148x32 v1

Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

Федеральный законодатель отождествляет понятия руководитель высшего исполнительного органа государственной власти РФ и высшее должностное лицо субъекта РФ. И тот и другой относятся к исполнительной ветви государственной власти.

Некоторое время назад дискутировался вопрос о месте высшего должностного лица субъекта РФ в системе разделения властей. Если на федеральном уровне президентская власть является особой разновидностью государственной власти, занимает арбитражное положение по отношению к другим ее ветвям, то в субъекте Федерации говорить об относительно самостоятельной "президентской" или "губернаторской" власти представляется неоправданным.

Под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Процедура наделения полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента России появилась в российском конституционном законодательстве сравнительно недавно. Она обусловлена необходимостью обеспечения единства системы исполнительной власти в России в соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, особым местом Президента России в системе органов государственной власти РФ и явилась закономерным следствием укрепления вертикали исполнительной власти в стране.

До этого длительное время (с середины 90-х гг. XX века) существовал иной порядок наделения полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, заключающийся в его избрании гражданами России, проживающими на территории соответствующего субъекта РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ избиралось на срок не более 5 лет и не могло замещать указанную должность более двух сроков подряд. Определенный интерес представляло в этом плане Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах Президента Республики Саха (Якутия)" от 9 июля 2002 г. N 12-П, согласно которому для субъектов России, законодательство которых на момент вступления в силу рассматриваемого Федерального закона, не содержало ограничения числа сроков избрания одного и того же лица на должность высшего должностного лица субъекта РФ, первым сроком из числа двух возможных для любого лица является срок, на который оно было избрано после 19 октября 1999 г. Субъекты РФ, которые в порядке опережающего правового регулирования предусмотрели в своих конституциях и уставах не противоречащее названному общему принципу ограничение, вправе самостоятельно решить вопрос о том, как следует исчислять указанные сроки - продолжается ли исчисление, ранее установленное субъектом РФ, либо оно начинается после вступления в силу Федерального закона.

В субъектах Федерации существовали специфические характеристики избрания высшего должностного лица субъекта РФ. В юридической науке эти особенности классифицировали по нескольким основаниям: в зависимости от порядка избрания (прямые или косвенные выборы); в зависимости от круга лиц, обладающих правом баллотироваться на пост высшего должностного лица субъекта; в зависимости от срока полномочий высшего должностного лица субъекта; в зависимости от порядка вступления в должность.

Современное понимание идеи сдержек и противовесов допускает наличие у органов государственной власти взаимных полномочий в учредительной сфере. В этой связи участие парламента в процессе наделения полномочиями руководителя высшего органа исполнительной власти региона можно оценить только с положительной стороны. Кроме того, предусмотрен определенный переходный период. Избранное высшее должностное лицо субъекта РФ продолжает осуществлять свои полномочия до истечения срока полномочий, установленного конституцией (уставом) субъекта РФ в соответствии с федеральным законом. При этом оно может до истечения установленного срока полномочий поставить перед Президентом России вопрос о доверии и досрочном сложении своих полномочий.

Решение о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ в однопалатном парламенте принимается на заседании единственной палаты - всего органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ. В двухпалатном парламенте - на совместном заседании палат. Процедура наделения лица полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации должна соответствовать и осуществляться в порядке, установленном федеральным и региональным конституционным законодательством.

Президент Российской Федерации вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) из числа кандидатур, предложенных политической партией в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях").

В случаях, предусмотренных пунктом 14 статьи 26.1 Федерального закона "О политических партиях", Президент Российской Федерации определяет кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе из лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров, и вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Перед внесением Президентом Российской Федерации представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проводятся консультации по представляемой кандидатуре.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 14 дней со дня внесения представления (повторного представления).

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов каждой из палат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не принял решение о наделении представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или о ее отклонении либо отклонил указанную кандидатуру, проводятся консультации с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и политической партией, внесшей Президенту Российской Федерации предложение об этой кандидатуре. С учетом результатов консультаций Президент Российской Федерации вправе повторно внести представление о кандидатуре и (или) назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Представление о кандидатуре может быть повторно внесено Президентом Российской Федерации не позднее 14 дней со дня истечения срока принятия соответствующего решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или не позднее 14 дней со дня отклонения кандидатуры, первоначально внесенной Президентом Российской Федерации.

В случае, если после повторного внесения Президентом Российской Федерации представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не принял решение о наделении представленной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или о ее отклонении либо отклонил указанную кандидатуру, Президент Российской Федерации проводит консультации с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и политической партией, внесшей Президенту Российской Федерации предложение об этой кандидатуре. С учетом результатов консультаций Президент Российской Федерации вправе принять решение о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и (или) назначении временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решение Президента Российской Федерации о назначении временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается в форме указа.

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Не могут быть представлены в качестве кандидатур высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) граждане Российской Федерации:

  • имеющие неснятую или непогашенную судимость;
  • содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
  • которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предъявлено обвинение в совершении преступления;
  • подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и (или) 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию);
  • признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности данного субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Ограничения, установленные настоящим пунктом в части, касающейся замещения должностей федеральной государственной службы, не применяются в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Установление предельного пятилетнего срока, на который гражданин наделяется полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа власти) субъекта РФ является вполне обоснованным. Оно призвано воспрепятствовать узурпации власти и ее злоупотреблению на региональном уровне. Конкретный же срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ определяется в конституции (уставе) субъекта Федерации. Как правило, он также составляет пять лет, хотя может быть и короче - четыре года (республики Алтай, Коми). Такой срок нахождения в должности представляется достаточным для реализации намеченного. В то же время согласно федеральному законодательству одно и тоже лицо может занимать пост высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа власти) субъекта РФ неограниченное количество раз.

Как правило, срок нахождения на посту руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ начинает течь со дня вступления его в должность, который является днем принесения им присяги. Исполнение полномочий высшего должностного лица субъекта РФ прекращается в день вступления в должность гражданина, вновь наделенного полномочиями руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. До вступления в должность гражданина, вновь наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, его полномочия исполняет прежний руководитель высшего исполнительного органа власти субъекта РФ.

Текст присяги, сроки ее принесения различны в субъектах Федерации и определены в конституциях (уставах) субъектов РФ.

Зависимость устанавливаемого в конституции (уставе) субъекта Федерации наименования должности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ от исторических, национальных, иных традиций, местных особенностей определенного субъекта России обуславливает их различие. Например, в республиках Адыгея, Бурятия, Тыва - Президент; в республике Коми - Глава республики; в Карелии и Хакасии - Председатель Правительства; в Тверской, Ленинградской, Калужской, Саратовской областях, городе Санкт-Петербург - Губернатор; в Костромской, Новгородской областях - Глава администрации. В ряде регионов допускается двойное название. Так, в Ростовской, Калининградской областях - "Глава администрации (губернатор) области"; в Самарской области - "Губернатор (глава администрации) области". И лишь в Москве - городе федерального значения высшее должностное лицо именуется Мэром.

Различие в наименовании поста высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа власти) субъекта РФ не означает неравенство в их правовом статусе.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ реализуются им непосредственно или через региональные органы исполнительной власти: высший орган исполнительной власти, отраслевые, функциональные и территориальные органы. В некоторых субъектах Федерации закрепляется, что высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа власти) субъекта РФ в течение всего срока полномочий пользуется неприкосновенностью на территории соответствующего региона. Устанавливаются материальные, социальные и иные гарантии его деятельности.

Представляя соответствующий субъект Федерации в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, при осуществлении внешнеэкономических связей, он вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ. В указанных отношениях руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ выступает не столько представителем региональной исполнительной власти, сколько представителем всего субъекта Федерации, всего его населения. Таким способом реализуются представительские функции высшего должностного лица субъекта РФ.

К числу полномочий высшего должностного лица относится его право обнародовать либо отклонять законы субъектов Федерации, принятые парламентом соответствующего субъекта.

Формирование высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации, а также принятие решения об его отставке является прерогативой высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Обычно это происходит в следующих случаях: а) в результате смены высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ; б) если региональный парламент выразит недоверие высшему органу исполнительной власти субъекта РФ, а высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ согласится с этим решением; в) при добровольной отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; г) в любой момент, когда высшее должностное лицо (руководитель высшего органа исполнительной власти) субъекта РФ сочтет деятельность высшего регионального органа исполнительной власти неэффективной.

Несмотря на значительное усмотрение высшего должностного лица субъекта Федерации в решении указанных вопросов, конкретное их осуществление должно проходить в соответствии с региональным законодательством. Согласно законодательству субъекта РФ может быть предусмотрена дача обязательного согласия органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации при назначении на определенные (ключевые) посты должностных лиц высшего органа исполнительной власти субъекта России, а также при снятии их с должностей. При этом чрезмерное вмешательство законодательного органа власти субъекта РФ в процесс формирования региональной исполнительной власти недопустимо, так как в противном случае нарушается основополагающий конституционный принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ).

По общему правилу и в соответствии с регламентом регионального парламента заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ созываются его председателем. Вместе с тем, федеральным законодательством предусмотрено право высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ требовать внеочередного заседания регионального парламента, которое должно быть удовлетворено. Данное право обусловлено значительными полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ в правотворческой сфере. Причины созыва внеочередного заседания представительного органа власти субъекта РФ по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ федеральным законодателем не установлены. Имеются достаточные основания полагать, что речь идет о случаях необходимости неотложного решения вопросов региона, относящихся к компетенции регионального парламента, а также целесообразности получения региональными органами исполнительной власти поддержки и консультативной помощи в решении тех или иных вопросов социально-экономического развития субъекта Федерации.

В основном в конституциях (уставах) субъектов РФ прописан конкретный срок, в течение которого вновь избранный региональный парламент собирается на свое первое заседание. В то же время, на федеральном уровне предусмотрено право высшего должностного лица субъекта РФ созыва парламента субъекта Федерации на первое заседание ранее установленного в региональном законодательстве срока. Так, согласно Уставу города Москвы Московская городская Дума нового созыва собирается на свое первое заседание по праву на тридцатый день после дня избрания. Первое заседание Московской городской Думы может быть созвано и ранее указанного срока по инициативе Мэра Москвы. В соответствии с Уставом Омской области Законодательное Собрание собирается на первое заседание не позднее чем через три недели после избрания его депутатов. Губернатор может созвать первое заседание Законодательного Собрания до истечения этого срока.

Одним из проявлений практической реализации принципа разделения властей, а также системы "сдержек и противовесов" на региональной уровне является возможность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа власти) субъекта РФ участвовать в работе законодательного органа власти субъекта Федерации с правом совещательного голоса. Это позволяет ему информировать по определенным вопросам региональный парламент и некоторым образом влиять на его решения, а также сообразовывать позиции органов, относящихся к разным ветвям власти. Таким образом, данное право руководителя высшего регионального органа исполнительной власти выступает одним из механизмов обеспечения согласованного функционирования органов государственной власти субъекта РФ. При этом подчеркнем, что высшее должностное лицо субъекта РФ, в отличие от депутатов представительного регионального органа, обладает лишь совещательным, а не решающим голосом. Во многих субъектах Федерации представители исполнительной власти, а также иные должностные лица имеют право внеочередного выступления на заседании регионального органа законодательной (представительной) власти.

Федеративный характер Российского государства, система разделения властей на региональном уровне определяет важное место и полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в сфере обеспечения координации деятельности и организации взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ с иными региональными и федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями. При этом понятие "координация" применима к органам государственной власти субъекта РФ, а понятие "взаимодействие" относится к: а) федеральным органам исполнительной власти; б) территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти; в) органам местного самоуправления; г) общественным объединениям.

Указанные координация и взаимодействие осуществляются в следующих основных формах:

  • проведение совместных совещаний;
  • создание совместных комиссий, рабочих групп;
  • проведение взаимных консультаций;
  • заключение соглашений о взаимодействии и координации деятельности;
  • взаимное представительство сторон;
  • принятие совместных нормативно-правовых актов;
  • передача части своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством.

Закрепленный перечень полномочий высшего должностного лица субъекта России не является исчерпывающим. В соответствии с федеральным и региональным законодательством руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации обладает также следующими полномочиями:

  • является гарантом конституции (устава) субъекта РФ, прав и свобод человека и гражданина на его территории;
  • обеспечивает и защищает права и свободы граждан, территориальную целостность субъекта РФ, законность и правопорядок;
  • непосредственно или через органы исполнительной власти субъекта РФ решает вопросы регионального социально-экономического развития, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий;
  • обладает правом законодательной инициативы в региональный парламент, организует исполнение федеральных и региональных законов;
  • представляет законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ послание о положении дел в регионе;
  • представляет на утверждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Федерации проекты регионального бюджета, программ социально-экономического развития региона, а также отчеты об их исполнении;
  • определяет основные направления внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей субъекта РФ;
  • назначает и отзывает представителя субъекта РФ при Правительстве России;
  • назначает на должность и освобождает от должности члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ - представителя от исполнительной власти субъекта РФ;
  • назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с федеральным и областным законодательством;
  • обеспечивает взаимодействие высшего исполнительного и законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта РФ;
  • принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти субъекта Федерации;
  • определяет структуру органов исполнительной власти субъекта РФ;
  • отменяет или приостанавливает действие правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия федеральному и региональному законодательству;
  • формирует и возглавляет Совет безопасности субъекта РФ;
  • согласовывает назначение прокурора субъекта РФ;
  • вносит предложения в соответствующие федеральные органы исполнительной власти об освобождении от должности руководителей их территориальных органов, подразделений и должностных лиц, действующих на территории субъекта РФ;
  • участвует в решении кадровых вопросов при назначении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных организаций, действующих на территории субъекта Федерации;
  • представляет законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ кандидатуры для назначения на должности мировых судей;
  • представляет законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ кандидатуры для назначения на должности судей конституционного (уставного) суда субъекта России;
  • участвует в формировании Контрольно-счетной палаты субъекта РФ;
  • участвует в формировании Избирательной комиссии субъекта РФ;
  • назначает своих полномочных представителей в органы государственной власти субъекта РФ и федеральные органы государственной власти;
  • издает по вопросам своей компетенции нормативные правовые акты;
  • награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, присуждает премии и стипендии субъекта РФ;
  • отрешает от должности главу муниципального образования и главу местной администрации;
  • принимает решение о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти субъекта РФ соответствующих полномочий органов местного самоуправления;
  • ходатайствует перед арбитражным судом о введении временной финансовой администрации муниципального образования;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Таким образом, обобщая полномочия главы исполнительной власти субъекта РФ можно представить в следующем виде: представительские и иные полномочия как высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего регионального исполнительного органа государственной власти); полномочия в сфере осуществления законодательной власти; полномочия в сфере осуществления исполнительной власти.

В реальной жизни могут возникнуть ситуации, когда высшее должностное лицо (руководитель высшего органа исполнительной власти) субъекта РФ временно не сможет исполнять свои обязанности. Федеральный законодатель указывает перечень причин этого а) отпуск; б) болезнь. К сожалению, данный перечень не включил в себя командировку и иные основания, в связи с чем, его не следует считать исчерпывающим.

Конкретный период временного неисполнения высшим должностным лицом субъекта РФ своих обязанностей в федеральном законодательстве не указан. Представляется, он должен соответствовать приблизительно трем месяцам. При большем сроке следует говорить о досрочном прекращении полномочий руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. Окончательное решение данного вопроса отдано на усмотрение регионального законодателя.

Во всех указанных случаях полномочия высшего должностного лица субъекта РФ временно исполняет иное должностное лицо субъекта России, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта Федерации. Это могут быть вице-президент (Республика Саха (Якутия), премьер-министр (Республика Татарстан), заместитель Главы Республики (Республика Коми), вице-губернатор (Еврейская автономная область), Председатель Народного Хурала (Республика Бурятия). Данное положение обусловлено необходимостью непрерывности осуществления государственной власти.

Временно исполняющий обязанности руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ обладает ограниченной компетенцией, что, в частности, выражается в невозможности им роспуска регионального парламента, а также в не наделении его правом инициативы изменения конституции (устава) субъекта РФ.

Если в региональном законодательстве не предусмотрено конкретное должностное лицо, временно исполняющее обязанности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, то его полномочия осуществляет лицо, назначенное Президентом России.

Конституционное закрепление правового характера Российского государства (ст. 1 Основного Закона страны) означает подчинение праву всех его органов и должностных лиц. В процессе осуществления своих полномочий высшее должностное лицо (руководитель высшего органа исполнительно власти) субъекта РФ обязано соблюдать как федеральное законодательство: Конституцию РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы, так и региональное законодательство: конституцию (устав) субъекта РФ; законы субъекта Федерации. Кроме того, практическая реализация конституционного требования единства системы исполнительной власти в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения России и ее субъектов налагает на высшее должностное лицо субъекта РФ обязанность исполнять подзаконные федеральные нормативные правовые акты: указы Президента РФ и постановления Правительства России. Данная норма представляется усеченной. Исходя из положения, зафиксированного в ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, вполне логичным является предъявление требования к руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России исполнять также и нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств.