Юридические статьи

Социальные отклонения и личные деформации: понятие и соотношение

На вопрос: «Каким ты хочешь стать?» подростки чаще всего отвечают: «Хочу стать сильным, успешным, счастливым, богатым». Это очень похоже на мечты взрослых людей. Также часто они говорят: «Хочу стать взрослым». И из-за желания быстрее стать взрослыми или казаться такими они порой совершают действия, за которые взрослые их осуждают. Осуждают словами, наказанием и даже лишением свободы. Когда подросток попадает в орбиту уголовного правосудия, он чаще всего воспринимается представителями закона шаблонно, как типичный подросток.

И не каждому человеку в погонах или мантии удается разглядеть за этим типичным лицом личность. Личность со всеми ее сильными и слабыми сторонами, мотивами и страхами, надеждами и опасениями.

Специфика подросткового возраста накладывает свой отпечаток на поведение подростков в целом: они примеряются к нашему взрослому миру, формируют свою систему ценностей, учатся брать на себя ответственность за свои поступки и слова. У них нет еще морали в полном и прямом понимании этого слова, но уже есть свой подростковый кодекс чести. У них нет еще глубинной уверенности в себе, и поэтому они ищут кумиров, которым стараются подражать, на которых хотят быть похожими хотя бы внешне. Они сбиваются в группы, так им проще и так они чувствуют себя уверенней. Мнения сверстников для них являются приоритетными, и для того, чтобы не прослыть «трусом» или «слабаком», они готовы сделать многое. Но как бы они всячески ни демонстрировали свою независимость от взрослых, они все равно остаются очень чувствительными к нашим словам и действиям.

Как отечественные, так и зарубежные психологи считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления «Я- концепции», стремления к социальному и личностному самоопределению. Стремление к новому, взрослому положению, выход за пределы дозволенного, дают подростку возможность для дальнейшего развития. «Самоуничижение, искаженные формы самоутверждения, формирование отрицательной идентичности могут возникнуть, если старшее поколение относится к подростку как к ребенку», отмечал И. С. Кон.

Многие исследователи пришли к выводу, что подростковый возраст является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой. Это возраст становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых. Между притязаниями и реальными возможностями есть еще значительные расхождения, и даже противоречия. Подросток, с одной стороны, не может отказаться от своих притязаний и, с другой стороны, не может видеть своих слабостей и ограниченности, которые нередко маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении.

Сколько бы противоречий подросткового возраста не выделяли ученые, все сходятся в том, что это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т. е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я». Так, А. В. Петровский в концепции персонализации личности рассматривает потребность индивида быть «идеально представленной» в сознании значимых других людей личностью, причем теми своими особенностями, которые он сам ценит в себе. Однако потребность быть личностью (стремление подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость) может быть удовлетворена лишь при наличии способности быть личностью. Разрыв между этой потребностью и способностью может привести к серьезным нарушениям процесса личностного развития, качественно искривить линию личностного роста. В подростковом возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и интеграция подростка в группу сверстников. По мнению И. С. Кона, идет сложный и противоречивый процесс «формирования эго-идентичности и Я- концепции».

Индивидуализация подростка может проявляться в форме самоутверждения, которое имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время, согласно мнению Д. И. Фельдштейна, самоутверждение подростков может иметь и социально-полярные основания- от подвига до правонарушения.

Кондратьев М. Ю. выделяет ведущий мотив подростка: «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться», «запечатлеться в другом мире», что может провоцировать отклоняющееся поведение.

Овчинский В. С. обратил внимание на то, что несовершеннолетние правонарушители характеризуются искаженной, сильно и преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности. Таким образом, стремление к новизне, оригинальности поведения, лидерству и престижности, желание бороться, достигать являются типичными чертами подростка.

Можно отметить, что стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемые социумом как отклоняющееся поведение, с точки зрения самого подростка могут считаться «нормальными ситуациями», отражая поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта. То есть, нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса- кризиса идентичности.

Исследователи отмечают, что на социальные отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе. Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов, равнодушия со стороны родителей, у которых отсутствуют элементарные знания о причинах и формах проявления педагогической запущенности.

А. Ю. Филаненко утверждает, что «сам факт неуспеха школьного обучения и как следствие- разочарование и обида, которые могут повлечь протест, агрессию и асоциальное поведение».

М. Ю. Кондратьев подчеркивает, что низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а затем интегрироваться в классе, неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведут к тому, что подросток начинает активный поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.

У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихийно и часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация. Членство в подростковых группах, «кодекс чести» которых опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения подростка. Механизм его таков: формы предпреступного поведения закрепляются в поведенческие стереотипы, формируется асоциальный стиль поведения, который может перерасти в устойчивый антисоциальный. Принадлежность к девиантной группе дает подростку новые способы самоутверждения, позволяет максимизировать свое «Я», но уже не за счет социально-положительных характеристик, в которых он оказался банкротом, а за счет социально-отрицательных черт и действий, конфликтного поведения. Конфликты этого возраста связаны с необходимостью найти чувство тождественности, определиться в окружающем мире.

Современные исследователи применительно к несовершеннолетним с различного рода отклонениями в развитии, налаживающими своеобразный отпечаток на поведение, используют термины: «трудные дети», «трудный подросток», к категории которых относят детей с отклонениями в нравственном развитии, акцентуациями характера, с нарушениями в аффективно-волевой сфере, отклонениями в поведении; «аномальные дети» - имеющие отклонения от того, что является типичным или нормальным, но не включающее патологическое состояние; «дезадаптированные дети»; «дети, нуждающиеся в специальной заботе»; дети «группы риска»; «ребенок с нарушениями в аффективной сфере». Однако названные термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую, клиническую, юридическую. Поскольку единой практики употребления данных понятий нет, порой не ясно, к какой категории отнести ребенка, имеющего те или иные отклонения в поведении. Считается правомерным употребление терминов: отклоняющееся, асоциальное, ненормативное, противоправное, преступное поведение.

Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я. И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение». «Отклоняющееся от нормы поведение может быть расценено как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения». Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В специальной литературе под девиантным поведением понимается:

  • поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам;
  • социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, блокированием личностного роста, саморазрушением и деградацией личности. Самое большое число лиц с девиантным поведением выявляется в подростковом возрасте, когда происходят качественные изменения в деятельности личности, в восприятии реальных жизненных явлений.

Некоторые отечественные и зарубежные исследователи считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы девиантного поведения выделены с учетом взаимодействия индивида с реальностью, механизмами возникновения поведенческих аномалий.

Под делинквентностью традиционно понимается  правонарушительное или противоправное действие, не влекущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т. е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего- криминальной. Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в разграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам аморальное и делинквентное поведение между собой схожи. Различие между рассматриваемыми понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, а аморальное- асоциальный.

Н. Смелзер, рассматривая данный вопрос, приводит наиболее яркие примеры девиации (бесчеловечные поступки, которые всегда вызывают осуждение): убийство, кровосмешение, изнасилование. Выделяя три основных компонента девиации (человека, которому свойственно определенное поведение, норму (или ожидание), которая является критерием оценки девиантного поведения и некого другого человека, группу или организацию, реагирующая на поведение), он отмечает, что ожидания, определяющие девиантное поведение, со временем меняются; среди населения могут возникать разногласия по поводу законности и правильности ожиданий; различные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу девиантности некоторых типов поведения- курения, употребления наркотиков, нарушения правил дорожного движения и пр. «Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными».

Беличева С. А. среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения и рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т. п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни), утверждая, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления- асоциальное поведение преступной ориентации. Асоциальность рассматривается как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. При этом С. А. Беличева различает несоциализированные формы проявления асоциальности, которые выступают в виде негативизма, конфликтности, агрессивности против множества людей, групп или учреждений, и социализированные нарушения, которые могут проявляться в тех же видах, но по отношению к отдельным людям девиант сохраняет лояльность и не проявляет асоциального поведения (например, банда не совершает краж внутри своей группы). Следовательно, и ту, и другую форму можно считать девиацией поведения.

Очень часто на фоне социальных отклонений наблюдается процесс деформации личности несовершеннолетнего (от латинского deformation- искажение), происходят изменения, нарушающие ее целостность, идет процесс изменения не только способов общения и поведения, но и качеств личности в целом (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера), которые наступают под влиянием постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, и в итоге- в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих проблему, которая характеризуют деформацию личности несовершеннолетнего- внутреннюю неспособность к эффективному самосовершенствованию, развитию и самоограничению.

Поскольку у несовершеннолетних самооценка еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, все же можно говорить о их специфике как определенной социальной группы. Во-первых, они оценивают себя значительно ниже законопослушных по самооценочным категориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты и честности. Во-вторых, свои неудачи они приписывают чему-то внешнему- везет меньше, на их долю выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других неблагоприятное впечатление и пр. «В этот период жизни подросток приобретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности». В-третьих, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа. На фоне преобладания у делинквентов потребительских тенденций ценностные ориентации имеют прямую связь со структурой их досуга: посещение баров и дискотек, просмотр кинофильмов и телепередач, приобретение спиртного.

Особенности деформации ряда значимых для развития личности в подростковом возрасте психологических характеристик, обусловленность отклоняющегося поведения особенностями личности, дисгармоничностью развития характера рассматривались в работах Е. В. Заики, Н. П. Крейдун, А. С. Ячиной. Они выделили следующие параметры развития личности подростков с отклоняющимся поведением: отношение к будущему является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего; общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются; отсутствует интерес к учебе и познанию. Подростки- делинквенты фактически игнорируются сверстниками, выпадают из круга нормального подросткового общения. Большинство этих подростков живут в семьях с неблагоприятным психологическим климатом. «Старшее поколение не всегда способно оказать адекватную помощь детям, подросткам, молодежи в преодолении возникающих проблем, более того, часто демонстрируемые ими традиционные способы преодоления жизненных трудностей, оказываются деструктивными, например, употребление алкоголя». Такие дети имеют сочетание девиантных качеств. По данным А. А. Реана, во всех случаях имеется не один, а два-три пика дисгармоничности в характере подростка. Подавляющее большинство подростков с отклоняющимся поведением- мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к алкоголизации; социальные отношения этих подростков имеют высокую конфликтность.

Е. В. Заика, Н. П. Крейдун, А. С. Ячина выделяют личностные особенности делинквентных подростков, свидетельствующие о деформации их характера в криминогенный комплекс личности несовершеннолетнего правонарушителя: наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение к позиции взрослого; заниженная у 56% подростков потребность в общении, которая выступает средством самоутверждения и компенсации неудовлетворенности своим положением; принятие подростков, состоящих на учете в ИДН, и их групповых норм (от 77 до 99% случаев). Игнорирование девиантов сверстниками с нормативным поведением говорит об их выпадении из круга нормального подросткового общения.

Метки: Уголовное право


yurist 77 ru yuridicheskie uslugi