yurist 77 logo2

Теории естественного права. Их Эволюция от древности до наших дней

Относится к метафизическому праву.

Ее методология: естественное право неотделимо от морали, идеологии.

Естественное право справедливо, значит, оно связано с идеалом. Естественное от Natur – природа, что соответствует природе человека, разума человека.

Естественное право не всегда осуществляется в современном понимании этого слова.

Эволюция естественного права:

  1. Священные писания (божественное право): Библия, Веды, Коран и т.п.
  2. Европейские традиции. Естественное право идет от Греции.

Рационализаторское – естественное право.

Гиппий (софист, 5 в. до н.э.): неписанный закон, но соблюдается во всех государствах, становится естественным правом.

Аристотель о естественном праве: Нормы, которые соблюдаются всеми народами независимо от того, записаны они или не записаны в законе. Здесь естественное право не противопоставляется позитивному праву. Никакой иерархии между естественным и условным законом не делает.

Гроций: естественное право – это веление здравого рассудка. Два пути установления нормы естественного права:

  1. Рассуждения (убивать – это нехорошо).
  2. Если какая-то норма соблюдается всеми народами и нигде не записана, то норма естественного права.

Кант: нормы естественного права исходят из чисто априорных соображений, т.е. независимо от того, записали где-то или нет.

Гоббс: общественному договору предшествует естественное состояние (это ничем не ограниченная свобода, которая ведет к войне всех против всех). Разумные правила поведения, основанные на учете интересов других людей и призванные обеспечить мир, Гоббс называл естественными законами, противопоставляя их естественному праву. Будучи убежденным юридическим позитивистом, Гоббс категорически возражал против критики государственных законов на том основании, что они противоречат законам естественным.

Локк (антипод Гоббса): естественное право – это неотчуждаемые права, с которыми рождается каждый человек… Государство обязано их обеспечить. Свобода и собственность – неотчуждаемые права человека.

Собственность – предмет обладания (владения, пользования, распоряжения) (узкое понятие собственности). Все, чем обладает человек (его здоровье, тело) – широкое понимание собственности.

Буржуазные революции – итог смещения к концепции Естественного права.

До сих пор сохранилось понимание естественного права.

Конец 19 начало - 20 вв. – расширение естественного права. До этого первое поколение прав (гражданские, политические). Теперь второе поколение прав (социально-экономического права).

Рудольф Штаммлер – идея классического права с меняющимся содержанием.

Вторая половина 20 в. – третье поколение естественных прав (экологические). Мартышин не согласен с отнесением к третьему поколению коллективных прав.

Гроций: право в полном смысле слова является только естественным правом, а право положительное, волеустановленное, когда оно соответствует естественному праву.

Конец 19 – начало 20 вв. – отказались от иерархии, т.к. естественное право не всегда осуществимо. Это общественный идеал, к которому нужно стремиться. Естественное право для того, чтобы подчинить себе действующее право.