yurist 77 logo2

Философское понимание права

Становление философского понимания права

Зачатки философского понимания права восходят к глубокой древности, но четкое воплощение этот подход получил в классической немецкой философии — у Канта и Гегеля.

Что такое право и законы? право ли то, чего требуют законы? и каков всеобщий критерий, на основании которого можно различать правое и неправое?

Конкретное содержание законов не есть суть права. Это всего лишь материал для поисков всеобщего критерия или принципа права, представляющего собою теоретическую абстракцию.

Гегель различал философское (для философов и законодателей - это свобода) и прикладное определения права (для практической юриспруденции и граждан - это закон, реальные нормы, гарантируемые государством).

Сравнение с естественно-правовыми концепциями

Философское понимание права близко к теории естественного права, но не совпадает и не смыкается с ней.

Общее:

  • философское понимание носит идеальный характер, исходит не из действующего права, а из того, каким право должно быть.
  • философское понимание представляет собой элемент дуалистического восприятия прав: оно не мыслится само по себе, но только в соотношении с действующим правом.
  • представляет собою одно из парных понятий, вторым в данном случае является позитивное или естественное право.

Отличие:

  • в философском понимании права нет детализации, которая в естественном праве может быть столь же подробной, как в позитивном;
  • философское понимание не содержит конкретных норм, но только общее правило, норму норм или закон законов;
  • философское понимание распространяется как на действующее, так и на естественное право. Оно лежит (применительно к действующему праву — должно лежать) в основе того и другого.

Формула и содержание философского понимания права

Образцом философского понимания служит знаменитое кантовское определение: «Право есть совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».

Слово «произвол» употребляется здесь как синоним свободы, проявления свободной воли.

Это становится ясным из другого варианта кантовского определения: «действуй внешним образом так, чтобы свободное проявление твоего произвола могло быть согласовано со свободой каждого по общему закону».

Гегель: «идея права есть свобода», а система права — «царство осуществленной свободы».

Философское понимание права как свободы получило широкое признание.

Оно нуждается в разъяснениях, в определении меры и характера свободы, ее сочетания с несвободой.

П. И. Новгородцев писал: «Право не мыслимо без элементов равенства и свободы), хотя бы и в скромном их проявлении».

Критерий ограничения свободы

В реальной жизни, в обществах с развитой правовой системой свобода гражданина ограничивается позитивным правом, но это не отвечает требованиям философского понимания права.

Философское понимание предполагает выявление принципа ограничения свободы, а не фактическое установление ее границ.

Таким принципом служит недопустимость посягательства на свободу других лиц.

Право основывается не только на определенной свободе, но и на определенном равенстве.

Ты свободен, но ты обязан признавать, что и другие люди в равной степени свободны. Значит, ты свободен в той степени, в какой ты не посягаешь на свободу других лиц.

Кант - «Право — есть ограничение свободы каждого условием согласия ее со свободой всех других насколько это возможно по некоторому общему закону».

Категорический императив как нравственная сущность философского понимания (или идеи) права

Смысл права состоит в согласовании своей свободы со свободой других лиц. Действующее право содержит конкретные указания, что следует, а чего не следует делать. В основе права не только утверждение своей свободы, но и уважение свободы других.

Право — это инструмент взаимного приспособления, средство сосуществования, предполагающее взаимные обязанности и взаимное уважение.

Право представляет собой применение в особой сфере общественных отношений принципа нравственного поведения, названного Кантом категорическим императивом.

Этот принцип получил признание во всех развитых цивилизациях, он содержится в Ветхом и Новом Завете, у Конфуция и в других источниках.

Суть его в том, чтобы не делать другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе.

Категорический императив представляет собой (должен представлять) нравственную основу права. Именно к нему и сводится, в конечном счете, философское понимание права.

И определение права Канта, и гегелевская формула «будь лицом и уважай других в качестве лиц» соответствуют евангельскому «возлюби ближнего своего, как самого себя», хотя применительно к праву этот принцип не столь всеобъемлющий и не столь абсолютен.

Согласно философскому пониманию право имеет нравственное содержание, а всякое отступление от него, даже не являющееся формальным правонарушением, означает искажение природы права, злоупотребление правом.

Злоупотребление правом — важнейшая проблема, вытекающая из философского понимания права, — еще не получила законодательного решения и тщательной теоретической разработки, хотя и привлекает к себе внимание не только за рубежом, но и в нашей стране.

Категорический императив должен лежать в основе права, но не исчерпывается им, он шире и выше права. Это нравственный принцип, который охватывает все стороны человеческой жизни.

Сфера права уже, чем сфера нравственности.

Соотношение права и нравственности точно выражено формулой «право есть этический минимум», «право — это минимум нравственности».

К правовому регулированию любое общество прибегает только в тех случаях, когда нарушение нравственной нормы приобретает значительную социальную опасность.