Проблема различного толкования в судебных решениях
Как было отмечено выше, установленный в Конституции принцип законности допускает, в какой-то мере, парадокс — суд должен действовать в соответствии с законом, но при этом в процессе применения законов при вынесении судебных решений суд сам устанавливает содержание закона. Возможна коллизия с самим принципом законности, который запрещает суду подменять собой законодателя и изменять содержание закона.
Суд не может ссылаться на те или иные положения, которые не установлены в законе. Однако проблема возникает в тех случаях, когда происходит разночтение закона еще на стадии толкования. Эта проблема в российской правовой системе решается путем установления иерархии толкования. Вышестоящий суд может отменить решение суда на основании неправильного применения закона.
В статье 382 УПК разъясняется понятие «неправильное применение»: «Нарушения требований Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации; применение не той статьи или не тех пункта и (или) части статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской федерации, которые подлежали применению; назначение наказания более строгого, чем предусмотрено соответствующей статьей Особенной части уголовного кодекса Российской Федерации».
Первые два пункта касающиеся неправильного применения непосредственно могут быть связаны с толкованием. Например, положения Общей части УК истолкованы в соответствии с принципами юридического толкования, но при этом получены разные результаты толкования, в силу много-смысленности терминов Общей части. У специалистов по уголовному праву часто имеются различные мнения по значению тех или иных понятий, содержащихся в общей части УК. Например, относительно понятия «необходимой обороны». Как измерять пределы необходимой обороны? Даже редакция ст. 37 УК от 14.03.2002 N 29-ФЗ, допускающая нанесение любого вреда нападающему, если нападение опасно для жизни, оставляет множество вопросов. Какое посягательство можно считать опасным для жизни? Еще более неопределенно понятие «малозначительности», которое установлено в п. 2 ст. 14 УК. В данном случае толкование остается полностью на совести суда.
С толкованием может быть связано и применение не той статьи или не того пункта Особенной части УК (п. 2 ст. 382 УПК). Применение не той статьи, которая должна применяться, основано на положении, что объективная часть содеянного полностью соответствует понятию преступления, однако это не тот вид преступления, на которое указывает статья в приговоре. Данным пунктом статьи урегулированы, прежде всего, случаи неправильного толкования событий, преступления. Но возможна ситуация, что преступное деяние по своим признакам определено верно, но неверно истолкована статья, которую применяет суд.
Понятия, содержащиеся в Особенной Части УК, также не всегда дают однозначный ответ. Например, каковы границы понятия хулиганства, которое в УК раскрывается как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. До конца не определены критерии, позволяющие разграничивать «грубое» и «негрубое» нарушение общественного порядка, «явное» и «неявное» неуважение к обществу.
Вопрос соответствия деяния норме — это вопрос, прежде всего толкования. Если используются принятые в праве способы толкования нормы, прежде всего соответствие логике, то нет оснований говорить о неправильном толковании норм, исходя из принципов юридического толкования. Правильность определяется вышестоящим императивным методом, когда вышестоящая инстанция определяет правильное применение, руководствуясь собственным толкованием закона.
Третий пункт статьи 382 УПК, говорящий о применении большей меры наказания, чем это предусмотрено статьей, свидетельствует о неправильном применении нормы в полном смысле слова. Абсолютная очевидность неправильного толкования возможна только в тех случаях, когда оно основано на логическом противоречии или на противоречии с принятым в языке употреблением термина. Применение наказания в рамках установленного срока строго оговорено в УК. Статья 72 УК устанавливает соотношения сроков различных наказаний. Само числовое исчисление наказаний укладывается в рамки математического языка, на основании которого может быть выстроена строгая логика. Если наказание предусмотрено до двух лет, то логически наказание два года и менее будет истинным. Следовательно, более двух лет будет ложным. Исходя из этого, можно говорить о строгом понятии неправильного толкования закона на основе логических законов, не зависящих от интерпретации толкующих сторон.
В ГПК в п. 3 ст. 363 «Нарушение или неправильное применение норм материального права» говорится «о неправильном истолковании закона судом». В этом случае происходит отмена или изменение решения. Понятие неправильного истолкования распространяется согласно ст. 364 и на процессуальные нормы, однако решение отменяется только в случае, когда это могло привести к неправильному разрешению дела.
В УПК понятие нарушения применяется к процессуальным нормам, а понятие неправильное применение к материальным. В ГПК основанием отмены судебного решения является как неправильное применение, так и нарушение. Разделение данных понятий носит формальный характер, и никакого смысла в ГПК в нем нет. Оно могло бы иметь значение, например, когда разделяют заведомо неправосудное решение под видом толкования закона, как его нарушение, и неправильное применение закона как неправильное истолкование.
Такое разделение фактически существует в АПК, где, согласно ст.ст. 277 и 288, решение отменяется или изменяется в случае нарушения или неправильного применения, а неправильное толкование по АПК связано только с неправильным применением.
Особенностью рассмотрения арбитражных дел в порядке надзора является то, что основанием по отмене или изменению судебных актов надзорной инстанцией может служить, если данный акт «нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права» (п.1 ст. 304 АПК). Однако точного определения понятия «единообразие в применении» не существует. Определять его статистически как наиболее популярное толкование среди арбитражных судов или как соответствие толкованию высшей судебной инстанции?
Субординационный метод является необходимым для преодоления противоречий, но он не может быть основополагающим для осуществления правосудия, одной из стадий которого является толкование. Принцип законности означает, что судьи должны исполнять закон, а не выполнять указания вышестоящих судов.
Существует теоретическая проблема конфликта между тем пониманием закона, которое есть у судьи и тем пониманием, которое устанавливает вышестоящий суд. Имеет ли судья право отстаивать свое мнение? По мнению некоторых исследователей, нижестоящий суд не может в своем решении перечить вышестоящему. Например, Д. Б. Абушенко считает, что судебное усмотрение как свобода выбора одного из вариантов решения неприменимо к толкованию норм, за исключением решений высших судебных инстанций: «Любой правоприменитель, решения (либо иные акты) которого могут быть отменены вышестоящей инстанцией, не обладает возможностью по своему усмотрению определять смысл применяемых им норм». Конечно, при рассмотрении конкретных дел в случае отмены решения за неправильное применение норм материального и процессуального права и отправлении дела на новое рассмотрение, суд, вновь рассматривающий дело, должен учитывать аргументы вышестоящей инстанции. Например, согласно п. 2 ст. 390 ГПК толкование надзорной вышестоящей инстанции обязательно для нижестоящих судов.
Однако согласно процессуальному законодательству кассационная инстанция, отправляющая дело на новое рассмотрение, не вправе устанавливать, какое решение суда должно быть принято при новом рассмотрении дела, а, следовательно, как необходимо толковать закон. В абсолютном большинстве случаев суд, вновь рассматривающий дело, принимает решение в соответствии с тем толкованием, которое дала кассационная или надзорная инстанция. Но это не может обеспечить единообразности толкования при рассмотрении иных аналогичных дел. Таким образом, проблема единообразия толкования судебными органами правовых норм не может быть решена только путем иерархии судебного толкования и требует учета тех причин, которые делают возможным продуцирование разночтений закона. Для этого необходимо рассмотреть основные причины, по которым возможно различное толкование. Эти причины настолько разнообразны, что охватить их полностью не представляется возможным. В данном исследовании видится целью только выявить основные направления, на которых возможно появление различного толкования, описать основные принципы продуцирования разночтений.
Особое значение этих разночтений связано с тем, что правильное толкование устанавливается не на основании какой-то внутренней логики, содержащейся в законе, а только по причине того, что правильное толкование применила вышестоящая судебная инстанция. Признание субординационного метода, в качестве определяющего вступает в противоречие с принципом верховенства закона.
Классификация различий толкования
Для более удобной классификации основных причин, порождающих различное толкование, их целесообразно рассматривать в связи с основными способами толкования норм, которые приняты в юридической науке, и были выделены во втором параграфе первой главы. Тем более что между различным толкованием и применением способов толкования существует функциональная и генетическая связь. Таким образом, мы будем рассматривать возможность различного толкования при языковом, систематическом, историческом, функциональном, логическом толковании. Другие способы толкования, как уже говорилось, так или иначе включены в эти основные способы.
Противоречия при языковом толковании
Наиболее значимые разночтения судами нормативных актов возможны на стадии языкового толкования, поскольку именно в естественном языке сосредоточена та открытость интерпретации, которая часто не позволяет делать логически однозначные выводы.
Грамматический способ толкования подразделяют на два этапа. Первый лексико-морфологический, при котором определяется значение слов. Второй этап синтаксический, когда выявляется значение совокупности слов, объединенных логическими смысловыми связями.
В свою очередь разночтения при языковом толковании можно разделить также на две основные группы:
- при различном понимании значения употребляемых терминов (се-мантико-терминологические разночтения);
- при неясном, двусмысленном или даже многосмысленном тексте закона, обусловленном связями слов или словосочетаний в предложении (синтаксические разночтения) или целых абзацев текста (текстуальные разночтения).
Семантико-терминологические разночтения во многом обусловлены первым — лексико-морфологическим этапом грамматического толкования, но не совпадают с ним полностью. Для юридического толкования важно выяснение значения не просто слов, но то, какое значение они получают в тексте правовой нормы, в качестве термина. Термин может выражаться как словом (простой термин), так и словосочетанием (сложный термин).
А. Ф. Пиголкин выделял три группы терминов, употребляемых в нормативных актах:
- общеупотребляемые, обыденные термины;
- общеупотребляемые термины, имеющие в нормативном акте свой собственный смысл;
- специальные термины, среди которых особое значение имеют термины юридические.
Возможность различного (несовпадающего) понимания значения терминов заложена в самой сути понятия «употребляемые». Приведем как пример многозначности смысла терминов, образованных из слов естественного языка, толкование судебными органами термина «место нахождения», содержащийся в статье 395 ГК.
В пункте первом статьи в частности говорится: «Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части».
Термин место нахождения по отношению к юридическому лицу может иметь несколько смыслов, в частности оно может определяться либо в зависимости от места основной деятельности юридического лица либо от его государственной регистрации, либо местом нахождения его органов, или местом основной его деятельности. При языковом толковании невозможно установить преимущественное значение, поскольку допускаются все употребления. Данная неясность проявилась и в судебной практике.
Так, Федеральный Арбитражный Суд Северо-западного округа в постановлении от 16 февраля 2000 года (дело N А56-22НО/99), рассматривая жалобу ТОО КБ «Мост-Банк», отказался уменьшить сумму от процентов за пользование чужими денежными средствами. «Мост-Банк», ссылаясь на то, что местонахождение (юридический адрес) корпорации «Экско Лтд.», деньгами которой он пользовался, является штат Делавер, а не Санкт-Петербург, где совершалась сделка, признанная недействительной, подал кассационную жалобу. В ней он утверждал, что банковский процент также должен исчисляться по учетной ставке в месте нахождения.
Арбитражный Суд Северо-западного округа отказал в данном требовании, приведя в частности следующие аргументы: «Нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы ТОО КБ "Мост-Банк" в части неправильного применения судом ставки процентов за пользование чужими денежными средствами. Спорные правоотношения возникли между организациями, находящимися на территории Санкт-Петербурга, неисполнение обязательства по перечислению денежных средств имело место в Санкт-Петербурге, так как договор банковского счета заключен между ТОО КБ "Мост-Банк» в лице Санкт-Петербургского филиала и Корпорацией "Экско Лтд" в лице Санкт-Петербургского представительства».
Из данного отрывка постановления явно вытекает, что арбитражный суд Северо-западного округа согласился с толкованием арбитражного суда Санкт-Петербурга термина места нахождения, как места основной деятельности. Таким образом, суд посчитал, что в данном случае термин место нахождения в статье 395 ГК имеет иное значение, чем понятие место нахождения юридического лица, которое установлено п. 2 ст. 54 ГК (место нахождение как место государственной регистрации). Причем, и определение, данное в ст. 54 ГК, далеко от совершенства, поскольку буквальное его прочтение означало бы, что место нахождение юридического лица в том органе, где оно зарегистрировано (что само по себе абсурдно). Наиболее логичным выводом было бы, что место нахождения — это юридический адрес организации.
Однако Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 было установлено, что вплоть до принятия закона о регистрации юридических лиц, при разрешении споров нужно исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов. Разъяснение оставило не проясненным понятие место нахождения, поскольку не было указано место нахождения каких органов, центральных или непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность, определяет место нахождения юридического лица. Главное — это разъяснение допускало противоречие с ГК, поскольку фактическое место нахождения органа управления может быть не зарегистрировано в государственных органах.
Данное противоречие опять же сказалось на судебной практике. Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга отказал в принятии заявления, указав, что ответчик фактически находится по иному адресу. Отменяя определение районного суда, кассационная инстанция в своем определении указала, что место нахождения юридического лица определяется в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ местом государственной регистрации, поэтому отказ в принятии искового заявления является незаконным.
3 декабря 1997 г. Президиум Санкт-Петербургского городского суда отменил определение кассационной инстанции, сославшись на п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ 6/8.
На примере рассматриваемого выше постановления Арбитражного Суда Северо-западного округа видно, что при неоднозначности результата языкового толкования применение иных способов для выяснения значения нормативного акта не всегда решает проблему. Если одна из интерпретаций, утверждающая, что идентичный по форме термин определен в том же нормативном акте, может быть признана как систематическое толкование (аргументы одной из сторон), то аргументы суда о том, что правоотношения происходили в определенном месте могут быть рассмотрены в качестве функционального толкования. Одна из функций права устанавливать равноправные справедливые отношения в хозяйственной деятельности, и само признание исчисления процентов в одном размере для обеих сторон можно признать осуществлением данной функции. Действительно, ведь стороны в равной мере рисковали, осуществляя сделку в конкретном месте (Санкт-Петербурге). Пользование происходило здесь же, и, возможно, суд счел несправедливым установить для одной стороны более высокий размер компенсации убытков, чем для другой.
В данном случае для устранения неоднозначности необходимо законодательно определить термин место нахождения в российском гражданском законодательстве и унифицировать употребление данного термина. Можно согласиться с Ю. А. Тихомировым, который пишет о коллизиях, возникающих в связи с многозначностью терминов: «Нечеткость и неточность понятий и терминов, заложенных в концепциях проектов законов, их недооценка мстят за себя потом юридическими ошибками, ложными взглядами и ошибочными позициями правоприменителей». Необходима определенность термина, которая и будет разрешением конкретной коллизии. Ведь ни аргументы систематического толкования, ни аргументы функционального толкования не могут быть решающими.
Особое значение языковое толкование термина судом имеет в уголовном судопроизводстве, поскольку от данного толкования в прямом смысле могут зависеть судьбы и жизни людей. При этом заимствование терминов из обыденного языка в УК особенно многочисленны. Отношения, которые регулируются уголовным правом, затрагивают практически все слои населения и все сферы социальной жизни. Изложение норм уголовного права в рафинированных формализованных терминах представляется еще менее осуществимым вариантом, чем в области гражданского, финансового, или таможенного права. Поэтому проблема различий при толковании тех или иных терминов стоит как нигде остро.
Для примера приведем разночтение, которое возникло относительно термина, содержащегося в части второй ст. 105 УК РФ п. "в" убийство лица заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии.
Так, Президиум Верховного Суда РФ в постановлении N 56-099-38 исключил из приговора осуждение по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ, признав, что убийство спящего нельзя отнести к беспомощному состоянию лица в том понимании, какое содержится в диспозиции п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ, поскольку сон является жизненно необходимым и физиологически обусловленным состоянием человека.
Следовательно, Верховный Суд РФ истолковал термин беспомощное состояние как такое состояние, которое не обусловлено физиологической необходимостью, по всей видимости, связанное с некими неестественными нарушениями человеческой способности к самозащите.
Надо отметить, что буквальное толкование данного термина не позволяет с необходимостью установить те ограничения, которые сделал Верховный Суд. Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова. В нем понятие беспомощный разъясняется как «нуждающийся в помощи, неспособный сам делать что-нибудь для себя, бессильный». Если определение «нуждающийся в помощи» вряд ли можно отнести к спящему человеку, то понятие «неспособный сам делать что-нибудь для себя» (неспособный защищать себя) и «бессильный» (защищать себя) вполне допустимо для толкования состояния сна как беспомощного состояния. Поэтому в данном случае толкование суда, вынесшего приговор, где сон был признан беспомощным состоянием, вполне допустимо с логико-семантической точки зрения. Решение Верховного Суда, частично отменившего приговор, имеет высшую юридическую силу. С точки зрения правоприменения его точка зрения в законном установленном порядке является преимущественной по отношению к точке зрения нижестоящих судов. Однако сама логика данного конкретного решения, вынесенного Верховным Судом, не является безусловной. По крайней мере, текст закона из-за многозначного термина не дает преимущества той или иной точке зрения. Фактически Верховный Суд дал по объему более узкое толкование термина, чем суд, вынесший решение.
Объем понятия определяется не просто анализом понятия, а контекстом, в котором это понятие употребляется. В юридическом толковании этот контекст задают логическое, систематическое, функциональное толкование. Применительно к данному случаю ни один из данных способов не дает однозначного ответа. Логическое толкование применимо только когда определены сами термины. Систематическое толкование ограничено тем, что Уголовный Кодекс, в котором содержится данный термин, имеет юридическую силу и не действует только в случае, если противоречит Конституции РФ. Относительно же понятия беспомощное состояние Конституция никаких разъяснений не дает. Наконец, функциональное толкование также не дает определенного ответа, поскольку смысл части второй статьи 105 УК определить убийство, носящее болыцую общественную опасность, чем простое умышленное убийство одного человека. Определенно убийство спящего человека, из-за его беспомощности, более просто в осуществлении, поэтому его совершение носит большую общественную опасность. Но и однозначного вывода, что оно из-за этого должно подпадать под действие пункта "в" статьи 105 УК, не следует.
Учитывая все вышеперечисленное, можно сказать, что в данном случае разрешение противоречия возможно только императивным методом.
Разночтения, связанные с синтаксическими и текстуальными связями
Другая возможность неоднозначного толкования в процессе применения языкового способа, это содержание в самой структуре предложения или части текста неясностей и неопределенностей. Эти неопределенности связаны с грамматическим строем самого языка нормативного акта, со связями между словами и предложениями. Например, когда сложно установить, является ли слово существительным или дополнением в предложении. П. 2 ст. 100 ПС. гласит: «Увеличение уставного капитала акционерного общества возможно после его полной оплаты». В данном контексте неопределенности не возникает у лица, обладающего хотя бы первоначальными юридическими знаниями, которое понимает, что может быть оплачен уставной капитал, а не акционерное общество. Однако для людей, незнакомых с основами гражданского права, это может вызвать затруднение. Обычно устранения неопределенностей в тексте осуществляются путем оценки контекста, в котором существует неоднозначно написанная норма. Юридические знания и служат выявлению данного контекста. Синтаксические неопределенности, обусловленные связями слов в одном предложении, как правило, легко устранимы, поскольку очень редки случаи, когда оба смысла обусловленных синтаксическим строением предложения одинаково могли бы использоваться при правовом регулировании.
Более обширные возможности для многосмысленности возникают в результате связи предложений в тексте. В некоторых случаях контекст не дает устранить неопределенность. Наглядный пример такого случая — рассмотрение Конституционным Судом РФ в постановлении от 6 июля 1999 г. № 10-П вопроса толкований положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Поводом послужило обращение депутатов Государственной Думы, которые посчитали, что пункт 2 и 3 статьи 92 Конституции РФ не имеют однозначного толкования. Как известно, часть 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. В части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации определено, что во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.
Представители Государственной Думы в своем обращении указали, что из данного текста невозможно установить: понятие во всех случаях относится только к тем случаям, которые описаны в п. 2 статьи 92 Конституции РФ или данный перечень случаев не ограничен? Конституционный Суд в своем решении истолковал, во всех случаях, как во всех возможных случаях.
Само разночтение возникло из-за того, что два пункта одной статьи идущие один за другим, содержат понятия случаев, при которых президент не может исполнять свои обязанности. В первом случае при досрочном прекращении своих полномочий, во втором случае, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, к которым, безусловно, относятся случаи досрочного прекращения полномочий. При прочтении, допуская все смыслы и связи, которые возможны в языке, нельзя с определенностью сказать, относится ли пункт 3 исключительно к пункту 2 статьи 92 или же необходимо их раздельное прочтение. В данном конкретном случае Конституционный Суд обратился к контексту фактического положения Конституции в правовой системе. «Смысл подлежащих толкованию положений Конституции Российской Федерации может быть выявлен с учетом места и роли Президента Российской Федерации в системе государственной власти, а также особенностей его конституционного статуса». Таким образом, суд признал неустранимость противоречий языковым способом и решил применить одновременно систематический и функциональный способы.
Проблема в том, что Конституция не определила случаи невозможности исполнять президентом свои обязанности. Более того, в самом перечне случаев досрочного прекращения Президентом своих полномочий содержится термин «стойкая неспособность» осуществлять принадлежащие ему полномочия. Сам термин «стойкая неспособность» явно носит неопределенный характер. Чтобы раскрыть этот термин, необходимо, прежде всего, определить, с каким периодом времени связано понятие «стойкая неспособность».
Отсутствие в Конституции четкой регламентации исполнения своих обязанностей высшим должностным лицом гипотетически допускает обстоятельства, когда большую часть своего срока Президент может не исполнять свои обязанности и при этом продолжать занимать свою должность. К сожалению, данные негативные обстоятельства проявились фактически.
Конституционный Суд своим решением устранил неопределенность в толковании данной статьи Конституции. Но негативен сам факт, что возможно разночтение по вопросу высшей государственной и общественной важности из-за недостатков текста Конституции.
Разночтения при систематическом толковании права
Систематический способ, как указывалось в во втором параграфе первой главы, является подчиненным способом по отношению к языковому. В случае, когда систематическое толкование полностью отменяет грамматическое толкование (например при противоречии одной нормы другой, но большей юридической силы), происходит просто применение другой нормы права, чем та, которая толкуется.
Правовые нормы в идеале должны составлять взаимосвязанную стройную систему. Однако на практике система законодательства не является непротиворечивой. Как отмечает А. Ф. Черданцев: «Любая правовая система неэффективна, если она противоречива. Между тем правотворчество — процесс не только постоянный, но и осуществляющийся множеством субъектов. Все это может привести к наличию в системе норм права противоречивых, несогласованных норм. Кроме того правоотношения существуют не только во времени, но и в пространстве. Возникнув во время действия одних норм, они могут осуществляться во время действия других. Это также приводит к возможности столкновения норм».
Фактически в процессе толкования появляются возможности для противоречий в толковании, связанные, в частности, с противоречием в самой системе права. Наиболее наглядно это выражено в коллизионном праве, когда необходимо разрешить противоречие с двумя действующими нормами. Коллизии норм могут разрешаться путем определенных правил, которые установлены в законодательстве (коллизионных норм). Например, статья Конституции 76 устанавливает правила разрешения противоречий законодательства разного уровня. «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам».
Пленум Верховного Суда в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» особенно отметил вопрос разрешения коллизий правовых норм: «Если имеются противоречия между нормами процессуального или материального права, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении данного дела, то решение является законным в случае применения судом в соответствии с частью 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 11 ГПК РФ нормы, имеющей наибольшую юридическую силу».
Таким образом, устранение противоречий между нормативными юридическими актами различной юридической силы четко регламентированы. При установлении противоречий применение норм права, имеющих меньшую юридическую силу, является нарушением законодательства. Однако на практике возможность применения нормы права, которая не должна применяться, сохраняется, что наносит существенный вред конституционному праву граждан на судебную защиту.
Коллизионные нормы имеют особое значение при распределении властных полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Например, при регулировании вопросов приватизации в городе Москве федеральные органы в лице Президента РФ и Московская городская Дума приняли противоречащие друг другу нормативные акты. Президент утвердил своим Указом от 24.12.93 № 2284 Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. В пункте 2.6 установлены условия приватизации арендаторами имущества, данного им в аренду. Московская городская Дума утвердила Постановление от 02.10. 96 № 85 «Об утверждении и введении в действие Положения о порядке продажи нежилого фонда на территории г. Москвы». В нем согласно п. 4, в частности, указаны лица, имеющие право выкупать, в том числе — «арендаторы, получившие права аренды на основании ранее заключенных договоров аренды», чего Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации не предусматривала, за исключением случаев, когда договор заключался на основе конкурса или аукциона.
Данная правовая коллизия неоднократно возникала при рассмотрении споров о приватизации имущества в городе Москве.
Так Арбитражный Суд города Москвы в решении от 23.10.01 по делу № А40-45528/00-52-453 истолковал Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» в том же значение, которое было установлено Постановлением Мосгордумы от 02.10.96. Суть дела заключалась в том, что Акционерное общество заключило договор купли-продажи помещения со Специализированным государственным предприятием по продаже государственного и муниципального имущества на основании распоряжения ДГМИ. До этого оно арендовало это помещение по договору аренды, где имелось положение о праве выкупа. Прокуратура города Москвы подала иск на расторжение данного договора как несоответствующего федеральному законодательству и, следовательно, ничтожного. Однако Арбитражный суд г. Москвы отказал прокуратуре в иске со ссылкой на Постановление Мосгордумы и Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», где установлены способы приватизации, одним из которых является выкуп арендованного имущества. Порядок проведения приватизации арендованного имущества суд решил определить, исходя из Постановления № 85 Московской городской Думы.
Данное решение противоречило российскому законодательству, прежде всего ст. 76 Конституции РФ, и было обжаловано Прокуратурой. Кассационная инстанция разрешила дело согласно федеральным нормам и отменила решение Арбитражного Суда г. Москвы.
К сожалению, Прокуратура оспорила только само решение. Однако Постановление Московской Городской Думы №85 от 02.10.1996 в части противоречия федеральному законодательству оспаривать не стала. Несмотря на то, что, согласно ст. 24 закона «О Прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, протест подан не был. В результате московские власти продолжали осуществлять приватизацию государственного имущества путем продажи его арендаторам по правилам, установленным в вышеназванном Постановлении, уже после расторжения сделки, где косвенно было признано, что данное постановление противоречит федеральному законодательству.
Таким образом, не была устранена потенциальная опасность возникновения ситуации, когда суд может, ссылаясь на нормативный акт, принимать решения, которые противоречат законодательству в целом. Для недопущения этого при обнаружении противоречий между федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации, когда приоритет имеет федеральная норма, необходимо отменять нормы субъектов федерации.
Противоречия на горизонтальном уровне
Если противоречия между нормативными актами разных уровней юридической силы имеют четкие правила разрешения, на основании которых можно вынести однозначное законное решение, то коллизия нормативных актов одного уровня представляет существенную концептуальную правовую проблему. Особенно распространены случаи, когда противоречат общие и специальные нормы. При этом нужно помнить, что принципы применения общих и специальных норм различно определяются в правовых актах. В определенных случаях норма общего характера может быть признана приоритетной по отношению к специальной норме (например, так установлено в п. 2 ст. 3 ГК РФ), несмотря на то, что они регулируют однородные правовые отношения. С другой стороны, в том же ГК при регулировании договорных отношений в п. 3 ст. 420 ГК установлен приоритет специальной нормы над частной.
Противоречия при систематическом толковании норм общего и специального характера находят отражение в судебных решениях высших судебных инстанций. Например, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.1996 № ГКПИ 96-325-339, 346 признано незаконным и недействующим Инструктивное письмо Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы России и Центрального Банка России от 22.08.1996 г. N 1154. В названном письме разъяснялось, что статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 12.08.1996 г. N 110-ФЗ), устанавливающую, в частности, приоритет списания денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перед платежами в бюджет и внебюджетные фонды, следует применять с учетом положений статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», предусматривающей первоочередное исполнение платежных поручений на перечисление налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Сами эти положения явно противоречили статье 855 ГК. Признав данное письмо незаконным и недействующим, Верховный Суд мотивировал свое решение тем, что Письмо противоречит Гражданскому Кодексу РФ, а поскольку отношения производства операций по банковскому счету (ст. 845 ГК) являются гражданско-правовыми, к ним должна применяться ст. 855 ГК.
В данном случае суд принял решение на основе общей нормы, регулирующей гражданские отношения, а не специальной нормы, регулирующей операции по банковскому счету, связанные с уплатой налогов.
23 декабря 1997 года Конституционный Суд принял постановление № 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в РФ"». Абзац четвертый п. 2. ст.855 ГК был признан противоречащим Конституции РФ. Конституционный Суд мотивировал это тем, что она «не согласуется с принципом равенства всех перед законом (ст. 19 часть 1 Конституции Российской Федерации)», поскольку «создает трудности с формированием доходной части бюджета, что может привести к задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы». В связи с этим Президиум Верховного суда своим Постановлением от 03.06.1998 внес изменения в решение от 10.12.1996, где отменил прежние мотивы признания незаконным оспариваемого письма, и изложил новые мотивы с учетом постановления Конституционного Суда. По сути общая и специальная норма теперь уже были признаны равноценными, а выплаты долгов по зарплате и платежам в бюджет должны осуществляться в соответствии со сроками поступления платежных поручений.
В данном случае помимо систематического было применено функциональное толкование, и установлено равенство социального значения как выплаты заработной платы, так и выплат в бюджет. Нарушающие это равенство нормы были признаны противоречащими Конституции РФ. Но в ином случае, например, при изменении социальных приоритетов общества в сторону защиты общественных интересов по отношению к частным (выплаты в бюджет важней выплат зарплаты), могло быть применено иное толкование.
Сама тема коллизионных норм весьма обширна и не входит в предмет нашего исследования. Необходимо лишь отметить, что единообразное толкование норм при систематическом способе является проверкой действенности всей правовой системы. Если не существует установленных законом жестких правил разрешения правовых коллизий, то это свидетельствует о глубоких противоречиях в самом функционировании правовой системы. Абстрактные понятия, которые существуют в нормативных актах или научных работах, например, такие как добросовестность судьи или подлинная воля законодателя, создают больше проблем для правоприменения, чем разрешают вопрос по существу. В реальности, чем меньше возможности, опираясь на систему права различно интерпретировать закон и его действенность, тем эффективней соблюдается принцип законности.
Разночтения при функциональном способе толкования
Существенные проблемы при соблюдении принципа единообразия юридического толкования возникают при функциональном способе.
Функциональное толкование связано с задачами, ценностями, принципами, которые ассоциируются в обществе с понятием права. Следовательно, функциональный способ ограничен тем правопониманием, которое существует на данном этапе развития общества. Однако правопонимание может весьма отличаться у различных классов, возрастных групп, профессиональных объединений и просто отдельных личностей. В связи с этим возникает постоянная опасность разночтений при применении данного способа.
Существующая проблема отчасти разрешается тем, что функциональное толкование применяют обычно только в случае невозможности применить языковой способ, а при его недостаточности систематический способ.
Однако правоприменители, осуществляющие свою деятельность в обществе, не могут абстрагироваться от существующих в нем ценностей. Поскольку наличествует огромное количество конкурирующих ценностей, которые так или иначе разделяют субъекты правовых отношений, конфликт интерпретаций до конца не устраним. Особенно это касается интерпретации норм-принципов, формулирующих общее направление правового регулирования. Например, возникают разночтения, когда толкуются нормы, связанные с некими общими правовыми принципами, содержащимися в Конституции. Проверка соответствия нормативных актов Конституции, всегда так или иначе опирается на те принципы, которые имеют судьи конституционного суда в процессе толкования.
При толковании указов Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 Г. N 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» возникли вопросы по определению соотношений принципов Конституции и нормативной базы, так или иначе затрагивающей данные принципы, в связи с чем было обращение в Конституционный Суд. Основной вопрос был связан с возможностью ведения боевых действий без объявления военного или чрезвычайного положения. Законодательство напрямую предусматривало только два таких правовых режима. Но Конституционный Суд в своем Постановлении от 31 июля 1995 г. N 10-П дал положительный ответ относительно возможности иных правовых режимов, при которых фактически ведутся боевые действия, но чрезвычайное или военное положение не вводится. Основа аргументации Конституционного Суда сводилась к тому, что ради защиты конституционных принципов президент может своими указами устанавливать правовые режимы, которые не установлены законодательной властью. Как отметил Конституционный Суд, из Конституции Российской Федерации не следует, что обеспечение государственной целостности и конституционного порядка в экстраординарных ситуациях может быть осуществлено исключительно путем введения чрезвычайного или военного положения. Он аргументировал позицию тем, что, по его мнению, законы «О безопасности» и «О обороне» допускают внутреннее использование вооруженных сил ради обеспечения защиты населения, территории и суверенитета и для защиты от внутренних угроз, направленных против личности, общества и государства, включая его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.
Конституционный Суд, сославшись на то, что российские законодатели не обеспечили четкое регулирование при применении вооруженных сил внутри страны, определил указ Президента как конституционный, на основании прямого действия Конституции. То есть на основании того, что Президент своим указом осуществил прямое действие заложенных в нее принципов, в частности принципа территориальной целостности и государственного суверенитета Российской Федерации (ст.4 и 5 Конституции РФ).
Однако такая позиция Конституционного Суда не была бесспорной, что отразилось в большом количестве особых мнений судей Конституционного Суда. Так судья Конституционного Суда А. Л. Кононов в своем особом мнении указал, что из Конституции Российской Федерации (статьи 56, 87, 88, 102) и действующего законодательства вытекают лишь два способа регулирования правового режима таких ситуаций — военное и чрезвычайное положение. То же, что согласно указам Президента Правительству были даны полномочия любыми средствами восстановить конституционный порядок в Чеченской Республике, в том числе с использованием вооруженных сил, является нарушением Конституции РФ. Таким образом, согласно судье А. Л. Кононову, президент нарушил конституционный принцип разделения властей. Нельзя не отметить диаметральную противоположность взглядов судей, принявших постановление, и судьи А. Л. Кононова.
В особом мнении В. О. Лучина говорится, что реализация данных указов напрямую связана с текстом указов. А поскольку в результате реализации ликвидированы гарантии права граждан на жизнь (статья 20 Конституции), на неприкосновенность жилища (статья 25), на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (статья 27) и др., достоинство личности (статья 21), то данные указы не могут считаться конституционными.
«Конституционный строй, замешанный на крови, людском горе и бедах как дорога не ведущая в храм, теряет свое основное предназначение — служить Человеку».
Фактически интерпретация судьи Лучина основана на том, что функционирование указа Президента нарушает основные права человека, гарантированные Конституцией, то есть, как и Конституционный Суд, он приводит аргументы функционального толкования, но противоположные аргументам Конституционного Суда.
Приведенный пример с постановлением Конституционного Суда наглядно демонстрирует невозможность единообразного, а следовательно, и общеобязательного толкования лишь на основе выяснения значения текста нормы. Само наличие множества различных принципов, противоречащих друг другу, затрудняет однозначность решения. Например, принципы, регулирующие функционирование государства, и принципы, которые регулируют функционирование гражданского общества в данном государстве. Даже принципы, гарантирующие права и свободы граждан при определенных обстоятельствах могут войти в противоречие с принципами, которые направлены на защиту данных прав и свобод. Возможны обстоятельства, когда для защиты прав и свобод одних граждан необходимо нарушить права и свободы других. И постановление Конституционного Суда №. 10-П от 31.07.1995 наилучший этому пример.
Не менее важен вопрос значения самого толкования нормы судом в формировании правосознания общества. Социальная жизнь нормы начинается именно с момента ее реализации, и судебное применение играет здесь главенствующую роль. Например, применение какой либо нормы может продемонстрировать обществу функционирование основных конституционных принципов в реальной жизни, В случае резонансных дел, получивших широкую известность в обществе, толкование нормы определенным образом может влиять на дальнейшее поведение в обществе.
На данном этапе развития российского общества особое значение имеет сохранение межнационального мира в Российской Федерации, и различные общественные организации требуют более активно применять статью 282 УК РФ: «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Широкую известность получило дело о нападении на московскую синагогу А. Копцева, в результате которой были ранены девять человек. Московский городской суд 27 марта 2006 признал Копцева виновным по ч. 3 ст. 30 УК РФ (покушение на совершение преступления) и ч. 2 ст. 105 (убийство). По ст. 282 УК РФ Копцев виновным признан не был, поскольку суд посчитал недоказанным намерение Копцева своими действиями возбудить в ком-то из посторонних лиц национальную и религиозную вражду. Защита пострадавших с приговором не согласилась и приговор обжаловала. Верховный суд отменил данное постановление, и отправил дело на новое рассмотрение. 15 сентября 2006 г. новый состав суда признал Копцева виновным по статье 282 УК РФ. Особый интерес это дело представляет тем, что в нем очень четко был обозначена социальная роль права и судебных органов, его реализующих. Государственное обвинение и защита потерпевших старались акцентировать внимание на том, что признание данного деяния разжиганием национальной вражды будет серьезным прецедентом для борьбы с ксенофобией. Однако правовая сторона данного дела весьма не однозначна. Несомненно, имел место мотив национальной ненависти, что согласно п. «е» ч. 1 ст. 63 является отягчающим обстоятельством. Но преступление указанное в статье 282 УК является преступлением против Основ конституционного строя и безопасности государства. То есть преступление имеет место, только если наличествует попытка установить некий стереотип поведения, который несет опасность государству. Для чего необходимо, чтобы преступление побуждало иных лиц к действиям мотивированным ненавистью к определенным признакам людей, как то их пол, национальность, язык, религия, принадлежности к какой то социальной группе, или желанием унизить их человеческое достоинство. Само унижение человеческого достоинства, не важно по каким мотивам имеющее место, будет преступлением против личности, К тому же, по мнению большинства правоведов, преступление предусмотренное статьей 282 УК РФ совершается только с прямым умыслом. Виновный осознает характер своих действий и желает их совершить. Суд, не признавший Копцева по данной статье, ссылался именно на недоказанность умысла разжечь ненависть у иных лиц, как на мотив преступления. Суд, согласившийся с доводами защиты потерпевших, посчитал, что само сознательное действие в публичном месте (синагоге) оказало влияние на иных лиц. Однако в таком случае данное деяние могло быть совершенно и с косвенным умыслом.
Проблема различной интерпретации поступка связана именно со сложностью толкования самой нормы установленной в статье 282 УК РФ. По сути, в ней нет четкого указания на то, что только умышленные действия с целью воздействия на сознание людей могут входить в состав данного преступления. Правда, можно интерпретировать статью, и так, что любые действия, которые разжигают или могут разжечь национальную рознь, подпадают под статью 282 УК РФ. Однако это отнюдь не является бесспорным с точки зрения обеспечения безопасности. Ведь чувствительность к национальным проблемам у разных людей различна. То, что для одних покажется нормой, другие поймут как проявление ненависти. В России, к сожалению, происходит множество конфликтов, в том числе и на национальной почве. И каждый такой случай для тех или иных людей, особенно с националистическими убеждениями, будет примером ненависти. А если учесть, что статья выделяет еще ненависть и к определенным социальным группам, то ее действие может быть расширено до бесконечности.
Социальное значение судебных решений имеет огромное значение, и наличие четко установленных правил, исключающих конфликт интерпретаций, в конечном итоге предотвращает и социальные конфликты.
Разночтения при историческом способе
Разночтения при историческом способе не настолько часты, как в случае применения языкового, систематического и функционального способов. Основу для противоречий здесь составляет различное понимание правовой нормы в момент принятия и в настоящий момент. Выше говорилось, что при невозможности достоверно установить значение нормы в момент принятия, необходимо применять ее в этом значении, однако в случае непротиворечия принципам, которые обусловливают действие права в настоящем. В случае противоречия нормы, принятой раньше, норме должна действовать иная норма.
Историческое толкование обусловлено не только физическими темпоральными факторами. Существенное значение имеет смена исторических эпох, влекущая соответственно изменение правовой культуры. Особую сложность представляет изменение содержания правовых понятий при неизменности формы.
Например, некоторые преступления были указаны как в старом, так и новом Уголовных кодексах. Такое преступление как распространение порнографии указано как в ст. 228 УК РСФСР, так и в ст. 242 УК РФ. Однако смысл, который вкладывался в понятие порнографии, при принятии двух кодексов различен. По крайней мере, если следовать практике применения этих статей, поскольку до сих пор четкого понятии порнографии в российском законодательстве нет. То, за что сажали людей в советское время, ныне допустимо даже на экранах центральных телеканалов.
Какому применению права необходимо отдать предпочтение? Если, к примеру, лицо совершило действие в начале 1995 г. незадолго до введения нового УК, которое является преступлением по старому УК, но не является по новому, необходимо ли его привлекать к уголовной ответственности? С одной стороны, на тот момент действовал УК РСФСР. С другой стороны в стране уже сменен общественно-политический строй и поменялись нормы нравственности. Можно безусловно исходить из того, что закон улучшающий положение осужденного должен действовать задним числом. Однако здесь все равно необходимо толкование. Ведь вопрос не в санкции нормы, а в ее диспозиции. Если термин законодательно не определен, а лишь по факту изменилось отношение общества и в частности правоохранительной системы к определенным нормам нравственности, то это не снимает проблемы. К примеру, встречается судья у которого «старые» представления о нравственности.
В любом случае такая неопределенная ситуация порождает множество вариантов противоречащих толкований и должна устраняться путем законодательного установления значения действующей нормы в соответствие с общественно-политическими обстоятельствами, действующими на данный момент.
Ограничения различий в толковании при логическом способе
Разбирая проблему возникновения различий толкования при использовании основных способов толкования, мы исходили из гипотезы, что основа толкования всегда лежит в области языка. Историческое, систематическое, функциональное и историческое толкования, так или иначе, могут задавать контекст ограничения того смысла, который может быть выявлен в результате языкового толкования закона. Возможность различного прочтения одного и того же текста существенно подрывает унификацию толкования. Следовательно, необходимы некие правила анализа текста, которые устранят разночтение. Такими правилами при текстуальном анализе законов обладает, прежде всего, логика. Она является наиболее универсальным средством устранения противоречий в тексте в случае имеющейся возможности или средством выявления неустранимых противоречий. Насколько логика значима для процесса толкования и для правоприменения в целом, ясно выразил Г. Ф. Шершеневич: «Применение закона представляет силлогизм, в котором большую посылку составляет юридическая норма, а малою посылкою является данный случай, насколько состав юридического отношения соответствует законным предположениям».
Наличие однозначного общеобязательного толкования возможно только при строгой логической форме закона. В случае такой строгой логической формы любое различное толкование судами одной и той же нормы предполагает наличие неверного толкования, поскольку при логическом толковании противоречий быть не может.
Очень точно характеризовал противоречие в судебном решении Ганс Кельзен. «Если же конфликт существует внутри одного судебного решения (что возможно лишь в том случае, если судья душевнобольной), то наличествует бессмысленный акт, значит, как было показано выше, вообще нет никакой действительной нормы».
Конечно, очень редко можно встретить противоречащие себе решения суда. Однако все же логические противоречия встречаются в судебных решениях при применении нормативных актов. Явное логическое противоречие возникает, когда прочтение содержания нормативного акта логически никоим образом не допускает того решения, которое применяется.
Например, при ничтожности сделки необходимо следует положение о том, что все полученное по сделке возвращается сторонам. В данном случае действует строгий силлогизм, и никаких исключений для этого правила не предусмотрено. Приведем пример логического нарушения в связи с данной нормой. В решении от 17.12.2001 по уже упоминавшемуся делу №А40-45528/00-52-453 суд отказал в применении последствий недействительной сделки, хотя признал, что сделка и была недействительной. Напомним суть дела: Московский Комитет по имуществу продал организации через СГУП помещение с нарушением федерального законодательства. Прокуратура подала иск, и суд признал в конечном итоге, что сделка противоречит федеральному закону «О приватизации», следовательно, согласно статье 168 ПС является ничтожной, но отказал в применении последствий на основании того, что «АО не использует данное помещение». Сама формулировка, на основании которой было отказано в применении двусторонней реституции, не соответствует не только законодательству о недействительности сделок, но и в принципе логическим законам. Прежде всего, речь шла о продаже в собственность, следовательно, передавались не только вещи в натуре, но и права на них. Даже если бы помещение фактически не перешло к покупателю (что, как позже было установлено, не соответствовало действительности), должно было быть возвращено все полученное по сделке. Право собственности с одной стороны (в данном случае право собственности не перешло к покупателю), а с другой стороны сумма, уплаченная продавцом покупателю (факт оплаты по сделке никто не оспаривал). То есть при таких обстоятельствах с необходимостью следует возврат полученной суммы. Никакая интерпретация в рамках логических правил не может обосновать иное. Однако не только первая инстанция Арбитражного суда города Москвы приняла решение в нарушение логики, но и апелляционная инстанция этого суда присоединилась к данному нарушению, оставив постановлением от 18.02.2002 решение от 17.12.2001 в части применения последствий недействительной сделки без изменений. Только постановлением кассационной инстанции Окружного арбитражного суда решение и постановление были отменены и дело передано на новое рассмотрение. При этом в данном постановлении говорилось, что в случае признания сделки ничтожной последствия недействительности следуют с необходимостью.
Наличие логического противоречия при интерпретации правовой нормы носит особый характер, поскольку именно в таком случае можно говорить о неправильном применении нормы.
Например, возвращаясь к Постановлению Конституционного Суда от 31.07.1995 №-10-п, можно сказать, что разночтения были порождены отсутствием логически однозначного ответа относительно режима применения вооруженных сил. Если бы в законодательстве (прежде всего Конституции) было установлено, что использование вооруженных сил может быть только и только при режимах чрезвычайного или военного положения, либо иного режима, установленного законом в определенном порядке, то указы Президента невозможно было бы интерпретировать как соответствующие Конституции. Но поскольку такого прямого запрета не было, возможность разночтений сохранилась. Исходя из постулата о приоритете логического способа толкования в юриспруденции, можно обозначить те меры, которые необходимы для максимальной унификации толкования правовых норм судами.
Метки: Гражданский процесс