Современный этап развития Российской Федерации характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, хранение, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Движение и оборот информации, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.

Безопасность (англ. – «Security») означает отсутствие опасности. Другими словами, это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено причинение ущерба здоровью человека, зданиям, помещениям и материально-техническим средствам в них; это также состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Так, например, небезопасно использовать программное обеспечение зарубежного производства, в котором могут оказаться вирусы (логические бомбы или логические закладки), способные активизироваться по специальному сигналу, в том числе связанному с наступлением некоторого времени. Например, логическая закладка «Чернобыльский вирус» активизирует свою работу 26 апреля. В результате могут произойти в работе информационных ресурсов, полная потеря управляемости различными структурами и объектами.

Осмысление понятия «безопасность» происходило в ходе длительной эволюции взглядов человеческого общества на происхождение и развитие государства, тех его институтов, которые  обеспечивают защищенное от опасности и свободное развитие того или иного сообщества и его граждан. Еще Аристотель, Н. Макиавелли, Б. Спиноза, Дж. Локк и другие мыслители прошлого заметили, что при сильном государстве, с мудрым руководством, надежно обеспечена его целостность, суверенность и процветание. «Безопасность – главная добродетель государства», – отмечал Б. Спиноза, а Ж-Ж. Руссо считал «заботу о самосохранении» самой важной заботой государства.

В. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность». По С. Ожегову безопасность - это "состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности". Сегодня появилось множество других определений безопасности, авторы которых исходят из разных критериев. Иногда полагают, что "безопасность есть состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование". Здесь, очевидно, необходимо согласиться с оценкой В. В. Серебрянникова и других ученых, что столь широкое определение безопасности как состояния или тенденций развития не раскрывает ее специфики как социального явления. Кроме того, если безопасность призвана ограничивать прогресс инновациями в рамках какой-то одной качественной определенности, то она может стать фактором застоя, консерватизма и регресса. Система безопасности не только не должна препятствовать ни количественным (эволюционным), ни революционным (качественным) изменениям (если они объективно назрели), а, напротив, способствовать преодолению без ущерба для общества и граждан устаревших форм жизни. При этом полагают они, раскрытие понятия "безопасность" через термины "защита", "защищенность", "защитить" суживает ее смысл. Защитить - значит оборонять, закрывать, загораживать что-либо; это вещь, предмет, явление, скрывающие, охраняющие, ограждающие кого или что-либо, наконец, просто щит в прямом и переносном смысле. Примерно в таком аспекте трактуется это слово в энциклопедических словарях нашего времени. При этом фактически не игнорировались важнейшие свойства и функции безопасности - снижать, ослаблять, устранять и предупреждать опасности и угрозы. Таким образом, смысл слова "защищать" отражает одну из важнейших функций безопасности, но не исчерпывает их. Представители Института социально-политических исследований РАН считают, что безопасность есть деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый  (недопустимый  объективно  и  субъективно)  ущерб,   закрыть  путь  для выживания и развития.

Представители Международной неправительственной научно-исследовательской и образовательной организации "РАУ - Корпорация" в своей концепции рассматривают безопасность страны не как состояние, а как ее системное свойство, позволяющее развиваться и процветать в условиях конфликтов, неопределенности и рисков на основе самоорганизации и управления, и предлагают включить в структуру безопасности страны социальную безопасность (в том числе государственную, национальную), безопасность культуры (в том числе интеллектуальную и информационную), политическую, военную, экономическую, экологическую безопасность и др.- Достаточно целостное видение безопасности и ее обеспечения предложил В. П. Сальников.- Научное определение безопасности государства, как справедливо считает ученый, предполагает выделение нескольких уровней ее обеспечения соответственно общим принципам взаимосвязи личности, общества и государства.

На личностном уровне - это надежная защита личной и имущественной безопасности; обеспечение научно обоснованного и гарантированного государством минимума материальных и экологических условий существования при тенденции к их улучшению; реальное обеспечение конституционных прав и свобод личности.

На уровне организации гражданского общества - преодоление конфронтационности в обществе, достижение и поддержание национального согласия по жизненно важным проблемам политического, экономического, социального, этнонационального развития страны; выход из кризисной демографической и экологической ситуации и обеспечение здоровья населения; ускорение процессов формирования институтов самоорганизации гражданского общества; повышение созидательной активности населения; преодоление экономического кризиса и обеспечение поступательного экономического развития на началах рыночной экономики; формирование политической и правовой культуры населения, соответствующей принципам гражданского общества; обеспечение признанных международным правом интересов и прав русского населения в зарубежных странах; обеспечение экономических, социальных, политических, информационных условий всестороннего развития личности.

На государственном уровне - неуклонное обеспечение суверенитета и территориальной целостности России; обеспечение социально-политической и экономической стабильности страны; защита и обеспечение прав, свобод и законных интересов гражданина; совершенствование федеративного государственного устройства; повышение эффективности защиты конституционного строя, правопорядка, борьбы с организованной преступностью и коррупцией; развитие эффективной системы международных связей на основе партнерства и сотрудничества; создание надежного оборонного потенциала, способного к отражению любой внешней агрессии.

При определении содержания понятия "информационная безопасность" одни, исходя из того, что ранее обеспечение информационной безопасности сводилось лишь к защите информации (да и то далеко не всей, а только государственной и служебной тайны) ошибочно, скорее по инерции, отождествляют два разных понятия - защита информации и информационная безопасность: "информационная безопасность (защита информации)", хотя это сегодня совсем не одно и то же. Например, в рамках одной из работ сказано, что "одним из приоритетных направлений политики национальной безопасности является защита информации", в то же время говорится, что "приоритетными объектами правовой защиты в области информационной безопасности выступают права личности и интересы общества в информационной сфере, собственно информация и информационные системы". В данном случае, кроме некорректного применения понятия "защита информации", из объектов защиты информационной безопасности исключены интересы государства, что не соответствует предмету национальной безопасности, где информационная безопасность является составной частью.

Другие, говоря об информационной безопасности, нередко понимают этот термин узко, как набор аппаратных и программных средств для обеспечения сохранности, доступности и конфиденциальности данных в компьютерных сетях. По их мнению, то, что в 1970-е гг. называлось компьютерной безопасностью, а в 1980-е гг. - безопасностью данных, сейчас именуется информационной безопасностью. Информационной же безопасностью они называют "меры по защите информации от неавторизованного доступа, разрушения, модификации, раскрытия и задержек в доступе", при этом используется термин "критические данные", под которыми понимают данные, требующие защиты из-за вероятности нанесения (риска) ущерба и его величины в том случае, если произойдет случайное или умышленное раскрытие, изменение, или разрушение данных. В соответствии с этой логикой цель информационной безопасности - обезопасить ценности системы, защитить и гарантировать точность и целостность информации и минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена. На самом деле информационная безопасность дает гарантию того, что достигаются следующие цели: конфиденциальность критической информации; целостность информации и связанных с ней процессов (создания, ввода, обработки и вывода); доступность информации, когда она нужна; учет всех процессов, связанных с информацией. В обоих указанных выше случаях в качестве объекта защиты предлагается только информация.

Третьи под информационной безопасностью понимают "защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры", выделяя тем самым уже два объекта защиты - информацию и информационную инфраструктуру.

Некоторые эксперты представляют безопасность как систему гарантий защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности внутри и вне страны. Она может проявляться на различных уровнях: мирового сообщества, региона, отдельного государства, социальной общности и личности. Говоря о безопасности того или иного объекта, А.А. Прохожев, например, имеет в виду защищенность жизненно важных интересов данного объекта от внешних и внутренних угроз. Следуя этой логике, он дает следующее определение понятия «информационная безопасность»: «...информационная безопасность  – это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних угроз».  Таким же образом, методом аналогии исследователь подходит к определению и остальных понятий: экономической, экологической и других видов безопасности. По нашему мнению, такой взгляд на систему национальной безопасности является несколько упрощенным и отражает лишь одну ее сторону – с позиций концепции интереса. Представляется, что явление безопасности вообще, и информационной безопасности в частности, гораздо более сложно, и должно оцениваться комплексно, с учетом большего количества факторов и критериев.

Некоторые ученые считают, что состояние информационной безопасности личности, общества и государства, определяется, главным образом, двумя факторами: информационно-психологической удовлетворенностью потребностей граждан и негативными (преднамеренными и случайными) информационно-психологическими и информационно-техническими воздействиями. Существуют и другие подходы к определению понятия и предмета информационной безопасности. В целом сегодня сложились две тенденции в органах государственной власти в определении понятия и структуры информационной безопасности. Представители гуманитарного направления связывают информационную безопасность только с институтом тайны. Представители силовых структур, прежде всего ФАПСИ, предлагают распространить сферу информационной безопасности практически на все вопросы и отношения в информационной сфере, по сути, отождествляя информационную безопасность с информационной сферой. Эти два взаимоисключающих подхода порождают путаницу, причем не только в публикациях, но и в законодательных актах. Истина, как всегда, лежит посредине.

Под информационной безопасностью предлагается понимать состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Это соответствует логике Закона "О безопасности" и содержанию Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г., понятие информационной безопасности носит достаточно общий характер, оно включает как защиту информации, так и, образно говоря, защиту от информации, а также защиту информационных сетей и систем, защиту прав и свобод, связанных с информацией (в том числе прав на доступ к информации, интеллектуальных прав, свободы массовой информации). Такое многообразие задач затрудняет координацию усилий различных органов власти, полномочия, которых так или иначе распространяются на регулирование информационной сферы.