Развитие розничной торговли и сферы обслуживания, равно как и повышение уровня правовой культуры россиян, стало причиной многочисленных судебных споров о защите прав потребителей. Сегодня это едва ли не самая распространенная категория дел, рассматриваемых мировыми судьями и судами общей юрисдикции.

Активно формируется и арбитражная практика по спорам, связанным с привлечением хозяйствующих субъектов к административной ответственности за нарушение прав потребителей, ущемление их законных интересов. До 1 января 2005г. дистанционный как самостоятельный вид продаж в законе «О защите прав потребителей» вообще не выделялся. Работа интернет-магазинов, магазинов «на диване» (телевизионные магазины), радиомагазинов и других продавцов, применяющих дистанционный способ продаж, регулировалась ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Правила продажи дистанционным способом были приняты на основе Закона РФ «О защите прав потребителей» и вступили в действие 11 октября 2007г. В основных положениях они дублируют ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и положения Правил продажи по образцам- это означает, что ключевые правила дистанционной торговли основаны на законе и близки к Правилам продажи по образцам.

 

Правила дистанционной торговли не применяются при продаже товаров с использованием автоматов, а также договоров купли-продажи, заключенных на торгах. Кроме того, они не применяются в отношении выполнения работ (услуг), не связанных с продажей товаров дистанционным способом.

Курируют исполнение документа Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и его территориальные органы. Именно поэтому данное ведомство систематически выпускает письма, в которых даются обзор сложившейся на рынке ситуации и рекомендации территориальным органам данного ведомства по надзору за Интернет-торговлей на подведомственной территории.

Например, Роспотребнадзор издал письмо «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом». В нем Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание территориальных управлений, что в последнее время значительно возросло количество обращений граждан по поводу обмана и введения их в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров, реализуемых вне стационарных мест торговли, посредством ознакомления потребителей с предложенным описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т. п., а также посредством электронных средств массовой информации и средств связи (телерадиореклама, почтовая связь, Интернет).

Поскольку в большинстве случаев защита нарушенных потребительских прав граждан в рамках гражданского судопроизводства все еще недостаточно совершенна и эффективна, а в отдельных случаях затруднена или просто невозможна по причине умышленного несоблюдения со стороны продавцов соответствующих обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, связанных, в частности, с доведением до потребителей полной, необходимой и достоверной информации о продавце (что зачастую не позволяет даже идентифицировать и определить надлежащего ответчика по делу), для Роспотребнадзора приобретает особую значимость решение вопросов организации целенаправленной деятельности по контролю и надзору за соблюдением требований, предъявляемых к дистанционному способу продажи товаров, и выработки связанной с этим системы превентивных мер.

Как показывает анализ обращений граждан, поступающих в Федеральную службу, до 70% жалоб потребителей, пожелавших воспользоваться услугами дистанционной торговли, приходится на факты обмана при продаже биологически активных добавок к пище (БАД) и товаров медицинского назначения, которые, как правило, в конечном итоге реализуются по месту нахождения покупателя, т. е. непосредственно на дому у потребителя. При этом, зачастую, в результате сознательного введения потребителей в заблуждение относительно истинных потребительских свойств этих товаров причиняется вред их жизни и здоровью, что является особенно недопустимым.

В этой связи территориальным управлениям Роспотребнадзора при рассмотрении жалоб и обращений граждан по фактам введения их в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров, реализуемых дистанционным способом, при нарушении права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товаре и самом продавце (изготовителе) и включении в договор купли-продажи условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, а также в ходе проведения соответствующих контрольно-надзорных мероприятий в целях недопущения и пресечения нарушений потребительского законодательства, необходимо исходить из следующего:

П. 2 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» возлагает на продавца обязанность до заключения договора предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

При этом указанная информация согласно требованиям, содержащимся в п. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», должна быть достоверной и обеспечивать возможность правильного выбора товара (т. е. исключать возможность введения его в заблуждение).

Более того, в момент доставки товара потребителю в письменной форме должна быть предоставлена необходимая информация о товаре в объеме требований, предусмотренных п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также информация о порядке и сроках возврата товара, предусмотренная п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», отсутствие которой порождает для продавца гражданско-правовые последствия, закрепленные в абз. 2 п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Полное или частичное отсутствие названной информации, свидетельствующее о нарушении права потребителей на ее получение, может служить основанием для привлечения продавца к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, а при определенных основаниях- по ст. 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей».

С учетом соответствующих положений ст. 437 ГК РФ предложения заключить договор купли-продажи в порядке, установленном ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» (т. е. дистанционным способом продажи товаров), адресованные неопределенному кругу лиц, следует рассматривать как публичную оферту, а сведения, предусмотренные п. 2 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»,- как условия, необходимые (существенные) для заключения договоров данного вида (ст. 432 ГК РФ).

Поскольку в целом положения ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» по своему буквальному содержанию являются общими требованиями, регламентирующими дистанционный способ продажи товаров, безусловная обязанность их соблюдения со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих продажу товаров названным способом, должна корреспондироваться в том числе с императивными нормами иных правовых актов (с учетом положений ст. 422 ГК РФ, ст. 1 и ст. 26 Закона РФ «О защите прав потребителей») в части самой возможности использовать этот способ для реализации тех или иных товаров.

В этой связи для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих или желающих осуществлять розничную продажу товаров дистанционным способом, является обязательным соблюдение соответствующих норм, закрепленных в абзаце 2 п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. № 55, не допускающих вне стационарных мест торговли продажу продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм.

 

При этом, принимая во внимание, что перечень соответствующих исключений из общей номенклатуры продовольственных товаров, разрешенных к продаже вне стационарных мест торговли, является закрытым, особое внимание в ходе осуществления соответствующей контрольно-надзорной деятельности следует уделить фактам реализации посредством дистанционной продажи БАД, относящихся к пищевым продуктам, и соблюдению продавцами помимо вышеизложенных также и соответствующих положений СанПиН 2.3.2.1290-0 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище».

При выявлении со стороны должностных и юридических лиц нарушений указанных правовых норм в отношении них в установленном порядке необходимо применять меры административной ответственности, предусмотренные ст. 14.15 КоАП РФ «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» или (при несоблюдении определенного санитарными правилами порядка реализации БАД) ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

В ходе практической деятельности, связанной с пресечением нарушений прав потребителей со стороны хозяйствующих субъектов, осуществляющих дистанционную продажу товаров (особенно при рассмотрении соответствующих жалоб и обращений потребителей или при выявлении в инициативном порядке публичной оферты, не соответствующей обязательным требованиям, закрепленным в п. 2 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»), среди прочего может возникать необходимость осуществления определенных действий, направленных на установление точного наименования продавца и его местонахождения, иногда сопряженных со значительными временными затратами. В этом случае следует проводить административное расследование в порядке, установленном ст. 28.7 КоАП РФ.

В рамках административного расследования должностным лицам, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, следует практиковать направление необходимых поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ) и вынесение определений об истребовании соответствующих сведений, необходимых для разрешения дела, имея в виду, что неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

В то же время при принятии решения о проведении административного расследования следует учитывать, что применительно к полномочиям, реализуемым Роспотребнадзором, и согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ оно возможно лишь после выявления административного правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей (а также законодательства о рекламе- с учетом соответствующего правопреемства контрольно-надзорных функций по ст. 14.3 КоАП РФ, ранее осуществляемых Госторгинспекцией) и не может проводиться по административным правонарушениям в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируемой санитарным законодательством.

При выявлении нарушений соответствующих требований действующего законодательства, а также нарушений прав потребителей, которые могут носить системный характер, в рамках компетенции Роспотребнадзора принимать не только меры административного воздействия, но и предъявлять иски в суды о признании действий продавца противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Продавец не вправе предлагать потребителю товары, не указанные в первоначальном предложении товаров к продаже. Не допускается передача потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требование об оплате товаров.

На практике такого рода факты встречаются при продаже товаров с использованием почтовой связи, когда потребителю при получении заказанного товара, упакованного в бандероль, посылку и т. п., в отделениях связи предлагают произвести доплату, после чего при вскрытии почтового отправления выясняется, что присланные товары потребителем (полностью или частично) не заказывались.

Несоблюдение продавцами Правил продажи товаров дистанционным способом может служить основанием для их привлечения к административной ответственности.

Нововведением в Правилах продажи товаров дистанционным способом является то, что в п. 33 документа указано, что при возврате товаров от покупателя составляется накладная или акт о возврате.

Подписи покупателя может не быть, если покупатель иногородний или возврат производится, к примеру, почтой.

Также в п. 33 Правил продажи товаров дистанционным способом указано, что отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя прав требовать возврата и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.

Анализ структуры выявленных правонарушений с учетом используемых при дистанционном способе продажи товара средств рекламы показал, как правило, продавцами (рекламодателями) данной продукции выступали хозяйствующие субъекты, которые посредством рекламы, являющейся публичной офертой, предоставляли заведомо ложную информацию о потребительских свойствах реализуемых товаров, и (или) их изготовителях, чем вводили потребителей в заблуждение. При этом последним не обеспечивалась возможность правильного выбора товаров с учетом их истинных потребительских свойств, а также право на предъявление продавцу соответствующей претензии, поскольку, в рекламе указывался только номер «контактного» телефона.

Что касается сведений об адресе (месте нахождения) продавца, то, как правило, данная информация отсутствовала в рекламном ролике в принципе. При такой ситуации потребитель, приобретая товар, не имеет возможности в дальнейшем реализовать свое право на отказ от исполнения договора купли-продажи, а государственный орган, осуществляющий контроль на потребительском рынке, принять к правонарушителю соответствующие меры административного воздействия.