yurist 77 logo2

Социальная сущность права и государства

Право обладает не только юридическим содержанием, но и социальным. Речь идет о соотношении права с интересами общества в целом, его составных частей (соц.классов, слоев, групп) и отдельных лиц, то есть выявление того, чьим интересам служит право. Выявление социальной природы позволяет раскрыть реальное содержание права.

Социальная природа права и государства практически совпадают, поскольку право есть инструмент государства для регулирования поведения граждан.

Противоположные точки зрения:

  1. Право служит общим интересам, общему благу.

Наиболее распространенная точка зрения среди философов и юристов, поддерживаемая официальной пропагандой:

- Платон (в диалоге «Государство»): гос-во должно служить общему благу, но в коррумпированном гос-ве властвующие правят в своих интересах, объявляя справедливостью то, что выгодно им и навязывая эту мнимую справедливость обществу.

- Фома Аквинский: закон есть предписание рассудка, продиктованное мыслью об общем благе.

- утилитаристы (основанное Бентамом движение): власть должна служить наибольшему счастью наибольшего числа людей.

- российская юриспруденция нового времени: Хропанюк: «право выражает общие и индивидуальные интересы населения страны»; Лившиц: право – нормативно закрепленная справедливость, выражение общественного компромисса; Червонюк: право есть общая воля и согласованные интересы различных соц.групп населения.

  1. Право служит интересам правителей и 3. господствующего меньшинства или класса.

- марксизм: право – возведенная в закон воля господствующего класса.

- Дж.Ст.Милль писал об эгоистическом законодательстве буржуазии.

- Г.Ф. Шершеневич: право отражает прежде всего интересы властвующих, хотя благоразумие побуждает их считаться в какой-то мере и с интересами подвластных (т.е. в целях социальной стабильности, безопасности и сохранения собственных привилегий, а не улучшения участи обездоленных).

- теория солидаризма Леона Дюги: социальная солидарность, сотрудничество противоборствующих классов с целью сохранения действующей системы.

- Ж.-Л. Бержель: право было узурпировано властью, на определенном этапе превратившись в институт угнетения народных масс.

Истина, как всегда, посередине: право сочетает элементы справедливости, общего блага с эгоистическими интересами доминирующих в обществе групп (Г.В. Мальцев, О.В. Мартышин). При этом, элементы сотрудничества и сближения интересов обычно возникают не из преданности властвующих общечеловеческим идеям, а в результате такой расстановки социальных и политических сил, которая создает возможность для компромисса. Развитие права протекает не в обстановке всеобщей любви и согласия, а в борьбе сталкивающихся интересов. Немецкий юрист Р. Иеринг подчеркнул, какой напряженной борьбы стоил каждый шаг к свободе в истории права: «Без борьбы нет права. Наряду с положением «В поте лица твоего будешь есть хлеб свой» стоит одинаково верное положение: «В борьбе обретешь ты право свое».

Все дело в соотношении трех типов реализуемых государством и правом интересов (1. правящих, 2. главенстующего класса или группы, 3. населения), в доле каждого из них. Именно это соотношение определяет подлинную социальную природу государства и права и служит критерием их научной и нравственной оценки.