Юридические статьи

Солидарность, социальное партнерство, государство и право

Солидарность вытекает из общего блага. Это отклик на классовую борьбу, отклик на коммунистическую идею. Распространение идей солидарности в 19 веке.

С данной теорией солидарности выступают Дюги, Дюркгейм-закон солидарности гласит: «Общество должно основывается на солидарности. Классовая борьба может привести к развалу обществу и никто не хочет к конце концов проиграть, а победивших не будет, а солидарность может сохранить интересы всех членом общества. В обществе есть классовая борьба. Но общество живет на основе солидарности классов. А проповедь классовой борьбы-преступление».

Он называет 2 вида солидарности:

А) механическая солидарность - (вытекает из совпадения интересов) совпадение интересов двух сторон, они объединяются для достижения определенной цели, и как отпадает эта цель - то прекращается их объединение.

Б) органическая солидарность (вытекает из разделения труда) – солидарность между трудом и капиталом. Интересы могут не совпадать, но эти люди не могут обходиться друг без друга. Например, Интересы между начальником и рабочим. Рабочие не могут применять свою силу без начальника.

Следовательно-главная задача класса это не борьба между ними, а поиск точек соприкосновения.

Еще до Дюркгейма и Дюги Огюст Конт в середине 19 веке выдвигал идею солидаризма «Собственность это не функция, это право».

В конституции Германии в вейморской конституции был заложен принцип солидарности:

«Капитал и собственность это общественная функция и они должны использоваться в интересах общества». Оно нашло выражение в послевоенной конституции Германии. Также оно вошло во многие послевоенные конституции. Это был учет влияния коммунизма, советского союза.

Для социал-демократии современной: они включают солидарность как один из ведущих принципов наряду со справедливостью и свободой еще и солидарность. И они называют эти ценности равновеликими.

Вызывают большие сомнения та форма в которой идеи солидарности нашли выражение в нашей конституции, потому что положения вейморской конституции о том что собственность это социальная обязанность в нашей конституции места не нашла, хотя в Конституции Казахстана это записано как в вейморской конституции. С другой стороны в нашей конституции запрещено проповедь соц розни. Т.е если у создателей идеи солидарности адресованы к капиталу, авторы нашей конституции эту идею тем кто стал бы выступать против капитала. Наша конституция запретила проповедь социальной розни.

Солидаризм

Идеи солидаризма - в конце XIX - начале XX в.

Их теоретической основой был взгляд Огюста Конта на общество как на единое целое. Солидаристы скептически относились к субъективным правам, поскольку, эти права разобщают членов общества, придают самому обществу атомарный характер.

Считали эти классы буржуазии и пролетариата взаимосвязанными и равно необходимыми для общественного производства.
Понятие "солидарность"получило развитие в книге французского социолога Эмиля Дюркгейма "О разделении общественного труда" (1893 г.). Дюркгейм стремился доказать, что классовая структура общества обусловлена разделением труда и тождественна ему; поэтому, коль скоро разделение труда неизбежно и общественно необходимо, классы (в том числе буржуазия и рабочий класс в современном обществе) должны совместно и солидарно трудиться в системе общественного производства.

Те же идеи - в книге французского политического деятеля Л. Буржуа "Солидарность" (1897 г. Л. Буржуа: что реально существуют не индивиды и не государство, взятые сами по себе, а ассоциации людей, связанных фактом совместной жизни. Поскольку каждый участник ассоциации получает пользу от общежития, на нем лежат обязанности перед другими людьми, перед обществом, перед предшествующими поколениями, перед потомками.
Опровержение революционного синдикализма и попытку построить на основе идей солидарности политико-правовую концепцию предпринял профессор юридического факультета в Бордо Леон Дюги (1859-1928 гг.). В книге "Государство, объективное право и положительный закон" (1901 г.), а также в последующих произведениях Дюги писал, что основой общества является неравенство людей, что приводит к разделению общества на классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию. Этим обусловлена социальная солидарность, понимаемая как "факт взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого".
Осознанный факт солидарности порождает социальную норму, которую Дюги формулирует таким образом: "Ничего не делать, что уменьшает солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать все, что в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах". Эта норма солидарности стоит выше государства и положительных законов, которые лишь служат ее осуществлению.

Свои идеи Дюги противопоставлял учению о классовой борьбы, враждебно относился и к государственному социализму:

По теории Дюги, предприниматели и капиталисты столь же необходимы обществу, как и пролетарии. Всеобщая забастовка, захват рабочими фабрик и заводов, насилие по отношению к буржуазии, к чему призывал революционный синдикализм, грозят обществу разрушением.

Дюги особенно яростно нападает на идеи равенства и естественных прав человека, выдвинутые в революционную эпоху и закрепленные в Декларациях прав человека и гражданина. Люди не равны от природы, занимают соответственно этому разные положения в обществе и должны иметь разное, а не одинаковое юридическое состояние. Что касается прав личности, то Дюги вообще отрицает это понятие. Неоднократно ссылаясь на Огюста Конта, он призывал заменить понятие субъективного права понятием социальной функции, тождественной обязанности "исполнять ту работу, к которой обязывает социальная норма".

Из теории Огюста Конта Дюги делал самые крайние выводы. Он вообще не признает понятие субъекта права и утверждает, что индивиды лишь "составные клеточки социального организма".

Обращаясь к теории государства, Дюги подвергает критике взгляды Эсмена, Еллинека и других либеральных государствоведов, отвергая "метафизические" концепции общественного договора и государственного суверенитета. "Догма суверенитета", "мистическое преклонение перед большинством" являются, по его мнению, основой деспотизма, о чем свидетельствует пример якобинской диктатуры. Дюги вообще отрицал суверенитет как признак государственной власти. Правовым основанием публичной власти, по теории Дюги, является только осуществление социальной солидарности.

В противоположность теоретикам либерализма Дюги уделял большое внимание положительным обязанностям государства. Он считал, что норме солидарности соответствуют законы о всеобщем образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда и др.; принятие этих законов, рассуждал Дюги, свидетельствует о социализации права.

В учении о праве Дюги резко отходит от принципов и понятий юридического позитивизма. Ставя норму социальной солидарности выше государства и созданного им права, Дюги утверждал, что закон, не соответствующий этой норме, "как бы не существует". Многочисленными примерами практики он доказывал, что многие новые отношения и институты не вмещаются "в узкие заплесневелые рамки старой юридической техники". Дюги одобрял судебные решения, которые, хотя и противоречат "запретительным устаревшим текстам", но соответствуют, по его мнению, общественной солидарности.

В России идеи Дюги нашли своеобразное преломление в концепции М.М. Ковалевского. На идеи Дюги о "социальных функциях" права благожелательно ссылались А. Г. Гойхбарг и другие советские юристы 1918 - 1920 гг.

Метки: Философия права


yurist 77 ru yuridicheskie uslugi