yurist 77 logo2

Юридические услуги, консультация: +7(968) 478 11 45

Ретроспективный анализ расторжение брака

Первые сведения о фактах ухода мужа от жены или жены от мужа относятся к первобытнообщинному строю. С. Я. Вольфсон называет племена ирокезов, кондов и др., у которых в данный период право расторжения брака принадлежало исключительно жене.

Хотя фактический производитель ребенка мог быть известен, он не считался его отцом, и в случае расторжения брака все дети следовали за матерью.

Автор также отмечает, что в Египте, например, в брачных договорах фиксировалось право жены расторгнуть брак, если она возненавидит своего супруга или полюбит другого (там же, с. 63), заранее устанавливались высокие штрафы за проступки со стороны мужа, а женщине предоставлялось абсолютное право распоряжаться принесенным в дом имуществом, а также оставлять семью.

В рабовладельческом обществе разводы представляли собой естественную реакцию на порабощенное положение женщины. Тот же С. Я. Вольфсон, рассматривая состояние римской семьи, указывает, что «на фоне общего разложения римской паразитической верхушки и вырождения правящих кругов Рима это означало распад семейных устоев, необузданный разгул и распущенность... Уже на закате республики брак теряет свою устойчивость, становится часто мимолетным». Рабовладельческие государства пытались сдержать распад патриархальной семьи путем жестоких репрессий.

В период феодализма в христианских странах развод становится сложной и редкой процедурой. Интересно, что в этот период в католических странах измена не считалась достаточной причиной для расторжения брака. Последствием адюльтера феодалы делают не развод, а материальную компенсацию, так как считалось, что измена жены — это нарушение права собственности и требует имущественного возвращения пострадавшему.

Развод в языческой Руси проходил свободно. Вопрос о нравственно-этической оценке явления встает на повестку дня после Крещения Руси. Формируется двойственное отношение к разводу. С одной стороны, принятие христианства большинством населения означало обязательное признание святости и нерушимости церковного брака, в связи с чем, даже само желание кого-то из супругов расторгнуть брачные узы должно было рассматриваться как отклонение от нормы. Закладываются основы отрицательного отношения общества к разводу, появляются запреты на возможность расторжения брака в законодательстве и первые карающие санкции со стороны церкви и государства по отношению к разведенным, масштабы явления уменьшаются. С другой стороны, в отличие от католической, православная церковь признавала возможность развода: на Руси, хотя и формально, существовали поводы к прекращению брака (основным являлось прелюбодеяние, так как на расторжение брачных уз в случае измены указывает Евангелие). Некоторое время даже после Крещения Руси допускался развод по обоюдному согласию супругов, причем в нем еще долго просматриваются элементы частной сделки. Например, если супруги приходили к соглашению по вопросу о разводе, ими определялась денежная сумма или достойный эквивалент, которые могли бы возместить потери.

С началом образования Российского централизованного государства и вплоть до воцарения Петра I негативное отношение к разводу как к явлению девиантному, «богопротивному» усиливается. Усложняется процедура расторжения брака, а развод по обоюдному согласию запрещается законом. Это связано, прежде всего, с проникновением в массовое сознание и светское законодательство христианского догмата о святости и нерушимости брака. С этого момента его расторжение возбраняется не только церковью, но и государством.

Переход к капитализму внес коррективы в брачно-семейные отношения. С подъемом женского движения в Европе и Америке, с выдвижением идеи о недопустимости двойных моральных и юридических стандартов в отношениях между полами развод встает в повестку дня как признанная форма прекращения брачных отношений. Общественное мнение о разводах изменяется, семейное и бракоразводное право совершенствуется.

При изучении отношения российской общественности к разводу в период Империи (1672 — 1917 гг.) может показаться, что оно стало более лояльным. Расширилось число допустимых поводов к разводу, в качестве которых признавались: прелюбодеяние, неспособность к деторождению, неспособность к брачному сожитию, безвестное отсутствие супруга, покушение на жизнь супруга или жестокое обращение, принятие монашества, ссылка на каторжные работы с лишением всех прав состояния, двоебрачие. Болезни, даже неизлечимые, не рассматривались в качестве причины для развода.

Несмотря на то, что поводы к расторжению брака в законах оговаривались, процент официальных разводов в дореволюционной России был низким. Среди высших слоев общества было, правда, много разводов «de fakto»: если вопрос о повторном браке не стоял, супруги заменяли юридический развод разъездом. Но в широких массах населения брак считался нерушимым. Более того, обоснованно принято говорить о патриархальной семье как образце устойчивости.

Причины стабильности брака в дореволюционное время видятся в следующем.

Во-первых, супружеский союз в православной России укреплялся и поддерживался суровыми канонами религии. Как отмечает П. Сорокин, «брак был объявлен «таинством», семья — учреждением божества, охраняемым государством, посягательство против нее — грехом и великим преступлением. Весь авторитет церкви, вся ее святость и в силу этого вся сила государства были пущены в ход для защиты семьи и основ брака. Человек, собиравшийся посягнуть на семейный союз, должен был считаться не только с вопросами удобства и счастья, как теперь, но должен был перейти на великий грех, посягнуть на догматы и авторитет церкви, потерять душу, предать ее дьяволу и, сверх того, считаться с немалыми карами, налагавшимися государством». Развод рассматривался как тягчайший грех, так как супруги даны друг другу «по гроб». Во-вторых, процедура расторжения брака в России была сложна: признать его недействительным мог только высший церковный орган — Святейший Синод, и только здесь выносилось окончательное решение. В-третьих, развод в России был затруднен из-за сильного контроля со стороны общества. Доказано, что низкий уровень разводов среди крестьян обязан царившей в их среде «строгости взглядов» на брак и семью. Реакция социального окружения являлась серьезным сдерживающим фактором и среди высших слоев общества. В-четвертых, семья в прошлом была основной хозяйственной единицей общества. Вне семьи, без супруга, без детей люди не могли обеспечить себе необходимые условия существования. И, наконец, устойчивость семьи определялась неравноправным положением женщины в русском обществе, полностью зависевшей от мужа, ущемленной почти во всех правах, в том числе и в ситуации формального или реального развода.

Таким образом, прочность института брака и, как следствие, негативное отношение к разводу в мире в целом и в дореволюционной России, в частности, укреплялись и поддерживались объединенными усилиями церкви и государства, социальными и национальными запретами, общественным мнением и предрассудками. Единичные факты разводов рассматривались скорее как исключение из общего, незыблемого правила о нерушимости брака.

Читайте новые актуальные правила выплаты алиментов.

Революционные изменения в сфере расторжения брака происходят в XX в. После Октября 1917 г. в Советской России впервые в мире был юридически закреплен развод по требованию любой из сторон в браке. Однако внесение в законодательство права на развод не означало, что столь же революционной будет реакция всего общества. Хотя внешние «обручи» (идеологические, моральные, экономические и юридические принуждения), обеспечивающие прочность семьи, были сняты, семейные отношения нового типа закрепились не сразу. Во-первых, с семьей и ее функциями тесно сопряжены социально-воспитательные нормативы, обладающие большой инерцией. Новые нормы не имели глубокой исторической основы для своего закрепления, формировались в ситуации постоянных конфликтов со старыми законами, обычаями и традициями, в течение столетий существовавшими в России. Реакция общества как на семью нового типа, так и на возможность свободного развода была противоречивой, а часто и непримиримой. Во-вторых, рождение новой семьи в советском обществе происходило под влиянием религиозных, национальных, идеологических, классовых, региональных особенностей. Формы брачно-семейных отношений были разнообразны: патриархально-крестьянские, пролетарские, буржуазные, православные, мусульманские и т. д. Как следствие, становление новых отношений у разных народов и в разных регионах страны происходило неодновременно и неодинаково. Десятилетиями отношение общества к нему выражал тезис, что свобода развода не есть распад семейных связей, а укрепление их на демократической основе.

Под влиянием названных событий в СССР, а также в результате достижений феминистского движения многие страны ввели в свои законодательства право развода.

В результате число разводов в среднем по ряду стран только в период с 1900 по 1924 г. увеличилось на 160%. Но внесенное в законодательство ведущих стран мира право на развод долгое время сохранялось как право на расторжение брака в случае доказанной неверности одного из супругов. Например, в Великобритании развод по причине измены стал одинаково возможным для мужчин и женщин в 1923 г., до этого адюльтер мужа был недостаточным основанием для расторжения брака. А семейное право Бельгии в конце 30-х гг. XX в. декларативно допускало развод по обоюдному согласию супругов, но обставляло его таким количеством формальных препятствий, что делало его почти неосуществимым. В Германии, США и других странах для развода требовалось наличие фиксированной в законе и устанавливаемой судом вины одного из супругов. До 60-х гг. развод на Западе воспринимался как «явление маргинальное, накладывающее на того, кто к нему прибегал, самое настоящее клеймо». В это время прекращались в основном браки, заключенные в годы Второй мировой войны, нередко в условиях, когда люди не имели достаточных возможностей узнать друг друга; многие семьи не справлялись с трудностями послевоенного времени, долгой разлукой из-за военного плена и т. п. После 1960 г. повышение частоты разводов последовательно захватывает все европейские страны, начиная с Финляндии (1961), Англии и Уэльса (1962), затем Бельгию (1963), Францию и Швецию (1964) и, наконец, Австрию и Данию (1968). Важно, что эти изменения произошли в большинстве стран прежде, чем были приняты новые законы о разводе. Затем во многих государствах были проведены реформы законодательства, допускающие «развод без вины» по заявлению одного из супругов о существовании непреодолимых разногласий в отношениях с партнером.

Частный юрист в Москве: составление и подача документов, представительство в суде, исполнение решения суда, выезд к клиенту.

За годы существования советского государства законодательство о порядке расторжения брака неоднократно изменялось, что налагало определенный отпечаток на динамику разводов. Об этом свидетельствуют статистические данные. Так, в 1940 г. в стране было произведено порядка 205 000 разводов, а в 1950 г. - 67 400. Такое резкое снижение количества разводов было в некоторой степени обусловлено усложнением бракоразводной процедуры. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. брак можно было расторгнуть только в суде с последующим утверждением принятого решения вышестоящим судом. Кроме того, была введена процедура обязательной публикации о предстоящем расторжении брака, а также увеличена сумма, взыскиваемая при оформлении развода. Упрощение порядка расторжения брака было предусмотрено указом Президиума Верховного Совета СССР "О некотором изменении порядка рассмотрения в судах дел о расторжении брака" от 10 декабря 1965 г. Отменялись обязательная предварительная публикация о расторжении брака и утверждение решения суда вышестоящей инстанцией. Дальнейшая тенденция упрощения бракоразводной процедуры нашла отражение в Основах законодательства о браке и семье СССР от 27 июня 1968 г., согласно которым при отсутствии между супругами спора и несовершеннолетних детей брак мог быть расторгнут в органах загса по совместному заявлению. Позднее это положение было воспроизведено в КоБС РСФСР (ст. 38), а затем и в СК РФ (ст. 19).

Таким образом, развод как социокультурное явление в различные периоды человеческой истории имел разные характеристики. Восприятие его общественным мнением на каждом этапе различалось: имело место и однозначно негативное, и лояльное отношение. Характер реакции определяли социокультурные, религиозные, национальные установки конкретной группы, класса, общности. Именно реакция социального окружения главным образом детерминировала масштабы явления: на одних этапах он был массовым, на других — имели место единичные случаи. Инициатором развода могла выступать любая сторона, в том числе и социальное окружение семьи.

В конце XX — начале XXI в. проблема роста расторгнутых браков особенно остра. При этом уровень разводимости в том или ином государстве находится под сильным влиянием существующего в нем брачно-семейного законодательства, сложившегося опять же не без влияния религиозных догматов и этнических особенностей. Именно его специфика и характер вносимых в него изменений затрудняют сопоставление разводимости между странами.

Метки: Научный подход, Семья, Развод


Нашли интересное? Оставьте ссылку в социальной сети!

delites v sotsialnykh setyakhЧитайте ещё больше интересных статей на нашем канале в Яндекс.Дзен


+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Задайте интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме укажите контакты для связи.

Время работы