По мере развития научно-технического прогресса роль информационной безопасности личности, общества, государства увеличивается и ее обеспечение должно занять подобающее место в политике государства, в том числе и оборонной. Информация стала фактором, способным привести к крупномасштабным авариям, военным конфликтам и поражению в них, дезорганизовать государственное управление, финансовую систему, работу научных центров.

И чем выше уровень интеллектуализации и информатизации общества, тем надежнее должна быть его информационная безопасность.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации вопросы обеспечения информационной безопасности ставит как задачу "обеспечения национальной безопасности в информационной сфере", но не предлагает никаких решений. Вопросы координации деятельности органов государственной власти решаются недостаточно эффективно, строго говоря, и координирующего органа не существует. Функции распределены по органам исполнительной власти, каждый из которых реализует свою политику, свои подходы. Это особенно очевидно проявляется при подготовке проектов федеральных законов, концепции которых существенно различаются в общих моментах, когда их готовят разные министерства.

А в Федеральном законе «Об информации» «к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен». Здесь ограничение на доступ физическое, при этом не будет ясен правовой статус информации, к которой доступ не ограничен, но она физически не общедоступна.

Ограничение в доступе должно быть не физическим, а юридическим, этот принцип реализован и в других федеральных законах. Дифференциация оснований для отнесения информации к общедоступной необходима для выделения субъектов, для которых защита такой информации является обязанностью.

В Федеральном законе "Об информации" положения о персональных данных включены в статью, где перечислены виды информации ограниченного доступа (государственная, коммерческая, служебная, профессиональная тайны). А в Федеральном законе "О персональных данных" персональные данные определены просто как вид информации. В этом же Законе конфиденциальность персональных данных определяется как требование "не допускать распространения информации без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания". В Федеральном законе "Об информации" конфиденциальность информации - это обязательное "требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя". При этом Закон не определяет действие по передаче информации.

Таким образом, главная функция государства - разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной политики в области информационной безопасности - в Федеральном законе "Об информации" в явной форме не обозначена.

Функцией власти являются разработка и совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Здесь ситуация характеризуется отсутствием стратегии, планирования и координации даже в рамках деятельности Правительства РФ. Законопроекты вносятся по мере их подготовки, несогласованно, поскольку в план включаются только те законопроекты, по которым проведены все предварительные согласования и подготовлен пакет документов (то есть включается не то, что должно разрабатываться исходя из стратегии, а то, что более или менее готово и согласовано). Более восьми лет ограниченно реализуется  Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", проект которого вносился Правительством РФ. Однако изменения закона, обеспечивающие более широкое использование электронной цифровой подписи, никак не согласовываются между органами власти.

Таким образом, проведенный анализ дает основание сделать следующие выводы:

  • Информационная безопасность государства представляет собой такое состояние институтов государства и общества, при котором обеспечивается надежная защита национальных интересов страны и ее населения в информационной сфере.
  • Обязанность обеспечения информационной безопасности возлагается на информационную организацию государства как неотъемлемую часть системы национальной безопасности.
  • Информационная организация государства  - это гарант информационной безопасности государства и его институтов, общества и граждан, стабильности политического режима в условиях процессов глобализации, роста угроз со стороны международного терроризма, эскалации деятельности экстремистских и сепаратистских движений и организаций как внутри страны, так и за ее пределами.
  • Одним из основных условий и влиятельным фактором обеспечения информационной безопасности суверенного государства является эффективная ее защищенность как процесс создания и развития информационной организации государства, отражающий объективную закономерность и возрастающие потребности общества.
  • Актуальной практической задачей для эффективной защиты сегмента сети Интернет в Российской Федерации представляется достижение единого подхода к определению оптимальных моделей и путей обеспечения информационной безопасности государства на основе выявления наиболее важных качественных и количественных свойств и параметров данного явления.