Юридические статьи

Уставные цели некоммерческих организаций

Основным признаком НКО в соответствии с законодательством Российской Федерации является отсутствие у нее целей извлечения и распределения прибыли. Как мы уже отмечали, по Гражданскому Кодексу некоммерческими признаются те организации (юридические лица), которые не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Конституцией  Российской Федерации  запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Следует обратить внимание, что выделение некоммерческих организаций из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков: а) отсутствие цели извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности; б) отсутствие права распределять полученную прибыль от предпринимательской деятельности между участниками.

Исключение составляют лишь потребительские кооперативы, которые вправе распределять расходы, полученные от предпринимательской деятельности в рамках уставной правоспособности, между своими членами.

Основное предназначение некоммерческих организаций – осуществление деятельности в целях, направленных на достижение общественных благ, в частности, социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров  конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных подобных целях.

Цели создания отдельных видов некоммерческих организаций более конкретно определяются законами  о соответствующих видах таких организаций и в их учредительных документах.

В тоже время в современных условиях финансирования культуры, образования, спорта, здравоохранения  иных подобных сфер деятельности некоммерческих организаций не является достаточным для их плодотворного развития. Поэтому все чаще некоммерческие организации вынуждены заниматься  предпринимательской деятельностью, чтобы обеспечить нормальные условия для работы.

При этом некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг. Имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.

На практике не всегда удается найти оптимальное соотношение некоммерческой и предпринимательской деятельности в рамках одной организации. Иногда предпринимательская деятельность настолько «увлекает», что прочие направления отходят на второй план.

В связи с этим законодателем в качестве общего для всех некоммерческих организаций правила установлен запрет на распределение ими прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, между своими участниками. Зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица является наиболее действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса.

Как правило, прибыль, полученная некоммерческой организацией от предпринимательской деятельности, должна расходоваться ею в целях, для достижения которых она создана. Об это свидетельствуют и нормы законов об  отдельных видах некоммерческих организаций.

Например, Федеральный Закон Российской Федерации «Об Общественных Объединениях» отмечает, что общественные объединения могут создаваться «для защиты общих интересов и достижения общих целей» их членов, а также для содействия реализации прав и законных интересов граждан. Закон отмечает, что цели общественного объединения подлежат закреплению в уставе.

Согласно Закону общественное объединение имеет право, в частности, право как участвовать в избирательных кампаниях, так и выдвигать кандидатов или списки при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественного объединения, равно как вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. На практике встречаются нарушения данных норм в связи с ошибочным выводом о том, что представительный орган государственной власти субъекта РФ может без ссылок на запрет, установленный законом, назначать или не назначать кандидатуры, предложенные избирательным объединением.

Общественным объединениям для осуществления уставных целей также предоставлено право представлять и защищать как свои права, так и законные интересы других граждан в органах государственной власти, органах управления и общественных объединениях, что в судебной практике вызывает ряд ошибочных выводов по порядку рассмотрения данных дел. К примеру, общероссийское политическое движение «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» обратилось в военный суд Московского гарнизона в защиту интересов нескольких военнослужащих с заявлением на действия министра обороны РФ и ряда других воинских должностных лиц. Военная коллегия Верховного Суда РФ, удовлетворяя протест председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ об отмене решений Московского гарнизонного и окружного военных судов об отказе в принятии заявления, отметила, что судебные решения ошибочны и вынесены с нарушением норм процессуального права. В частности, ошибочны выводы о том, что нормы с. 42, 129 ГПК РСФСР, Федеральных законов «Об общественных объединениях», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» не предусматривают возможности общественным объединениям обращаться в суд в защиту прав военнослужащих.

Большинство государственных некоммерческих организаций созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело государственные и муниципальные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, и многое другое из того, что не может быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе. Существование некоммерческих организаций прежде всего тем и обусловлено, что наиболее активные члены общества стремятся внести свой вклад в решение стоящих перед ним проблем, не только выполняя прямые обязанности, возлагаемые государством на всех граждан, но и делая нечто «сверх обязанностей», добровольно. В этой связи очевидна необходимость объединения и координации усилий.

Деятельность большинства некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций нацелена на решение насущных проблем конкретного населенного пункта или региона. Немалый вклад в решение этих проблем вносят также региональные и местные отделения некоммерческих организаций, действующих в масштабе всей Российской Федерации.

Таким образом, НКО успешнее развиваются там, где представительные и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления ориентируют и стимулируют некоммерческие организации, не допуская вместе с тем неоправданного вмешательства в их деятельность.

Метки: Гражданское право


yurist 77 ru yuridicheskie uslugi