Общественные объединения потребителей существуют во многих государствах мира не один десяток лет. В России движение потребителей появилось в сентябре 1988г. – Ленинградский клуб потребителей, чуть позже - Московский союз потребителей. Потом стали возникать подобные объединения в Новосибирске, Свердловске, Челябинске и других городах.
Граждане вправе на добровольной основе объединяться в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным Законом от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях» №82-ФЗ, уставами указанных объединений и законодательством РФ.
В соответствии со ст.45 Закона «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных уставом указанных объединений (ассоциаций, союзов) вправе:
- участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
- проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
- распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
- вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров, по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг) не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством РФ о техническом регулировании обязательным требованиям;
- вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам РФ;
- обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Главное отличие общества потребителей от государственных органов по защите прав потребителей - их независимость от государства, от политики, от бизнеса. Например, в ситуации, когда глава администрации города выносит постановление, ущемляющее права потребителей, отдел по защите прав потребителей при администрации вряд и сможет выступить против своего руководителя, а общество потребителей в состоянии это сделать и добиться отмены незаконного постановления.
Кроме того, общества потребителей очень мобильны. Их деятельность не связывают никакие инструкции и бюрократические согласования. Если сотрудник общества утром столкнулся с каким-то нарушением потребительских прав одного человека или целого района, даже города, то уже вечером общество может начать их защищать.
В последние годы на первые позиции в деятельности независимых организаций потребителей вышли информационное и правозащитное направления. Это легко объяснимо: чем больше людей через радио, газеты и телевидение узнает о своих правах, тем труднее будет их обманывать, продавать им некачественные товары и оказывать плохие услуги.
Общественные объединения не имеют полномочий штрафовать нарушителя и действуют, как правило, через суд, оказывая реальную помощь потребителям.
Несколько лет назад Правительство России приняло постановление, которым запретило продажу автомобилей с правым рулевым управлением. Автолюбителям, имеющим такие автомобили, было предложено в течение полутора лет перенести рулевое управление на левую сторону. Необходимость запрета правительство объяснило заботой о безопасности граждан: по данным статистики, процент аварий по вине «праворулевых» автомобилей был довольно значительным.
Московский союз потребителей (МСП) обратился в суд с требованием обязать правительство определить механизм возмещения потребителям расходов по перестановке рулевого управления. Право правительства, объясняли юристы МСП, установить запрет на использование тех или иных товаров. Однако возлагать на собственника какие-либо обязательства, тем более денежные, противозаконно. Закончилось все благополучно для автолюбителей. Правительство, вероятно, подсчитав, в какую сумму государству обойдется выплата компенсаций на перестановку рулевого управления, отменило постановление до начала судебного процесса.
Понятно,. что в подобной ситуации только организация, независимая от государства, могла выступить против решения правительства.
Организации потребителей при обращении в судебные органы в интересах потребителей освобождаются от уплаты госпошлины. В случае удовлетворения иска, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц или отдельного потребителя, суд принимает решение о возмещении общественному объединению судебных расходов, связанных с рассмотрением дела и штраф пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом потребителю, взыскивается в пользу общественного объединения (п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей»).