yurist 77 logo

Особенности трудоустройства несовершеннолетних граждан

При трудоустройстве и заключении трудового договора несовершеннолетние отнесены к категории граждан, испытывающих трудности в поисках работы. Особенности молодежи как социально-демографической группы определяют ее невысокую конкурентоспособность на рынке труда и являются не привлекательными для работодателя. Понятно, что «недостатки» в качестве рабочей силы молодежи в значительной степени связаны с ее возрастом, и с течением лет в той или иной мере могут быть устранены.

Однако в условиях неопределенности рыночной ситуации российские работодатели в подавляющем большинстве не хотят тратить время и средства на «взращивание» молодого работника в своем коллективе до состояния зрелого специалиста, а предпочитают нанимать уже сформировавшихся опытных специалистов.

В период оживления экономической жизни в стране, стоящие перед Россией задачи ускорения темпов роста, ликвидация бедности, развитие наукоемких технологий требуют принципиального изменения политики государства по отношению к молодежи и, прежде всего, к вопросам ее профессиональной подготовки и трудоустройства.

По данным Госкомстата РФ, почти пятая часть безработных в стране (около 1,3 млн. человек) - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В данной группе безработных молодежь до 20 лет составляет 33,7 %, что не в полной мере согласуется с международными трудовыми нормами. Международно-правовое регулирование труда ставит целью содействовать полной, продуктивной и свободно избранной занятости трудоспособного населения. Так, ст. 1 Конвенции МОТ № 122 (1964г.) «О политике в области занятости» обязывает государство в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости осуществлять в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Сложности с трудоустройством молодежи не могут не сказаться отрицательно на других сферах жизни. К числу прочих молодежных проблем следует отнести ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. Ставка на рыночные отношения влияет на уменьшение объема медицинских услуг, оздоровления подростков. В 2007 г. к началу оздоровительного сезона детей и подростков приняла 41656 здравниц, в предыдущем году их было 61619. Лишь 63 % юношей пригодны к военной службе.

Не уменьшается число несовершеннолетних, вовлекаемых в преступную деятельность. В 2008г. за различные правонарушения в управление внутренних дел было доставлено 1 млн. 115 тыс. несовершеннолетних. При отсутствии единого банка данных и статистики, которой можно доверять, Генеральная прокуратура России, ориентируясь на средства массовой информации и другие источники, полагает, что у нас беспризорной вольницы не два, а около 4 млн.

Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего специального профессионального образования является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Трудоустройству и профессиональному обучению несовершеннолетних должно уделяться первостепенное внимание всех уровней власти, должностных лиц, работодателей, общественных организаций и иных структур, в сферу деятельности которых входят эти вопросы.

Решать возникающие проблемы с трудоустройством несовершеннолетних помогает квотирование рабочих мест, которое является одной из дополнительных гарантий занятости молодежи. Под квотой понимается минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

Необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет предусмотрена Федеральными законами: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Следует отметить, что в Трудовом кодексе РФ отсутствует статья о квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи. Однако в целях обеспечения социальной защиты несовершеннолетних граждан органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления устанавливают квоту для приема несовершеннолетних на работу, вопросы квотирования регламентируются их нормативно-правовыми актами. Размер квоты и сроки ее действия определяются указанными органами с привлечением соответствующего территориального органа государственной службы занятости населения, органа по труду и общественной организации, представляющей интересы молодежи, и утверждаются на срок не менее календарного года.

Квотирование осуществляется для трудоустройства выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также для лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, подростков, оставивших учебу, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания, и др.).

Так, постановлением Главы г. Тулы «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите» установлена квота для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющим численность более 100 человек, в размере не менее 1,5 процента для трудоустройства лиц, относящихся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе несовершеннолетних граждан (за исключением инвалидов).

Трудоустройство молодежи в счет установленной квоты производится работодателем по направлению территориальных органов службы занятости населения. Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или выделяет определенное количество рабочих мест, предусмотрев в случае необходимости специальное оборудование. При этом Комитет по труду и занятости населения мэрии совместно с органами опеки и попечительства администраций районов города в течение трех лет работы обеспечивают контроль за адаптацией выпускников учреждений на производстве.

Введение квоты для несовершеннолетних свидетельствует, что работодатель не вправе принять на это рабочее место взрослого работника.

Если к работодателю одновременно обращается несовершеннолетний с направлением от службы занятости и несовершеннолетний без такого направления, то работодатель вправе заключить трудовой договор с любым из них.

В случае отказа в приеме на работу несовершеннолетнего, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении отметку о дне явки и причине отказа и возвращает направление. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суде.

В соответствии с законодательством о занятости несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях трудоустройства, выбора профессии, возможности получения профессионального обучения.

Обеспечению рационального трудоустройства несовершеннолетних способствует, гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг, включающий, в частности, оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи работающей молодежи в первые 3 года трудовой деятельности. Граждане, достигшие возраста 16 лет, на основании ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» могут быть признаны безработными.

В целях обеспечения трудоустройства граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности, служба занятости наравне с подходящей работой вправе предложить профессиональную подготовку. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же специальности) дважды.

В приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку среди безработных граждан, предоставлено право выпускникам общеобразовательных учреждений. Гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии, специальности, выплата пособия по безработице в каждом ее периоде не может превышать 6 месяцев (в суммарном исчислении) в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан- 12 месяцев (в суммарном исчислении) в течение 18 календарных месяцев (ст. 31 Закона о занятости).

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в области.

Органы службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

Временная занятость безработной молодежи может быть обеспечена путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ, т. е. общедоступных видов трудовой деятельности, как правило, не требующих предварительной профессиональной подготовки работников, имеющих социально полезную направленность (благоустройство территории, восстановление памятников архитектуры, уход за престарелыми и детьми в соответствующих учреждениях и т. д.).

Субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно регулировать вопросы трудоустройства работников в возрасте до 18 лет. Так, в соответствии с Постановлением Главы г. Тулы «Об утверждении Положения о реализации мероприятий по содействию занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет» и Постановлением Главы г. Тулы «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет с использованием средств местного бюджета» основными направлениями деятельности при реализации мероприятий по организации занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет являются: изучение потребности несовершеннолетних граждан в трудоустройстве на временные работы на основе данных опросов учащихся учебных заведений, подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, отделах по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних граждан; участие в организации временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан; информирование несовершеннолетних граждан о планируемых мерах по организации их временного трудоустройства; направление несовершеннолетних граждан для трудоустройства на временные рабочие места.

В г. Узловая Тульской области на основании Постановления Главы администрации МО Узловский район от 01.06.2009г. №540 «Об организации занятости несовершеннолетних граждан на территории МО Узловский район», принятого в соответствии с комплексной районной целевой программой «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007-2010 годы», утвержденной решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 26.10.2006г. № 21-174, руководителям предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности рекомендовано оказывать содействие в трудоустройстве несовершеннолетних граждан на временную или постоянную работу с оплатой труда несовершеннолетних за счет собственных средств; в приоритетном порядке предоставлять рабочие места несовершеннолетним гражданам по направлениям муниципального учреждения «Центр молодежной политики». В приложении к данному постановлению содержится перечень муниципальных организаций, создающих временные рабочие места для несовершеннолетних.

Летняя занятость подростков в возрасте от 14 до 18 лет в г. Узловая Тульской области в соответствии с вышеуказанной комплексной районной целевой программой ежегодно организуется на базе структурных подразделений Комитета образования и Отдела культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта («Центр молодежной политики»), в том числе при Комитете образования на базе школ, при отделе культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта на базе парка, Центральной библиотеки, Молодежного любительского театра, при МУДО «Детско-юношеская спортивная школа» на стадионах, при МУДОД «Муниципальный подростковый центр» в подростковых клубах, путем заключения договоров «О совместной организации трудоустройства несовершеннолетних граждан на временную работу».

Данные учреждения, в свою очередь, заключают с несовершеннолетними срочные трудовые договоры с предоставлением гарантий, установленных ТК РФ.

Так, в летний период 2009 года муниципальным учреждением «Центр молодежной политики» было выдано 412 направлений несовершеннолетним гражданам на временную работу.

Наибольшее количество рабочих мест для молодых граждан было организовано в июне месяце. 300 подростков посвятили свое сводное время общественно-полезному труду и внесли личный вклад в семейный бюджет. Отделом культуры, молодежной политики, физкультуры и спорта организовано 58 рабочих мест на базе Муниципального подросткового центра, МУК «Парк культуры и отдыха», детской юношеской спортивной школы, МУК «Молодежный любительский театр». Комитетом образования на базе 20 школ организовано 242 рабочих места. Фронт работы детей разнообразен: от уборки и озеленения территории до подготовки классов к новому учебному году. Работы подсобные, не требующие квалифицированного труда.

При организации занятости несовершеннолетних приоритет отдавался подросткам с девиантным поведением и социально не защищенным категориям, как наиболее уязвимой части молодежи. Так, в трудовых отрядах работало 166 несовершеннолетних, состоящих на учете в Комитете социальной защиты населения, КДН и ЗП, внутришкольном учете.

Результатом подведения итогов по организации временного трудоустройства несовершеннолетних стало: всего за летний период было трудоустроено 394 подростка в возрасте от 14 до 17 лет, в том числе Комитетом образования организовано 254 рабочих места, отделом культуры - 124. Из средств местного бюджета израсходовано 300 тыс.500 руб., 204 тыс.623 руб. 65 коп. из средств федерального бюджета.

Однако данный комплекс мероприятий на сегодняшний день является недостаточным.

Как отмечает один из исследователей проблем трудоустройства несовершеннолетних А. В. Буянова: «В современных условиях на рынке труда даже квалифицированным, опытным специалистам не всегда удается реализовать свое право на труд в соответствии с квалификацией и имеющимися знаниями. При таких обстоятельствах трудоустройство молодежи, особенно не достигшей возраста восемнадцати лет, представляет собой весьма острую проблему. Ее решение требует развития системы гарантий обеспечения трудовых прав несовершеннолетних, совершенствования законодательного регулирования вопросов квотирования для них рабочих мест. Имеющиеся недостатки и пробелы в трудовом законодательстве, факты злоупотребления хозяйской властью работодателями снижают эффективность применения правовых норм по защите трудовых прав несовершеннолетних. В силу особенностей физического, интеллектуального и эмоционально-волевого развития они нуждаются сейчас в дополнительных гарантиях соблюдения своих прав и законных интересов. Вот почему разработка предложений по укреплению и развитию нормативных положений, регулирующие трудовые отношения с участием работников, не достигших возраста восемнадцати лет, является актуальной задачей науки трудового права».



+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Москва и область;
  • Юридические статьи.