yurist 77 logo2

Право и свобода

Свобода — важнейший компонент прав человека. Но свобода не вечная ценность. В древности и средневековье она служила идеалом лишь для одиночек, поднявшихся в своем духовном развитии над общим уровнем (древнегреческий мудрец Сократ, пожертвовавший жизнью ради утверждения права мыслить и действовать в соответствии со своими убеждениями). Большинство же в то время и много позже не задумывалось о свободе и не дорожило ею.

Жизнь общества регламентировалась обычаями и традициями, не оставлявшими места, или оставлявшими слишком мало места для выбора и личных решений. Такая ситуация характерна для традиционных обществ и в наше время.

Буржуазные революции выдвинули требование и лозунг свободы. В XIX—XX вв. он получает широкое признание и сегодня рассматривается как признак высокоразвитого общества, хорошей политической и правовой системы.

Свобода — это возможность поступать так, как хочется, способность делать или не делать что-либо в соответствии со своими желаниями или убеждениями.

Как отмечал еще И. Кант, это предполагает «независимость от принуждающей воли другого».

Известный английский консервативно-либеральный мыслитель Исайя Берлин выделил два различных значения «свобода»: негативное и позитивное.

Негативная – субъект свободен в той степени, в которой никто не вмешивается в его действия.

Позитивная - человека можно признать свободным, когда он сам себе господин, а его жизнь и решения зависят от него самого, а не от каких бы то ни было внешних сил. Представляется, что это надуманная, искусственная позиция.

Человечество давно пришло к выводу, что ради беспрепятственного и гарантированного осуществления свободы ее нужно в определенной мере ограничивать. Все традиционное общество построено на ограничении свободы.

Для великих правоведов и философов свобода представляет собой познанную необходимость, способ сосуществования людей в обществе, а не одностороннее утверждение собственной воли.

Джон Локк, идеолог английской буржуазной революции, один из родоначальников либерализма, полагал, что свобода — это не анархия, а гарантия от произвола, она предполагает соблюдение законов природы, ставших законами государства: «Там, где нет законов, там нет и свободы».

Монтескьё проводил ту же мысль: «Свобода есть право делать то, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».

Классическое определение индивидуальной свободы дал крупнейший представитель английского либерализма XIX в. Милль: это право гражданина на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда, требующего защитных мер.

Вывод: свобода обязательно должна быть ограничена, иначе анархия.