148x32 v1

Субъекты и объекты социально-обеспечительных отношений

Для того чтобы охарактеризовать социально-обеспечительные правоотношения, необходимо раскрыть такие их элементы, как субъекты и объекты. Субъектами правоотношения по социальному обеспечению выступают:

  • физическое лицо (граждане Российской Федерации, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ);
  • государственный орган (органы социальной защиты населения, которые назначают и выплачивают пособия и предоставляют услуги, специальные пенсионные службы отдельных министерств, органы службы занятости, органы здравоохранения, органы народного образования).

Чтобы стать субъектом социально-обеспечительных правоотношений, сначала необходимо стать субъектом права социального обеспечения. Существует мнение, что субъект права - это потенциальный участник отношений, рассматриваемый законодателем в статистическом состоянии, с точки зрения обладания им правосубъектностью, имея в виду, что понятия обладания правами и их использования не совпадают. Следовательно, субъект права может быть участником правоотношения, но может и не быть им.

Субъект же правовых отношений - это лицо, признанное субъектом права, но выступающее в качестве уже не потенциального носителя субъективных прав и юридических обязанностей, а действительного участника самого процесса действия, реализации правосубъктивности. Субъекты правовых отношений – это лица, которые находятся в динамическом состоянии, в стадии реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей.

Приведенные аргументы позволяют констатировать, что понятие «субъект социально - обеспечительного правоотношения» меньше понятия «субъект права социального обеспечения», ибо, для того чтобы стать субъектом правоотношения, необходимо уже быть субъектом права.

Следовательно, субъект права социального обеспечения - это лицо (индивидуальное или коллективное), которое в соответствии с нормами права способно иметь и обязанности и своими действиями приобретать права и нести обязанности по социальному обеспечению.

В общей теории права господствует точка зрения, суть которой состоит в том, что для участия в правоотношениях люди и организации должны обладать определенными свойствами. В представленном выше определении названо три юридических свойства субъекта права социального обеспечения. Среди них:

  • способность лица быть носителем субъективных прав и обязанностей;
  • свобода воли лица, т.е. свобода выбора конкретного содержания своих действий и способность принимать адекватные решения;
  • обязательность признания лица субъектом права социального обеспечения юридическими нормами.

Указанные свойства субъекта права занимают преимущественное положение и в науке права социального обеспечения.

Совокупность установленных законом для всех и каждого из будущих участников социально-обеспечительных правоотношений свойств образует понятие правосубъектности лица, причем, говоря о правосубъектности индивидуальных и коллективных лиц, мы придерживаемся мнения, что ее содержание составляют два основных элемента: правоспособность и дееспособность.

Таким образом, под социально–обеспечительной правосубъектностью следует понимать единство свойств субъекта, включающее в себя способности лица обладать правами и обязанностями (правоспособность), своими действиями приобретать и осуществлять их (дееспособность).

При этом свойства субъекта права социального обеспечения различаются для разных подотраслей и даже институтов права социального обеспечения как по условиям их возникновения, так и по своему содержанию – возможностям правообладания.

Следовательно, субъектами права социального обеспечения являются лица, за которыми законом признана особая совокупность юридических свойств - правосубъектность, дающая возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.

Применительно к государственным органам, государственным и негосударственным организациям, государству в целом социально-обеспечительная правосубъектность находит выражение в их компетенции. Компетенция- это совокупность прав и обязанностей, полномочий государства в целом, государственных органов, государственных и негосударственных организаций, предоставленных для осуществления их социально – обеспечительной функции. Компетенция имеет строго определенные рамки и устанавливается нормативно – правовыми актами. Каждая организация имеет свою компетенцию.

Правосубъектность также подразделяется на виды: общая, отраслевая и специальная.

Общая - это способность лица в рамках данной системы права быть субъектом права вообще. Характеризуется наличием у них общих основных прав и обязанностей, закрепленных в Конституции РФ.

Отраслевая – это способность лица быть участником правоотношений, регулируемых той или иной отраслью права.

Специальная правосубъектность - это способность лица быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отрасли права социального обеспечения. Она возникает после того, как субъект минут общую и отраслевую формы и обретет способность иметь возможность пользоваться конкретными правами. Специальный субъект права социального обеспечения – это такое лицо, которое способно обладать и пользоваться правами, а также иметь обязанности в рамках отдельного института отрасли и участвовать в конкретных социально-обеспечительных отношения. Любой субъект права социального обеспечения может стать субъектом социально–обеспечительных отношений, только если реально начнет действовать, вступит в конкретные отношения с обязанной стороной по реализации своего права на конкретный вид социального обеспечения.

Следовательно, субъект социально – обеспечительного  правоотношения – это лицо, признанное субъектом права и выступающее в качестве действительного участника реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей по социальному обеспечению.

Большинство субъектов социально- обеспечительных правоотношений – это лица из групп социального риска: пенсионеры, нетрудоспособные, инвалиды, дети, безработные, беженцы. Вторым субъектом чаще всего выступает государственный орган или орган местного самоуправления.

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо, по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. Человек как таковой может быть лишь субъектом, но не объектом правоотношений. В разных видах правоотношений – разные объекты, при этом вид социально-обеспечительного правоотношения определяет его объект.

Итак, в зависимости от характера и видов социально-обеспечительных правоотношений можно выделить следующие виды объектов:

  • материальные блага (деньги, предметы, услуги);
  • нематериальные личные блага (здоровье, достоинство);
  • поведение, действие субъектов на основе процедурных норм права;
  • официальные документы (справки, удостоверения).

В процедурных социально-обеспечительных правоотношениях по социальному страхованию, социальной поддержке, предоставлению помощи и услуг объектом является: 1) установление права человека на тот или иной вид обеспечения; 2) назначении конкретного вида обеспечения; 3) заключение договора; 4) установление необходимого юридического факта.

Объектом материальных социально- обеспечительных правоотношений будет социальное благо – денежная выплата в вид пенсии, пособия, компенсации, ежемесячной денежной выплаты; социальная услуга в виде медицинской помощи и лечения, социально-бытовой помощи на дому, в стационарах, а также материальная помощь в виде предоставления медикаментов, топлива, одежды и другой помощи.

Объекты социально-обеспечительных правоотношений служат одновременно и целью лица при установлении этих правоотношений, они же определяют и порядок действий человека в данном правоотношении.

Как мы уже выяснили: объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо, по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов. В правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают  данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т. е. назначение и получение данного вида пособий или иных услуг соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения, т. е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются наступление законом юридических фактов.

Юридические факты - это объективные обстоятельства (события и действия), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение правоотношений. С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид, и размер обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения по реализации этого права. Большинство юридических фактов – это факты-события (смерть, инвалидность, нетрудоспособность). В зависимости от срока юридические факты можно разделить на кратковременные и факты состояния. Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом правоизменяющим, а в третьем - правопрекращающим, в одном правоотношении он может быть основным, правообразующим, а в другом – правопрекращающим фактом. Например, смерть кормильца – пенсионера по старости является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юридическим фактом.

Таким образом, юридически факты играют весьма важную и активную роль в социально–обеспечительных правоотношениях, являясь своего рода звеном, сцепляющим нормы права с конкретными обеспечительными отношениями. С помощью хорошо продуманного набора юридических фактов можно существенным образом влиять на динамику развития социально-обеспечительных правоотношений и направлять их в правовое русло.