yurist 77 logo2

Система и историческая эволюция ценностей, имеющих отношение к государству и праву

Ценностями называют все то, что вызывает к себе положительное отношение, рассматривается как благо, добро, польза, должное. Они представляют собой цели, к которым люди стремятся и связаны с удовлетворением потребностей людей.

Набор ценностей, имеющих отношение к государству и праву

Ценности не вечны. На протяжении веков и тысячелетий их набор и характер неоднократно менялся. Часть ценностей устаревала и отходила в прошлое, другие переосмысливались, третьи возникали впервые.

В исторической ретроспективе можно предложить следующий примерный перечень ценностей, исходя из того, что не все они признавались одновременно, а некоторые сменяли друг друга:

  • сохранение извечного и разумного порядка, установленного высшими силами;
  • справедливость;
  • благополучие;
  • безопасность;
  • порядок;
  • равенство;
  • свобода;
  • общее благо;
  • благо личности;
  • национальный интерес;
  • классовый интерес;
  • демократия;
  • солидарность;
  • полезность;
  • прогресс и др.

Многие ценности связаны с определенной исторической эпохой.

В древности и средние века был характерен принцип сохранения неизменным божественного миропорядка или установлений, введенных предками.

В Новое и Новейшее время сакрализация старины расшатывается и подтачивается сознательными усилиями, направленными на преобразование мира. Возникает новая ценность — прогресс, стремление к лучшему, преобразование устаревших и несправедливых институтов.

Исторический, преходящий характер многих ценностей демонстрирует отношение к равенству. Сейчас равенство рассматривается обычно как благо, неотъемлемое свойство справедливости, прогресса, правового государства. Эта традиция постепенно набирала силу и утверждалась с XVII—XVIII вв. Однако в древности и средневековье общественное неравенство представлялось не только нормальным, но и благотворным, разумным. Право закрепляло различные формы сословной иерархии.

Нечто подобное происходило и с демократией, также основанной на принципе равенства. С начала XIX в. и особенно в XX в. демократия получает все более широкое признание как лучшая форма правления, идеал, к которому следует стремиться. Но на протяжении многих столетий демократия рассматривалась всего лишь как одна из форм правления, причем весьма несовершенная. Платон считал ее худшей из правильных форм правления.

Свобода личности, права человека и гражданина воспринимаются сегодня как важнейший атрибут современной политической и правовой системы. Между там древнему и средневековому человеку совершенно чуждо представление о личности как о чем-то самостоятельном, обособленном, выделившимся из общества и не поглощаемом им. Индивидуализм как сознание обособленности, самоценности человека утверждается на Западе с эпохи Возрождения, на Востоке — много позже.

До того индивидуальные права и свободы поглощались долгом, обязанностью, правилами, соблюдаемыми всеми.

В XIX как отклик на социальные противоречия, распространяются идеи солидарности.

К вечным ценностям можно отнести, пожалуй, только справедливость, общее благо (благополучие как его вариант) и очень тесно связанные порядок и безопасность.

Проблема лишь в том, что в различные эпохи и даже в одну и ту же эпоху разными общественными группами и людьми они, как и большинство других ценностей, понимались неодинаково.

Исключение в смысле разночтений и интерпретаций составляют, вероятно, две вышеупомянутые и близкие друг к другу ценности: порядок и безопасность. Вряд ли кто-нибудь возьмется оспаривать мысль, что важнейшая функция государства и права состоит как раз в обеспечении порядка и безопасности.

Ценности не равнозначны. Между ними часто возникают коллизии.

  1. Личность и общество
  2. Равенство и свобода
  3. Право и нравственность и т.д.

Эти ценности находятся в вечном антагонизме и не допускают примирения.

Идеал заключается в примирении и в гармонии.

Противоречие ценностей приводит к тому, что надо делать выбор между ними.

Отсюда возникает вопрос – существует ли иерархия ценностей?

Скорее да, во главе можно поставить такие вечные ценности как справедливость и общее благо. Остальные ценности проходят соизмеряются с ними и признаются в той мере в какой они справедливы.

Свобода. Справедливость. Солидарность. Материальный прогресс – некоторые считают их равными (немецкие социал-демократы).


 

delites v sotsialnykh setyakh280


yurist 77 ru yuridicheskie uslugi


«Юрист-77.ru»

  • юридические услуги;
  • юридическая консультация;
  • юридические статьи;
  • шаблоны документов.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Задайте интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме укажите контакты для связи.

Время работы

  • пн — пт: 9:00 – 18:00;
  • очная и дистанционная работа;
  • выезд юриста;
  • + 7 (968) 478 11 45.