yurist 77 logo2

Право и нравственность как форма регулирования общественных отношений. Их особенности

Мораль (нравственность, этика, добродетель).

Право (закон).

Мораль— нормативная система, основанная на представлениях людей о добре и зле, долге, чести, справедливости, ответственности, выступающая важным регулятором общественных отношений.

Золотое правило морали (категорический императив) – поступай по отношению к другим людям так, как ты хотел бы чтобы они поступали с тобой.

Мораль и нравственность в большинстве случаев употребляются как синонимы.

Соотношение с правом – право всегда отличалось определённостью.

Мораль является древнейшим социальным регулятором. Она отражает объективную потребность людей в регулировании различных сфер человеческой деятельности. Мораль применяется в наиболее широком спектре общественных отношений – они все в той или иной мере подчинены моральным императивам и моральной оценке.

Происхождение морали в значительной степени было обусловлено материальными факторами и брачно-семейными отношениями. Вместе с тем появление морали — это и следствие духовного развития человека.

Мораль - как результат выбора человека между добром и злом. Нормы морали представляют собой выработанные обществом ценностные ориентиры поведения.

Главное назначение морали — создать условия для коллективной жизни людей. Мораль подчиняет интересы индивидов целям и задачам какого-либо социального целого (рода, племени, нации, класса, церкви и т. д.), заставляет их строить свои отношения с обществом и другими людьми в соответствии с определенными ценностями.

Моральное регулирование осуществляется как посредством исходящих от общества санкций (выражение порицания, осуждения, презрения, применение остракизма и т. д.) и поощрений (от одобрения до восторженного поклонения, создания культа героев), так и механизмом индивидуальной саморегуляции, самоконтроля (совесть, стыд, долг).

Представляет интерес вопрос о возможности нравственного прогресса, и в связи с этим о границах и потенциале морального регулирования. История человечества показывает, что нравственный прогресс возможен. Подтверждением служат такие факты, как появление правового социального государства, где защищаются личные, политические и социально-экономические права человека, гуманизация форм ведения войны и условий содержания заключенных, запрет на применение пыток в ходе уголовного процесса, запрет членовредительских наказаний и т. п. Вместе с тем следует отметить, что нравственный рост людей в целом отстает от их интеллектуального развития.

Вследствие этого в современном мире право сохраняет и будет сохранять роль ведущего социального регулятора. Только право с его исходящими от государства санкциями способно эффективно бороться с антисоциальными установками индивидов.

Соотношение права и морали многопланово. С одной стороны, они обладают известным сходством, так как представляя ют собой социальные регуляторы, устанавливающие правила поведения и соответствующие санкции за их нарушение. Применительно к одной и той же культуре право и мораль имеют в своей основе единые базовые ценности и защищают их.

С другой стороны, между правом и моралью есть ряд существенных различий.

По происхождению. Появление права предполагает волю субъекта — государства, ту или иную форму его участия. Мораль появляется спонтанно и не зависит от воли какого-то одного субъекта.

По форме. Право (за исключением правового обычая) имеет форму того или иного документа (нормативного акта, судебного прецедента, нормативного договора). Моральные нормы существуют, как правило, идеально, в общественном сознании и проявляют себя либо вербально (словесно), либо в конкретном поведении. Кроме того, нормы права отличаются большей определенностью и детализацией, чем нормы морали.

По сфере действия. Мораль охватывает гораздо более широкий круг отношений (практически все сферы жизни человека), чем право. Право регулирует лишь наиболее значимые общественные отношения.

По санкциям. Нормы морали поддерживаются силами общества или его групп, за нарушение норм права карает государство.

В общественной морали в большей степени, чем в праве, представлены национальная психология, нравы, ценностные ориентиры и поведенческие стереотипы.

В морали больше стихийности, спонтанности, естественности.

В праве преобладает волевой момент, исходящий от государства, что может привести к несовпадению норм законодательства и стереотипов жизни.

Кант. О соотношении морального и легального поступка.

  • по мотиву поступка;
  • по отношению к принуждению.

Мотив единственный – соблюдение категорического императива.

Мотив правового поступка – любой; легального – в том, чтобы не нарушить норм права.

Всякий поступок совершенный под принуждением нельзя назвать моральным.

Если принуждение губит мораль. То право невозможно без принуждения.

Петрожицкий. Люди соблюдают нормы права, не потому что так велит закон, а потому что так велит совесть (многие просто не знают закон).

Право и мораль оказывают воздействие друг на друга. Право в основном базируется на морали. Право, органически не связанное с моралью, отторгается населением, а правоприменительная практика оказывается неэффективной. Так, для построения правового государства недостаточно лринять соответствующую конституцию и законы, необходимо, чтобы власть и население уважительно относились к закону и правам человека.

Моральные убеждения могут привести к отмене или корректировке несправедливых законов, но бывает и наоборот: устаревшие моральные нормы вступают в противоречие с зачатками новых прогрессивных социальных явлений. (например равноправие женщин).