За последнее двадцатилетие сформировалась и развилась концепция информационных отношений. Тенденцию обособления инфор­мационных правоотношений отмечают в своих работах В.А. Копы­лов, З.И. Карась, Е.А. Суханов, Ю.М. Батурин и другие. Сторон­ником концепции информационных отношений выступил и И.Ф. Казьмин, по мнению которого, новейшие информационные тех­нологии сильно потеснят (а в будущем и вытеснят) современную пе­чатную продукцию, потребуют существенного изменения законода­тельства, регулирующего информационные отношения.

А.Б. Агапов предпринял попытку классификации информацион­ных отношений. Наряду с термином «информационное обществен­ное отношение» автор применяет термин «правовое информацион­ное отношение» и к объекту информационных отношений относит комплекс технических, программных и сервисных средств, включа­ющих базы данных, информационные системы и сети, информаци­онные технологии и услуги.

Данная проблема исследовалась и М.И. Брагинским, который признавал наличие в правовой системе информационных отношений, однако утверждал, что информационные отношения обычно не составляют самостоятельного объекта правового регулирования, а рег­ламентирующие их нормы входят в состав той отрасли права, кото­рая регулирует основные отношения.

Говоря о понятии информационных правоотношений, нельзя од­нозначно согласиться и с мнением О.А. Гаврилова, который опреде­ляет информационно-правовые отношения как урегулированные нормами права отношения, при которых «один субъект (физическое или юридическое лицо) вправе требовать от другого субъекта получе­ния определенной информации, а второй – обязан передать первому определенный вид информации».

В данной позиции происходит умаление сущностной ценности, когда содержание правоотношения представляется лишь в обеспече­нии реализации правомочия требования, когда право на обладание информацией корреспондирует обязанности ее предоставить. Из сфе­ры правового интереса, таким образом, исключаются иные информа­ционные права, свободы и возможности.

В.А. Копылов определяет информационные правоотношения как «результат регулирующего воздействия соответствующей информа­ционно-правовой нормы на информационное общественное отноше­ние», «стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информа­ционно-правовой нормой». Данное определение, по мнению авто­ров, также не отражает всей сложности этого вида отношений: из сферы правового регулирования в таком случае выпадают те отноше­ния, которые возникают по поводу информации либо ее носителей, но пока еще не урегулированные информационно-правовой нормой.

Сущность информационных отношений заключается в том, что как информация пронизывает все сферы человеческой деятельности, опосредуя существование всей социальной системы, так и информа­ционные отношения, возникающие в связи с ее оборотом, являются абстрактными, условно научно обособленными от иных социальных отношений. Научное обособление позволило разрешить ряд право­вых конфликтов в области обладания информацией и защиты ин­формации от доступа третьих лиц (тайна).

Информационные правоотношения представляют собой разновид­ность отношений, возникающих в обществе, однако для целей пра­вового регулирования необходимо выявить сле­дующие признаки данного вида правоотношений: конкретный объект — информация (вне зависимости от фор­мы);

  1. форма правомерного поведения;
  2. информационно-правовые нормы;
  3. сочетание субъективных прав и обязанностей корреспондирую­щего характера, когда реализация права одним субъектом находит­ся в непосредственной зависимости от выполнения соответствующей обязанности другим субъектом;
  4. субъектами правоотношений могут быть только лица, облада­ющие правосубъектностью;
  5. субъективные права и обязанности реализуются участниками информационных правоотношений под защитой государства, обес­печенной системой государственных гарантий и мерами юридичес­кой ответственности.

Таким образом, отношения по поводу информации, которые не отвечают указанным признакам (например, информационные отно­шения бытового характера), следовательно, не могут рассматриваться в качестве правовых отношений. В целом научное определение ин­формационных правоотношений можно представить в следующем виде:

  • Информационные правоотношения — это социальные отноше­ния по поводу создания, обладания и пользования информацией, складывающиеся в информационной сфере, урегулированные инфор­мационно-правовыми нормами.
  • Информационные правоотношения, рассмотренные как система, представляют собой сложное явление, состоящее из различных эле­ментов и структурных связей между ними.

Основные группы информационных правоотношений.

Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.

Такие права и обязанности возникают у потребителей информации, действующих в одноименной области информационной сферы, и производителей информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг, осуществляющих деятельность в соответствующих одноименных областях модели информационной.

Субъекты — потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они вступают в правоотношения с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют во исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (это главным образом государственные структуры и органы местного самоуправления), а также с производителями информации — авторами произведений или собственниками информационных объектов.

При этом потребители информации несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации.

Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.

Характер и особенности прав и обязанностей, возникающих при производстве, передаче и распространении информации, во многом определяются видом и формой представления производимой информации.

1. Открытая информация как объект гражданских правоотношений (литературные и научные произведения, патенты и авторские свидетельства, информационные ресурсы, продукты и услуги в форме составных произведений, баз и банков данных, другая информация, создаваемая в порядке творчества или с целью извлечения прибыли).

При производстве такой информации у субъектов — ее производителей возникают следующие права и обязанности:

  • право на создание произведений науки и литературы, иной подобного рода информации;
  • право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и право вещной собственности на документированную

Перечисленные здесь и ниже перечни прав, обязанностей и ответственности являются приблизительными и могут дополняться и развиваться в реальных условиях.

  • информацию, отражающую эти результаты (право передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);
  • ограничение права на создание документированной информации ограниченного доступа;
  • ограничение права на создание вредной, опасной для общества информации;
  • обязанность по созданию информационных ресурсов в соответствии с установленной компетенцией и предоставления информации из них потребителям информации;
  • обязанность исполнения условий авторских договоров;
  • ответственность за непредоставление информации;
  • ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию;
  • ответственность за качество информационных ресурсов, информационных продуктов, предоставления информационных услуг;
  • ответственность за создание и распространение контрафактных экземпляров.

Основную группу здесь составляют отношения гражданско-правового плана, связанные с защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также отношения административно-правового плана в части осуществления органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей по информированию потребителя.

2. Массовая информация (информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителям).

При производстве массовой информации возникают следующие права и обязанности у участников информационных правоотношений:

  • право на создание массовой информации (журналист, редакция);
  • право на защиту чести и достоинства (любой член общества);
  • право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой деятельности (автор распространяемой информации);
  • обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения (пользователей Интернет) (редакции и журналисты);
  • обязанность по обеспечению гарантий свободы слова (государство); ограничение права на распространение информации ограниченного доступа (все участники производства и распространения массовой информации);
  • ограничение права на распространение вредной, опасной для общества информации (все участники производства и распространения массовой информации);
  • ответственность за недостоверность создаваемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию, за введение цензуры (все участники производства и распространения массовой информации).

Большая часть информационных отношений в данной области носит конституционно-правовой и административно-правовой характер.

3. Официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы).

В процессе производства, передачи и распространения такой информации возникают следующие права и обязанности у участников таких правоотношений:

  • обязанность по производству и распространению (или обеспечению распространения) нормативных правовых актов в соответствии с установленной компетенцией;
  • обязанность за предоставление информации из таких документов;
  • ответственность за создание официальных документов неудовлетворительного качества.

Это отношения конституционного и административно-правового характера, которые проявляются при подготовке законов и иных нормативных правовых актов органами государственной власти в порядке реализации установленной для них компетенции.

4. Обязательно представляемая документированная информация (обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация).

В информационных процессах, связанных с обращением такой информации, у их участников возникают следующие права и обязанности:

  • обязанность подготовки и представления обязательных документов;
  • обязанность по созданию информационных ресурсов, содержащих обязательно представляемую информацию;
  • ответственность за использование этой информации исключительно для исполнения установленных законом функций и задач;
  • ответственность за недостоверность предоставляемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию.

Здесь проявляются отношения административно-правового свойства, возникающие при подготовке и предоставлении такой информации соответствующими субъектами в порядке подготовки отчетной и иной представляемой информации, а также обязанностей органов исполнительной власти и местного самоуправления по формированию информационных ресурсов такой информации в порядке исполнения ими установленной компетенции.

5. Информация ограниченного доступа (государственная тайна, коммерческая тайна, а также персональные данные и т.п.) создается разными субъектами в порядке выполнения служебных обязанностей, личной инициативы, производственной деятельности.

В информационных процессах по обращению такой информации возникают следующие права и обязанности:

  • обязанность по установлению состава информации ограниченного доступа;
  • обязанность по установлению информации, которая не может относиться к категории ограниченного доступа;
  • ограничение имущественных прав при отнесении созданной автором информации к государственной тайне;
  • обязанность лицензирования деятельности по обработке информации ограниченного доступа;
  • обязанность по установлению ограничений по доступу к информации ограниченного доступа;
  • обязанность по обеспечению защиты информации и информационных ресурсов, содержащих такую информацию, от несанкционированного доступа;
  • ответственность за нарушение условий ограниченного доступа, за разглашение информации ограниченного доступа.

Производство, передача и распространение такой информации, формирование и использование информационных ресурсов с такой информацией осуществляются в условиях ограниченного доступа к ней специально подготовленных и официально допущенных лиц. Субъекты, участвующие в таких процессах, вступают в отношения административно-правового свойства с достаточно жесткой ответственностью за неправомерные действия с такой информацией.

Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения.

Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении таких информационных процессов, основываются на следующих правах и обязанностях их участников:

  • право на создание и применение информационных систем, их сетей, средств их обеспечения (все участники этих процессов);
  • право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности при создании таких объектов (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления);
  • ограничение права на создание таких объектов для информации ограниченного доступа;
  • обязанность создания и применения информационных систем, их сетей, средств их обеспечения в соответствии с установленной компетенцией (государственные структуры);
  • обязанность по заключению и исполнению договоров на создание таких объектов для государственных нужд (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления);
  • ответственность за недоброкачественность созданной продукции, нарушение сроков исполнения договора, другие нарушения.

Эта группа отношений основана на диспозитивных методах регулирования, связанных с защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также императивных методах при проектировании и эксплуатации государственных информационных систем и средств их обеспечения.

Создатели и субъекты, обеспечивающие эксплуатацию таких объектов, несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за создание недоброкачественных технологий и некачественную их эксплуатацию.

Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности

В области информационной безопасности основными объектам защиты являются:

  • интересы гражданина, общества, государства в информационной сфере (духовность, нравственность и интеллектуальный уровень развития личности и общества и т.п.);
  • демократия, знания и духовные ценности общества;
  • конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства;
  • информация как интеллектуальная собственность;
  • документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги как интеллектуальная и вещная собственность;
  • машинные носители с информацией;
  • базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей;
  • программные средства в составе ЭВМ, их сетей, технические средства.

Для защиты этих объектов применяются организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение таких угроз.

Информационные отношения данной группы основаны на следующих правах и обязанностях их участников:

  • право на защиту личности от воздействия недостоверной, ложной информации;
  • право на защиту информации, информационных ресурсов, продуктов от несанкционированного доступа;
  • право на защиту интеллектуальной собственности;
  • право на защиту информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения как вещной собственности;
  • право на защиту информационных прав и свобод;

ограничение права на раскрытие личной тайны, а также иной информации ограниченного доступа без санкции ее собственника или владельца;

обязанность по защите государства и общества от вредного воздействия информации, защите самой информации, по защите прав личности, по защите тайны;

ответственность за нарушение информационной безопасности, в том числе прав и свобод личности, тайны и других ограничений доступа к информации, за компьютерные преступления.

Информационные правоотношения в данной области регулируются методами императивного и диспозитивного характера.

Заключая рассмотрение содержания информационного правоотношения, следует отметить следующее.

Анализируя информацию как объект правоотношений, нельзя говорить о ней вообще, не конкретно. Объектом рассмотрения должна быть, в первую очередь, информация, которая находится в обороте и по поводу, которой или в связи с которой поэтому и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом.

Такую информацию можно разделить на три группы:

  • информация, которая находится в гражданском обороте, т.е. та, по поводу которой возникают в первую очередь имущественные отношения;
  • информация, которая находится в административном обороте, т.е. та, посредством которой регулируются общественные отношения, в том числе и в информационной сфере. Например, информация, которая содержится в нормах права;
  • информация, которая находится в общественном (публичном) обороте, представляющая собой сведения информационного характера, или массовая информация, предназначенная для информирования населения.

Информационное право как комплексная отрасль права и законодательства сталкивается с проблемами неопределенности предмета правового регулирования и стремится объединить в себе правовые институты, по отношению к которым крайне сложно выработать единообразный правовой подход и общие принципы регулирования. Представляется, что у традиционных информационно-правовых институтов, таких как защита государственной тайны и распространение продукции средств массовой информации, больше принципиальных отличий, чем предметного сходства. Решение проблемы классификации информационных отношений за счет характеристики специфики отдельных информационных ресурсов  не находит подтверждения в действующем законодательстве. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не содержит термина "информационный ресурс", в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под информационным ресурсом понимались документы и массивы документов в информационных системах, однако даже из существа ранее действовавшего законодательства не следовал вывод о специфичности информационных отношений, складывающихся в различных информационных системах.

Классификация информационных отношений является важнейшей задачей в деле обоснования отраслевой самостоятельности информационного права и создания кодифицированного правового акта в информационной сфере, однако и сегодня она остается решенной не в полной мере.

Представляется, что для признания правового отношения информационным одна из сторон в правоотношении должна сознательно совершать юридические действия, прямо направленные на коммуникативный эффект. Под коммуникативным эффектом следует понимать распространение информации или возложение обязанности по неразглашению информации, сохранению ее в тайне. Волевая направленность на достижение коммуникативного эффекта в действиях стороны, располагающей информацией, является определяющим обстоятельством для разграничения информационных и неинформационных правоотношений. Если предположить, что информационные правоотношения всегда связаны с умышленным расходованием ресурсов и средств, направленных на достижение коммуникативного эффекта, то конструкция правоотношения, в котором имущественные активы расходуются на распространение или защиту информации, решающим образом отличает информационные отношения от всех других общественных отношений, где информационный обмен является неизбежным следствием имущественно-стоимостных, личных неимущественных и неинформационных публично-правовых отношений.

Закон "Об информации" регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, и вместе с тем положения данного Закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Из системного толкования Закона "Об информации" становится очевидным, что творческая сфера выпадает из-под его регулирования полностью. В частности, в силу ст. 3 Закона "Об информации" правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе достоверности информации и своевременности ее предоставления, что неприемлемо для сферы творчества, где объекты авторских прав - произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения  охраняются законом на принципе п. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации, где гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Проблемы правового регулирования распространения информации творческого характера приобретают особую остроту в тех сферах, где возможны злоупотребления свободой творчества. В современных условиях не только коммерсанты и политики стремятся манипулировать общественным мнением в своих интересах, но и экстремисты активно пропагандируют сомнительные и откровенно опасные для людей вероучения и жизненные позиции. Прикрываясь ст. 28 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует свободу совести, отдельные радикально настроенные социальные элементы оказывают вредное информационное воздействие на граждан России. Государственные органы России обязаны защищать население страны в силу положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" от любых проявлений информационного радикализма, таких как разжигание социальной розни и пропаганда противоправной деятельности.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в ст. 56 "Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума" устанавливает специальные законодательные требования к политической информации. Требования к предвыборной агитации сводятся к определенной системе, которая основана на принципах: недопустимости пропаганды экстремизма, декоммерциализации рынка политической информации, конструктивности предвыборной агитации. Правовой режим религиозной информации устанавливается п. 2 ст. 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Общие требования к рекламной информации установлены в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".

Правовые пределы законности в информационной сфере не ограничиваются административно-правовым противодействием актам экстремизма, равно как и разграничением информации на официальную, которая должна быть достоверна и своевременно предоставлена, и творческую. Правовое регулирование информационных отношений осуществляется за счет установления специальных требований к распространению массовой информации различного целевого профиля. Законодательно оформленными на сегодня являются следующие целевые профили общедоступной массовой информации: официальный, политический, религиозный, рекламный, творческий. Аналогичный подход можно применять при регулировании массовых информационных и развлекательных общественных отношений, законодательно установив особые требования для каждого из профилей информации.