yurist 77 logo2

Право и равенство

Равенство наряду со свободой рассматривается сегодня как важнейший компонент прав человека, признак демократического, правового и социального государства. Значительный общественный резонанс требование равенства получает в эпоху буржуазных революций. Оно послужило основой для проведения широкого круга реформ, преобразивших социальный и политический строй, правовую систему.

Расширение избирательного права, утверждение равноправия полов, защита законных интересов религиозных, этнических и других меньшинств осуществлялись под «знаменем» равенства.

До буржуазных революций принцип равенства не был общепризнанным. Неравенство не только допускалось, но и провозглашалось вполне естественным и охранялось от покушений принудительными мерами.

Полное равенство людей во всех отношениях невозможно и, более того, если бы кто-либо его установил, оно, как пишет Уолкер, во многих случаях рассматривалось бы как несправедливость.

Аристотель полагал, что равенство справедливо для равных, а неравенство — для неравных, поэтому «безусловно, справедливым может быть только равенство по достоинству».

Понятие равенства включает две стороны (два компонента):

  • Юридическое равенство (заключающееся в гарантируемой законом возможности действовать в известных пределах (т. е. не нарушая закон) по собственному усмотрению).
  • Равенство условий (создание для каждого человека условий, позволяющих действовать в соответствии со своей свободной волей).

Юридическое равенство (равенство перед законом) предполагает формальное предоставление всем одинаковых прав (равную правоспособность) и установление равной юридической ответственности. До буржуазных революций, когда юридическое равенство принципиально не допускалось, казалось, что достаточно его ввести, чтобы воцарилась социальная справедливость. Подобное убеждение лежит в основе таких выдающихся исторических документов, как американская Декларация независимости (1776) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789).

Однако вскоре стало ясно, что провозглашение юридического равенства отнюдь не ведет к установлению действительного равенства между людьми. Одинаковую правоспособность, предоставление гражданам равных прав стали называть формальным равенством или формальными свободами (К. Маркс и др.). В этой связи особое внимание уделялось проблеме выравнивания условий. И по сей день находится немало сторонников сведения принципа равенства к формальному равноправию. Такая позиция характерна для консервативных кругов.

В защиту ее выдвигается два аргумента.

Во-первых, равенство условий предполагает перераспределение богатств, а это противоречит свободе, ограничивает возможность пользоваться своей правоспособностью.

Во-вторых, осуществление полного равенства условий, в первую очередь в экономической сфере (сторонников такого права называют эгалитаристами), либо невозможно, либо ведет к неблагоприятным последствиям, прежде всего к применению принудительных мер и господству бюрократии.

Существует и противоположная точка зрения

Чтобы этого избежать и превратить равенство из формального в фактическое, нужно допустить определенное неравенство. Оно вполне морально и справедливо, когда устанавливается в пользу людей, находящихся в неблагоприятных условиях, бедных, больных.

Такой точки зрения придерживаются не только социалисты и коммунисты, но и гуманисты, а также лучшие

представители современного либерализма (американец Роле и француз Перельман).

Юридическое неравенство, своего рода привилегии для обездоленных, вводится для социального выравнивания или выравнивания условий. При этом равенство условий делает юридическое равенство не фиктивным, а действительным.

Для «либерталистов» формальное и фактическое равенство несовместимы, противоречат друг другу. Для сторонников социального выравнивания они неразрывны и только равенство условий делает юридическое равенство не фиктивным, а действительным.