О социально-правовой защите несовершеннолетних
Стратегической базой улучшения положения детей в Российской Федерации является повышение уровня жизни населения на основе модернизации экономики и развития социальной сферы страны. Правительство Российской Федерации, органы власти субъектов Федерации уделяют этой задаче повышенное внимание.
Благодаря осуществлению последовательных мер, значительному улучшению финансирования социальной сферы и мероприятий государственной политики в интересах детей, удалось добиться определенных положительных результатов в этой области.
На межведомственной основе разработан проект основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации). Проект ориентирован на поэтапное последовательное решение наиболее важных задач жизнеобеспечения, защиты прав и законных интересов детей совершенствование механизмов их обеспечения, выработку и реализацию единых приоритетов социальной политики в интересах детей на всех уровнях власти. В качестве главных направлений определены: обеспечение охраны здоровья и повышения качества медицинского обслуживания детей; развитие образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.
На сегодняшний день проблемы детства приобрели характер национальной катастрофы. Сейчас в России детская смертность в полтора раза выше, чем в среднем в мире. Остро встают вопросы образования, которое становится не доступным для детей из малообеспеченных семей. Процветает насилие над детьми, в том числе сексуально. Все большую огласку получают возмутительные случаи торговли детьми для трансплантации органов или вовлечения их в порнобизнес.
Причины детской преступности - социальная нищета и жестокость нынешнего общества. 69,6 процента семей с детьми находятся за чертой бедности. Они не живут а существуют. Но именно поэтому важно чтобы все граждане знали свои права, чтобы помнили, каждый чиновник назначенный или избранный на свою должность обязан помогать людям. Дети должны с пеленок осознавать себя личностью, должны знать о своих правах и уметь их отстаивать. Только в этом случае наше общество со временем измениться, станет более гуманным, справедливым и демократичным. Поэтому необходима разработка и принятие федеральной целевой программы правового просвещения и образования. Необходимо преподавать во всех учебных заведениях курс прав человека.
Для совершенствования законодательства необходимо провести ревизию 130 законов, затрагивающих защиту прав и интересов ребенка, и создать кодифицированный закон России, который стал бы Детской конституцией.
Особую озабоченность вызывает рост детской безнадзорности и беспризорности на фоне продолжающихся сокращения численности населения России и уменьшения рождаемости.
Беспризорные дети не в состоянии самостоятельно реализовывать свои конституционные права на полноценную жизнь, охрану здоровья, образование, другие права. Эту функцию должно выполнять государство. У беспризорных и безнадзорных детей, лишенных заботы родителей, общества и государства, вырабатывается стереотип противоправного поведения, отчуждение от общепризнанных духовно-нравственных ценностей и жизнеутверждающих ориентиров.
Безнадзорность и беспризорность детей являются питательной средой для роста наркомании и преступности в стране, а с учетом численности безнадзорных и беспризорных детей (по экспертным оценкам - до 3 млн. человек) представляют реальную угрозу национальной безопасности России.
Эти негативные явления в их совокупности могут стать фактором усиления социально-политической напряженности в государстве, препятствовать его экономическому и социальному развитию.
Семейная политика на областном уровне понимается как последовательно предпринимаемые шаги по разработке и реализации на уровне региона нормативно-правовой базы и конкретных социальных программ, реально облегчающих жизнь семьям области, укрепляющих духовно-нравственные основы и ценности семьи и обеспечивающих защиту прав и интересов детей.
Для создания действенной системы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо:
- Активизировать информационно-просветительскую работу, раскрывающую ценность семьи как основы социализации и нормальной жизнедеятельности личности, а также организовать производство фильмов, телепрограмм и телепередач информационно-образовательного и образовательно-развлекательного характера, выпуск книг, брошюр плакатов, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи духовно-нравственных качеств, воспитание патриотизма.
- Исключить внедрение средствами массовой информации в сознание несовершеннолетних культа жестокости и насилия пропаганду наркомании, алкоголизма, сексуальной распущенности, обеспечить государственных заказ средствам массовой информации на систематическую рекламу здорового образа жизни.
- Принять комплекс мер по улучшению положения семьи и детей, в том числе внедрение модели адресной социальной помощи семьям, воспитывающим детей, оказание помощи малообеспеченным семьям в размерах, обеспечивающих необходимый уровень содержания и воспитания детей;
- Разработать и ввести в действие реальные механизмы квотирования рабочих мест для несовершеннолетних, предусмотрев это в проекте Трудового кодекса Российской Федерации.
- Разработать и внести на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о социальной помощи несовершеннолетним, освобожденным от уголовного наказания и их мест лишения свободы.
- Учредить пост Федерального комиссара РФ по защите детства (Уполномоченного по правам детей), то же на региональном уровне. За последние 15 лет Службы Уполномоченного по правам детей созданы более чем в 30 странах. Очевидно, что без создания такого специального «рупора» интересов 36 млн. детей России наша страна не сможет реализовать на практике принципы Конвенции по правам ребенка. Необходимо отметить, что с начала 1998 г. в 5 регионах России – в рамках эксперимента, проводимого Министерством труда и социального развития при поддержке Детского фонда ООН, - учреждены региональные Уполномоченные по правам ребенка.
- Необходимо создать контролирующую общественную инспекцию. Традиционные системы контроля за соблюдением прав детей в детских учреждениях – вышестоящими органами, то есть по исполнительской вертикали, и прокурорских надзор – не всегда могут обеспечить действенную защиту прав детей, предотвратить насилие, унизительное обращение и т.п. Единственным эффективным способом защиты воспитанника детского учреждения могут быть назначение определенного числа независимых общественных инспекторов, наделенных исключительным правом входить в учреждение без предупреждения, правом общения с воспитанниками без свидетелей, правом доступа к документации и т.п. Наблюдателям должно быть дано право присутствовать на заседаниях тех или иных государственных органов, полномочных решать судьбу ребенка. Контролирующие органу могут назначаться депутатами Федерального, а в субъектах Федерации – регионального, представительного органа власти. Предлагаемая система контроля позволит реально включить гражданское общество во взаимодействие с государством; ее функционирование не требует бюджетных ассигнований.
- Принять закон «О ювенальной юстиции». Восемнадцать лет назад Комитет ООН по правам ребенка в своем Заключении на первый государственный периодический доклад РФ рекомендовал создать систему специализированной детский юстиции.
- Учредить Федеральный Совет по проблемам детства и региональные советы по проблемам детства – межведомственные органы, призванные преодолеть ведомственную разобщенность, координировать социальную и коррекционно-реабилитационную работу различных министерств, департаментов, государственных и негосударственных учреждений, которые сегодня не способны действовать согласованного и оказывать эффективную помощь конкретному ребенку. В отличие от Службы Федерального комиссара (Уполномоченного по правам ребенка) и от Общественных инспекторов, обладающих исключительно контрольными полномочиями, Федеральный и региональные советы по проблемам детства должны обладать распорядительными функциями и управлять финансированием – определять бюджетные средства, выделяемые на специализированные программы (например, президентская программа «Дети России»). В соответствии с мировой практикой распределение средств должно осуществляться через систему государственного социального заказа на конкурсной основе и на равных основаниях – как государственным, так и негосударственным организациям, оказывающим помощь детям.
- Преобразовать нынешние Комиссии по делам несовершеннолетних в Комиссии по защите прав несовершеннолетних с существенным расширением их возможностей и полномочий и освобождением их от функций административного правосудия.
- Необходимо создание во всех 84 регионах России специализированных Центров усыновления и Центров социально-психологической помощи ребенка и семье, призванных реализовать приоритетный принцип проживания ребенка в семье – с родителями или опекунами, - словом, в семьях, способных осуществлять необходимую профилактическую и коррекционно-реабилитационную работу.
- Главам администраций субъектов Российской Федерации, мэрам Москвы и других городов России издавать распоряжения о размещении в городах РФ специальных плакатов и объявлений, в которых была бы дана полная информация о том, куда ребенок, нуждающийся в помощи, может обратиться в любой момент. Расклейка объявлений, адресованных детям, практикуется во многих странах, но, к сожалению, пока не в России.
- Ввести в штат КДН и ЗП должность педагога, который профессионально будет оказывать педагогическую поддержку детям, подвергшимся жестокому насилию, как в семье, так и вне ее.