Юридические статьи

ВС РФ: вкладчики не обязаны соблюдать претензионный порядок решения споров

В 2019 году Верховный Суд РФ сделал важный вывод относительно досудебного порядка разрешения споров банков и граждан. Поводом к этому стал иск жителя Уфы к банку по вопросу заниженной ставки по вкладу: вкладчик посчитал, что кредитное учреждение не выплатило ему положенных дивидендов. Городской и областной суды оставили иск гражданина без рассмотрения лишь на том основании, что, судя по условиям договора банковского вклада, вкладчиком не был соблюден обязательный досудебный порядок разрешения спора. Органы правосудия руководствовались ст. 222 ГПК РФ.

Однако Верховный Суд РФ не согласился с мнением нижестоящих судов. Он указал, что в данном случае следовало применить ФЗ «О защите прав потребителей»: в этом акте отсутствует обязанность потребителей (к которым, в том числе, относятся банковские клиенты) сначала урегулировать возникшее разногласие в досудебном порядке. Следовательно, гражданин имел право обратиться в суд сразу, минуя предварительные «разборки» с банком.

А из этого, в свою очередь, следует, что указанные нормы договора с банком являются ничтожными и применяться не должны. Даже проставленная под документом подпись клиента не может изменить данное положение дел. Этот вывод имеет важное значение не только для вкладчиков, но и для заемщиков и прочих лиц, вступающих в договорные отношения с банком, поскольку ВС РФ установил, что подача претензии – сугубо добровольное дело каждого физлица. Предъявление претензии часто затягивает срок решения спорного вопроса, что может препятствовать защите прав потребителей.

Скорее всего, кредитные учреждения внесут соответствующие коррективы в шаблоны своих договоров под страхом санкций со стороны Роспотребнадзора и ЦБ РФ. В настоящее время подобные условия встречаются в подавляющем большинстве банковских договоров.

Метки: Суд


yurist 77 ru yuridicheskie uslugi