yurist 77 logo

Права и обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Основным субъектом, к которому направлены требования охраны труда, является работодатель, который обязан обеспечить (ст. 212 ТК РФ):

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда (для этого, проводятся следующие виды инструктажей: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой), стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда. При этом, исполнение указанных обязанностей, в соответствующем случае, предусмотренном ст. 76 ТК РФ, создаёт дополнительную обязанность работодателя, который обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование и учёт, в установленном ТК РФ, федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В качестве примеров несчастных случаев можно назвать падение с высоты, ушибы, вывихи, переломы, порезы, травматические ампутации различных частей тела, ожоги, обморожения, воздействие электрического тока, наезд машин и др., последствия которых могут быть самыми различными: от микротравм, не вызывающих даже временной потери трудоспособности, до смертельного исхода;
  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  • выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда, которое осуществляется при поступлении на работу;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (иного, уполномоченного работниками органа) в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, для принятия локальных нормативных актов и ряд иных, установленных ТК РФ, федеральными законами, обязанностей.

Анализируя положения законодательства по охране труда, можно сделать вывод, что ряд норм, содержащихся в ст. 212 ТК РФ, не являются нормами прямого действия, а лишь обозначают те или иные принципиальные положения, предусматривающие обязанности работодателя по обеспечению условий и охраны труда, т.е. являются отсылочными к соответствующим статьям ТК РФ и другим нормативно-правовым актам.

Тем не менее, в перечне ст. 212 ТК РФ законодатель достаточно детально установил тот объём необходимых действий и обязательств, с помощью которых работодатель принуждён выполнить предписание законодательства и создать допустимые, с точки зрения закона, условия труда. В качестве меры воздействия на работодателя при невыполнении возложенных на него обязательств, Кодексом об административных правонарушениях РФ (ч. 1 ст. 5.27. КоАП РФ), предусмотрено наказание.

Детализацию обязательств работодателя дают нормы законодательства, разработанные и принятые профильными министерствами и ведомствами Правительства РФ в соответствии со ст. 212 ТК РФ.

В числе основной обязанности работодателя, на рассмотрении которой мы обращаем особое внимание, следует определить обязанность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда – под чем законодатель подразумевает «систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя».

При этом необходимость в указанной аттестации направлена на получение ряда требуемых результатов, а именно:

  • на осуществление оздоровительных мероприятий, посредством планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
  • на ознакомление работающих с условиями труда, в т.ч., посредством включения в трудовой договор условий труда работников;
  • для сертификации производственных объектов, а также,
  • для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Помимо этого полученные результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются в целях:           

  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установлении диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
  • рассмотрения вопроса о прекращении или приостановлении эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни или здоровья работников;
  • составления статистической отчётности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда;
  • применения административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением ими законодательства об охране труда.

Таким образом, аттестация рабочих мест разрешает практически весь круг вопросов, образуемых из требований охраны труда.

Сроки проведения аттестации рабочих мест устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не могут быть реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Причём, обязательной и вне графика, переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты.

Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривает:

  • составление перечня всех рабочих мест;
  • выявление опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке с целью определения фактических значений их параметров.

Для организации и проведения аттестации издается приказ, в соответствии с которым создаются аттестационная комиссия, назначаются председатель аттестационной комиссии, члены комиссии и ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, а также определяются сроки и график проведения работ по аттестации.

При аттестации рабочих мест комиссией проводится оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений. При этом, учитываются обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность этих средств.

Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются: производственное оборудование, приспособления, инструменты, а также обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда.

Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений. Инструментальные измерения физических, химических, биологических и психофизиологических факторов, эргономические исследования должны выполняться в процессе работы, т.е. при проведении производственных процессов, в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты.

Полученные инструментальные измерения уровней производственных факторов фиксируются и оформляются протоколами.

Допустимая и достаточная оценка опасных и вредных производственных факторов на аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих местах образуется на основании данных, полученных при аттестации не менее 20% таких рабочих мест.

При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты – оно признается аттестованным. В случаях, когда на рабочем месте фактически полученные значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы (требования) по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты или не соответствуют существующим нормам условия труда на таком рабочем месте – оно относится к вредным или опасным.

В таком случае при отнесении условий труда к вредным, рабочее место признаётся условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными правовыми актами по охране труда в план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

Здесь важное уточнение состоит в том, что при сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда условно аттестованное рабочее место не засчитывается как аттестованное.

В случае отнесения условий труда к опасным, рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

Полученная информация о результатах аттестации рабочих мест доводится до сведения работников организации.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы Государственной экспертизы условий труда РФ.

Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несёт работодатель.

Важную регулятивную особенность побудительного свойства закрепляет ч. 4 ст. 219 Трудового кодекса РФ, согласно которой, в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтверждённых результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются. В таком случае, работодатель приобретает право на саморегуляцию в вопросах охраны труда в пределах своего предприятия. Это экономически стимулирует работодателя к обеспечению безопасных условий труда на рабочих местах и, в настоящее время, эта норма в том или ином виде уже встречается и в подзаконных нормативных актах: в списках должностей, профессий, работ, инструкциях по их применению, типовых перечнях и др.

В рамках рассмотрения настоящего вопроса необходимо обратить внимание на регулятивный фактор, оказывающий существенное влияние на действенность законодательного требования соблюдения нормативных требований охраны труда. Согласно правилам ст. 216.1 ТК РФ, управомоченным органом в установленном Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244, порядке может быть проведена государственная экспертиза условий труда. Такая экспертиза осуществляется в целях оценки:

  • качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Основанием её проведения выступают определения судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей (их объединений), работников, профсоюзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов соцстрахования РФ.

Подобной нормой в ТК РФ, законодатель ввёл, помимо рекомендательно-побудительного фактора, стимулирующего работодателя к усилению деятельности, направленной на улучшение охраны труда, путём соблюдения требований охраны труда по трудовому законодательству РФ, дополнительный контрольно-надзорный механизм.

Таким образом, подытоживая рассмотрение вопроса о правах и обязанностях работодателя в сфере охраны труда следует указать на подробную детализацию направлений деятельности работодателя в сфере охраны труда и отметить то, что права и обязанности, установленные ст. 212 ТК РФ, свои конкретизацию и нормирование получают в специальных нормативных актах, издаваемых Минтруда РФ и другими, уполномоченными им органами исполнительной власти, обязательными к учёту работодателем.


+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Юридические статьи;
  • Образцы документов.