Способы юридического толкования
Классификация видов и способов юридического толкования различается у многих авторов. Необходимо идентифицировать те способы, которые имеют актуальное значение для толкования, и, как ниже будет показано, каждый из них имеет свои особенности при продуцировании разночтений. Большинство исследователей называет в качестве отдельных способов: грамматический, логический, систематический и исторический.
Некоторые авторы добавляют сюда также телеологический функциональный (А. Ф. Черданцев), и специально-юридический (С. С. Алексеев) способы толкования. В. М. Карташов существенно расширяет перечень способов толкования, включая сюда этическое, философское, психологическое, математическое и др. При этом он говорит о том, что следовало бы говорить не о способах, а о тех или иных толкованиях права, поскольку они могут иметь свои особенные способы. «Так в грамматическом толковании, — пишет Карташов — в виде относительно самостоятельных элементов можно выделять, например, средства, в качестве которых выступают отдельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги и др.), способы и правила составления простых (повествовательных, побудительных и т. п.) и сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных, и т. п.) предложений, употребления знаков препинания и т. д.». Карташов, таким образом, называет в качестве отдельных способов те операции, которые используются при том или ином толковании, в данном случае при грамматическом толковании.
С таким подходом определения способов толкования нельзя согласиться. Каждое толкование имеет целый набор различных средств. Совокупность средств можно определить как определенный способ, а совокупность способов составляет толкование в целом. При этом отдельный способ будет определяться не только средствами, но и той целью, которая ставится при толковании.
Мы оставляем термин «способ», понимая его широко, как совокупность приемов и правил, используемых в лингвистике, логике и т. д. для раскрытия содержания нормативного акта. Например, языковое (грамматическое) толкование и грамматический способ толкования будут использоваться в данном случае как синонимы.
Языковой способ толкования. Наиболее универсальным является грамматический (языковой) способ толкования. Грамматическое толкование представляет собой совокупность специальных приемов, направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста нормативного акта, выявление значения отдельных слов и терминов, грамматического смысла всего предложения и текста в целом. Распространенность данного способа толкования обусловлена той общепринятой формой, которая используется для создания нормативных актов. Как верно отмечает И. Ф. Ивакина: «Правовые нормы не могут существовать иначе как в определенных языковых формах». Поскольку правовое регулирование является одним из видов человеческой коммуникации, а человеческая речь является универсальным коммуникационным средством, то, прежде всего, пытаются уяснить содержание нормативного акта, анализируя языковую составляющую закона.
Грамматическое толкование, используя знания прежде всего лингвистических наук о структурных составляющих языка (буквах, словах, предложениях и пр.) и о правилах, их связующих, стремится выяснить те правила поведения, которые изложены в законе. С помощью правил морфологии выявляют языковые символы, а с помощью семантических правил выясняют, что эти символы обозначают в объективной реальности, с помощью синтаксических правил определяют смысл предложений в целом. Таким образом, возможно определить, к каким событиям реальности применимы те или иные нормы. Выявление значения и смысла терминов и предложений нормы, взаимосвязь их в тексте и есть основа интерпретационной деятельности. Толкование правовых норм всегда будет языковым, поскольку нормы права, существующие в виде каких то цветовых сочетаний или определенных жестов, активно используемых, например, при регулировании движения, интерпретируются в форме языковых высказываний, следовательно, к ним также применимы правила лингвистики. Как писал Л. Витгенштейн: «Границы моего языка означают границы моего мира». Языковая граница является границей интерпретации, и юридической интерпретации в частности. Иные способы являются подчиненными по отношению к грамматическому толкованию, и одновременно его конкретизирующими. Они задают контекст конкретного грамматического толкования, поскольку взятое отдельно грамматическое толкование допускает все палитру значений языковых символов, что недопустимо для юридического толкования.
С грамматическим толкованием связано деление юридического толкования на буквальное, распространительное и ограничительное — толкование по объему. В юридической науке обычно рассматривают виды толкования по объему в независимости от способов толкования. Однако необходимо отметить, что данные виды толкования непосредственно проявляются при соотношении грамматического (языкового) способа толкования с иными способами.
При буквальном толковании делаются выводы о содержании текста нормы и насколько оно соответствует действительному смыслу. Этот действительный смысл устанавливается благодаря контексту, в котором функционирует норма, то есть устанавливается ее место в иерархической системе, те цели, которым она должна служить, ее исторический генезис и т. д.
Буквальный смысл, полученный при грамматическом толковании, сравсравнивают с результатом, полученным при применении совокупности всех способов толкования, и, исходя из этого, выясняется, допустимо ли расширить или ограничить значение термина или предложения в целом.
Необходимо отметить, что при толковании любого юридического текста уже происходит определенное ограничение терминов. Ограничение или расширение происходит относительно некоего общепринятого в юридической практике употребления языка. Например, понятие гражданин употребляется в юридической практике, как оно установлено в ст. 6 Конституции, то есть как лицо, имеющее российское гражданство, хотя оно может означать и некоторый идеальный образ носителя прав и свобод, человека с четкой политической позицией и т. д. Преступление в российском праве есть деяние, за которое уголовным кодексом предусматривается наказание (ст. 14 УК), хотя в бытовом смысле преступление значительно более широкое понятие по объему. В обыденном смысле любое нечестное поведение могут назвать преступным.
С. С. Алексеев приводит пример буквального толкования, где, по его мнению, содержание юридической нормы полностью соответствует ее тексту: «В качестве примера обратимся к нормативному положению ст. 339 ГК РФ «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме». Как ни «крути» это положение, какие способы толкования ни применяй, его действительное содержание имеет строго определенный характер, оно точно соответствует его текстуальному языковому выражению».
Словосочетание «договор заключен в письменной форме» однозначно трактуется в российской юриспруденции как текст договора, подписанный сторонами. Однако, для обывательского сознания допустимо, что заключение договора различается с самим договором, который может быть заключен и в устной форме, а письменно зафиксировано лишь то, что договор заключили. Для суда такой договор недействителен, однако гражданам, не имеющим юридического образования это изначально не очевидно — обыденный язык допускает несколько значений понятия «заключения договора».
Таким образом, определение буквального толкования как толкования в соответствии с текстом нормативного акта не является достаточно точным. Согласно принципу семейного сходства значений слов, любое придание точного значения слову есть ограничение на остальные значения. Более того, в современной лингвистике существуют теории, не признающие изначальное иерархическое различие между буквальным и фигуральным смыслами. Ф. Растье, говоря об иерархиях изотопии (соответствии слов текста определенной тематике.) пишет следующее: «В общем, никакой родовой изотопии нельзя a priori приписывать исключительную роль относительно других. Это, разумеется, не отменяет возможности установления оценочной иерархии изотопии в самом описании текста».
Поэтому нельзя сказать, что, понимая термины в том смысле, который установлен в правовой системе, мы тем самым производим ограничительное толкование. Расширение или ограничение происходит относительно уже общепринятого значения, исходя из того контекста, в котором существует норма. Распространительное или ограничительное толкование допускаются, когда возникает определенное противоречие между смыслом, который общепринят в профессиональном юридическом сообществе или прямо установлен в законе, и теми нормами и принципами правовой системы, которые также установлены законодательством. Нормы особенной части УК всегда будут ограничены тем значением, которое установлено в общей части. Например, понятие уголовного права «лицо, совершившее преступление» будет ограничено главой 4 УК, которая исключает малолетних и психически больных, а также не распространяет понятие «лицо» на какие-либо организации.
С. С. Алексеев выделяет в качестве отдельного способа специально-юридическое толкование, которое основывается на специальных юридических знаниях, на данных юридических наук.
При этом используются знания о структуре нормы, юридических конструкциях, видах прав и обязанностей, юридических презумпциях и фикциях и т. д. Алексеев считает, что «специально юридическое толкование занимает центральное ключевое положение среди способов толкования».
Значение специально-юридического толкования проявляется при соотношении с иными способами толкования. Его соотношение с грамматическим способом можно рассматривать как соотношение особенного и общего. Любое грамматическое толкование в конечном итоге стремится выяснить смысл написанного, а для понимания целостного смысла необходимо определенное знание юридического языка, поскольку текст норм имеет свою специфику. Поскольку знание особенностей самого объекта — нормативного акта имеет настолько существенное значение для юридического толкования, необходимо согласиться с С.С. Алексеевым, что специально-юридическое толкование нужно выделять особо. Однако уяснение смысла юридической конструкции нормы это всегда толкование текста нормы, следовательно, специально-юридическое толкование целесообразно рассматривать как разновидность языкового толкования.
Систематическое толкование выявляет содержание нормы, исходя из иерархической системы правовых норм, элементом которой она является.
Систематическое толкование это толкование, исходя из взаимодействия правовых норм, организованных в единой системе. Как отмечает А. Ф. Черданцев: «Нормы права регулируют общественные отношения не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи и взаимодействии. Эти связи и взаимовлияния норм должны учитываться при толковании. Иначе говоря, систематический способ толкования — это толкование в контексте системы права».
Систематическое толкование — это и уяснение смысла норм в связи с другими нормами, и определение смысла той или иной нормы, исходя из общих принципов права, и из отдельных отраслевых принципов. А.Ф. Черданцев полагает, что систематическое толкование раскрывается через функциональные связи. Например, связи толкуемой нормы с нормами, раскрывающими значение термина, использованного в толкуемой норме, связи общих и специальных норм, связи общих и исключительных норм, связи норм, регулирующих однородные или сходные отношения, и др. Система права служит определению понятий, содержащихся в нормативных актах, ограничению объема данных понятий. То есть систематическое толкование является одновременно и регулятором для языкового способа толкования как уяснение семантического значения норм. Как пример привлечения систематического толкования в случае недостаточности языкового толкования, можно привести Постановление Конституционного Суда от 11 декабря 1998 г. N 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 конституции Российской Федерации» В нем рассматривался вопрос возможности Президента трехкратного предложения Государственной Думе одного и того же лица для утверждения на должность Председателя Правительства.
«По буквальному смыслу части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, оцениваемой во взаимосвязи с другими положениями этой статьи, словосочетание "трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации" может означать и трехкратное отклонение кандидатуры на должность, и трехкратное отклонение представленных лиц, предлагаемых на должность. Отсюда следует, что текст статьи 111 Конституции Российской Федерации сам по себе не исключает ни одного из двух названных вариантов.
Правовая логика статьи 111 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с ее статьями 83 (пункт "а"), 84 (пункт "б") и 103 (пункт "а" части 1), заключается в том, чтобы в условиях разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции Российской Федерации) не допускать их противоборства, которое не согласуется с тем, что единственным источником, из которого они проистекают, и носителем воплощаемого ими суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации (преамбула, статья 3, части 1 и 2)». В конечном итоге на основе систематического, а также функционального толкований Конституционный Суд пришел к выводу, что у Президента такая возможность есть.
Особое место в систематическом толковании занимают принципы права, которые определяют функционирование правовых норм, их взаимодействие. Данные принципы могут быть зафиксированы в общих нормах, например в Конституции, а могут просто существовать в сознании субъектов правовых отношений. Функционирование правовых норм как системы определенно предполагает объекты, которые находятся за рамками данной системы, но оказывают на нее существенное влияние. Как пишет Д. А. Керимов, «право — это отнюдь не только совокупность правовых норм, но и система правовых принципов, правовая политика, а также множество ненормативных установлений». И исходя из данных принципов, которые формально могут не носить обязательный характер, будут интерпретированы те или иные нормы. Например, принцип социального резонанса, не закреплен законодательно. Однако, неоднократно вынося решения, суды учитывают то, как это отразится в общественном мнении.
При функциональном способе толкования учитываются те обстоятельства, в которых функционирует правовая норма, и какие функции она выполняет. Содержание нормативного акта связывается с теми задачами, ценностями, принципами, которые соотносятся в общественном сознании с понятием права. Они обусловлены различными сферами общественной жизни: политической, экономической, социальной, а также определяются общей культурой общества, его нравственным состоянием. На право возлагается выполнение тех функций, которые должны обеспечить удовлетворение духовных и материальных потребностей общества.
Функциональный способ признается не всеми исследователями. Отчасти причина заключается в том, что в правовой науке выделяют иные способы, которые полностью или частично включают признаки функционального толкования, прежде всего телеологический, социологический и историко-политический способы.
Телеологический способ толкования в качестве отдельного выделяется Т. Я. Насыровой. Суть телеологического способа в том, что норма толкуется исходя из целей, которые ставились законодателем при принятии нормы. Эти цели связаны с регулированием общественных процессов.
Однако данный способ также не является общепризнанным. А.С. Пиголкин считает, что «выяснение цели является результатом исследования, а не одним из приемов исследования». По мнению А.Ф. Черданцева, телеоло-гическое толкование является частью функционального толкования. В данном случае можно согласиться с А. Ф. Черданцевым в том, что понятие «функция правовой нормы» включает в себя и цель. С другой стороны, цель нормы выясняется не только в контексте ее социального функционирования, но и в контексте и системы права (систематическое толкование) и в результате анализа ее генезиса (историческое толкование).
Цель правового акта может быть установлена, исходя из тех принципов права, которые носят общеобязательный характер. Это в свою очередь подтверждает принцип единства всех способов толкования. Для выяснения цели регулирования правовой нормы необходимо обращаться к системе правовых норм в целом. Например, используя принцип равенства всех перед законом и судом, зафиксированный в статье 19 п. 1 Конституции РФ, можно в тех случаях, когда возможно различное истолкование закона, признать верным толкование, соблюдающее данный принцип. Так Конституционный Суд, рассматривая соответствие статьи 12 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в Определении от 14 июля 1998 г. N 86-0 пришел к выводу, что для обеспечения равенства перед законом и судом нельзя данную статью толковать таким образом, что при предоставлении сведений суду правоохранительные органы могут действовать на свое усмотрение, прикрываясь сохранением государственной тайны. Более того, хотя сама статья закона не была признана неконституционной, а лишь определенное толкование, в федеральный закон были внесены изменения от 05.01.1999 N 6-ФЗ, которые практически исключают такое толкование.
При функциональном толковании выясняются не цели законодателя, а цели, существующие в правосознании общества, и лица, непосредственно толкующего норму. В российской правовой системе правосознание не должно противоречить тем нормам, которые установлены в законах и иных нормативных актах. Очень осторожно нужно действовать при использовании толкования права (формально внеправовых норм) этических, эстетических, прагматических и иных. В случае неоднозначного толкования нормы права преимущество отдается критериям, содержащимся в системе права (принципы, цели, функции, отрасли института права), и только в том случае, если эти критерии не позволяют разрешить неоднозначность интерпретационных выводов, можно использовать иные критерии, находящиеся за рамками системы права (справедливость, добросовестность, разумность, целесообразность и т. п.). Такой порядок больше соответствует принципу законности.
Исторический способ. При толковании норм права, в частности судебном, возникает вопрос о роли и значении этих норм на время их происхождения. При использовании исторического способа возможны статический и динамический подходы. При статическом подходе выясняется содержание нормы относительно времени принятия, при динамическом подходе выясняется, как содержание нормы изменяется со временем. Возникает вопрос: необходимо ли изменять фактическое содержание в зависимости от изменения обстоятельств или нет? Очень часто значение тех или иных норм, прочитанных в современности, не совпадает с тем значением, которое согласно историческим данным присутствовало во время написания данных норм. Представители исторической школы права Ф. Савиньи, Г. Пухта считали, что принципиально важно сохранить то подлинное историческое значение, которое присутствовало в момент создания нормы. Так Савиньи, разбирая обязательное право, демонстрирует те различия, которые имелись в понимании римских юристов и прочтении данных текстов в Германии середины XIX века.
Особая проблема, непосредственно связанная с темой исследования, — действие в настоящем норм, принятых в прошлом. Если существуют точные данные о том, что вкладывалось в конкретную норму на тот момент, то толкование необходимо осуществлять на основании этих данных. Но действие этой нормы возможно в случае не противоречия нормам, принятым позже. Как пример приведем Решение Высшего Арбитражного Суда от 4 июня 2004 г. № 4091/04.
В процессе рассматриваемого дела решался вопрос распространяются ли льготы установленные в статье 239 Налогового кодекса Российской Федерации на взносы, выплачиваемые в фонд обязательного пенсионного страхования. Высший Арбитражный Суд отрицательно ответил на данный вопрос, использовав в качестве аргументации историческое толкование: «Такой механизм исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, основан на историческом и систематическом толковании статей 237, 239, 241 и 243 Налогового кодекса Российской Федерации.
С принятием Федеральных законов от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 31.12.2001 «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» единый социальный налог был модифицирован: произошло разграничение сумм, поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации. Одна часть, исчисляемая по ставкам, установленным статьей 22 Федерального закона № 167-ФЗ, стала зачисляться на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Другая часть, исчисляемая по ставке, предусмотренной статьей 241 Кодекса, за вычетом исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, - в федеральный бюджет на финансирование выплат базовой части трудовой пенсии.
При этом льготы, предусмотренные статьей 239 Кодекса, стали распространяться только на ту часть, которая зачисляется в федеральный бюджет в виде единого социального налога, и не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование». Пример также подтверждает тезис, что любой способ юридического толкования применим в совокупности с иными способами.
Логический способ. Фундаментальную роль в толковании норм права играет логический или формально-логический способ толкования, то есть толкование, использующее законы формальной логики и основанные на них логические операции. Этот способ признается не всеми исследователями в качестве отдельного. Некоторые исследователи (И.Е. Фабер, А.С. Шишкин) считают, что логический способ лишь часть грамматического способа. Как пишет А.С. Пиголкин: «интерпретатор при текстовом толковании изучает одновременно как лексическую и синтаксическую, так и смысловую структуру текста нормы, применяет правила как грамматики, так и логики». Большинство исследователей (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев, В.М. Карташов, М.Д. Шаргородский и др.) признают логический метод в качестве самостоятельного. Необходимо согласиться с позицией данных исследователей, более того отметить, что данный способ является неким универсальным критерием по отношению ко всем остальным способам толкования.
Если языковой (грамматический) способ толкования раскрывает содержание нормативных актов, систематический, исторический, функциональный способ создают контекст, очерчивая конкретное содержание этого акта, то логический способ устанавливает возможность функционирования нормативных актов. Как отмечал А. Ф. Лосев, логос есть непременный атрибут мышления, следовательно, любая реальность не может быть постигаема вопреки логике.
С. С. Алексеев совершенно верно характеризует систему позитивного права как логическую систему. Сами правовые нормы, управомочивающие, запрещающие, или обязывающие, имеют логическую структуру. Поэтому логические принципы должны быть основанием как создания нормативных актов, так и их толкования. Определение юридических норм, содержащихся в нормативных актах, предполагает общеобязательность и формальнологическую определенность. Возможность существования данных критериев обеспечивают законы логики, прежде всего: правила тождества, непротиворечия, исключения третьего, достаточного основания.
Принцип тождества означает для юридического толкования, что термин, используемый в нормативном акте, может быть использован только в одном смысле и значении. При нарушении этого принципа невозможно сделать однозначного вывода о правилах поведения, которые устанавливает нормативный акт. Например, если термин «преступление» понимать в широком смысле, как это допускается в естественном языке и обыденном сознании, то нарушается действенность уголовного кодекса, в котором преступление определяется как «общественно опасное деяние» запрещенное данным уголовным кодексом. Но принцип тождества имеет еще и более глубокое, онтологическое, значение для юриспруденции, поскольку в нем утверждается возможность равенства предмета самому себе, следовательно, допускается и определенность понятия, означающего данный предмет. Например, в историческом развитии одно и то же понятие может изменить свои существенные признаки. Понятие «демократия» в древней Греции отличается от того понятия государства, которое используется в современности. Более того, существует множество различных пониманий демократии, и когда сам термин вносится в нормативный акт, неизбежно возникает конфликт интерпретаций.
Принцип непротиворечия также определяет возможность действия нормы. Он гласит, что если из двух взаимоисключающих суждений одно истинно, то другое ложно и наоборот. Если утверждать взаимоисключающие суждения, то возможно сделать какие угодно выводы из этого утверждения, что опять же делает норму бессмысленной.
Принцип исключения третьего связан с принципом непротиворечия и гласит, что если одно утверждение истинно, то его отрицание ложно и третьего не дано.
Принцип достаточного основания для юриспруденции несколько отличен от действия этого принципа в иных науках, прежде всего точных и естественных. Для данных наук он означает, что выводы возможно делать только на основании бесспорных, научно-проверенных данных. В юриспруденции он означает, что достаточное основание совпадает с правовым предписанием. Как писал Г. Кельзен: «право говорит нам о должном». Исходя из представления о праве как долженствовании, Кельзен выводит критерий для правовых норм. «Но норма не истинна и не ложна, она действительна, либо недействительна». Кельзен отмечает, что сами логические принципы применимы для правовых норм даже в большей степени, чем они применимы в научном познании. Истинность нормы заменяется ее действенностью, которая не может подвергаться сомнению.
Основные принципы юриспруденции, без которых она была бы невозможна, имеют логическую структуру. Например, принцип детерминизма, на основании которого построены понятия юридической ответственности, вины, непреодолимой силы, выражены в логике через понятие импликации, если Р то Q, или только и только если Р то Q. Например, если А совершил умышленное убийство В, то он является виновным по статье 105 УК.
Логический способ толкования является универсальным способом для понятия неверного толкования норм, поскольку в любом случае толкование не может быть верным, если в нем нарушены правила логики. Все иные способы, включая языковой способ, не дают гарантий от многозначности толкования, при этом вопрос о правильном или неправильном решении в каждом конкретном случае остается открытым и не имеющим однозначного ответа. Последнее слово всегда за логическим толкованием. Например, когда при толковании нормы права имеются различные точки зрения, сама аппеляция к логике является существенным аргументом. Так судья Конституционного Суда Республики Карелия А.И. Киннер в своем особом мнении по делу о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Карелия «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» пишет следующее: «В результате логического анализа части 1 статьи 3 федерального закона Суд пришел к иному мнению, так как пунктом 2 данной статьи предусмотрена возможность введения единого налога на вмененный доход на любой вид деятельности, связанный с оказанием бытовых услуг, каковыми являются и парикмахерские услуги... Полагаю, что данный вывод Суда является ошибочным, так как с логической точки зрения не имело смысла выделять парикмахерские услуги в специальную норму, если возможность введения налога на данный вид деятельности уже предусмотрен пунктом 2. Подобный способ формулирования правовых предписаний приобретает смысл только в том случае, если законодатель стремится подчеркнуть специальный режим налогообложения в отношении определенного вида предпринимательской деятельности. Именно такое понимание выраженной законодателем воли и является логичным».
Таким образом, логический способ является единственным способом, который может обеспечить строгое единообразное применение правовых норм.
В дореволюционной научной литературе логический способ в силу его универсальности толковали весьма широко. Е. В, Васьковский называл логический способ реальным способом толкования. Он считал, что логический способ должен выяснять действительное содержание нормы (смысл), и включал в него систематический и исторический способы. Однако логический способ в современном его понимании не может заменить собой иные способы юридического толкования. Логика стремится к формализации, то есть к максимальному сокращению содержания. При толковании интерпретатор неизбежно сталкивается с содержанием нормативного акта, следовательно, толкование возможно только в комплексном использовании способов толкования.
Признавая, что при толковании могут быть использованы приемы из различных научных дисциплин в качестве основных (обладающих особыми средствами и целями) способов юридического толкования, можно выделить пять способов. Это языковой, систематический, функциональный, исторический и логический способы.
Метки: Гражданский процесс