правопорядка:

  • заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности;
  • судебная, уголовная и прокурорская статистика;
  • информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению Уполномоченного по правам человека);
  • социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов;

2. информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

3. информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний;

4. информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные

решения и т.п.);

5. информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений:

  • криминологическая информация — данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний;
  • криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;

К нормативной правовой информации относятся:

  • Нормативные правовые акты федерального уровня
  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральные конституционные законы Российской Федерации
  • Федеральные законы Российской Федерации
  • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
  • Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
  • Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
  • Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
  • судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого;
  • оперативно-розыскная информация, содержащая сведения, отражающая ход и результаты
  • оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-
  • наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.

По степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности или секретности.

Открытая:

  • информация как объект гражданских прав (произведения, патенты и авторские свидетельства, другая информация, создаваемая с целью извлечения прибыли);
  • массовая информация
  • информация о выборах, референдуме
  • официальные документы
  • обязательно представляемая информация
  • другая открытая информация

Ограниченного доступа:

  • государственная тайна, служебная тайна
  • ноу-хау (секреты производства) и коммерческая тайна
  • персональные данные (в порядке защиты личной тайны}
  • другие виды тайн.

Ограничение доступа к информации устанавливается феде­ральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства.

Не может быть ограничен доступ:

  • к нормативным правовым актам, затрагивающим права,
    свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюд­жетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами (ч. 4 ст. 8 Закона об информации).

Информация как объект гражданских правоотношений — произведения науки и литературы, другие формы, отображающие информацию (например, карты, фотографии и т.п.), а также информация, содержащаяся в документах, закрепляющих авторские права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (патенты, свидетельства).

Массовая информация — информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и (или) через Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителям.

Официальные документы — законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы. Эта информация создается в порядке законотворческой или иной правовой деятельности.

Обязательно представляемая документированная информация - обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация. Такая информация создается юридическими и физическими лицами в порядке учета и отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством.

Государственная тайна — защищаемые государством сведения, создаваемые в условиях секретности в соответствии с законодательством РФ.

Коммерческая тайна (информация, составляющая коммерческую тайну) — научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, включая ноу-хау. Режим защиты такой информации устанавливается законом.

Информация о гражданах (персональные данные) создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе связанной с реализацией прав и свобод (права на труд, на жилище, на отдых, медицинское обслуживание, социальное страхование, пенсионное обеспечение, па свободу слова и многое другое) и выполнением обязанностей (например, воинской обязанности) и представляется как сведения о себе (персональные данные) разным субъектам. Документированной информацией здесь являются анкеты, истории болезни, декларации о доходах, банковские записи и т.п. 

Научно-юридическая информация - сведения, содержащиеся в юридических монографиях, статьях, справочниках, комментариях, докладах на юридические темы и т.п.