yurist 77 logo

Особенности правового регулирования местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой сложное разноаспектное общественно-политическое и правовое явление. Современный российский законодатель воспринимает местное самоуправление в двух основных качествах:

  • как институт гражданского общества, эффективную форму самоорганизации граждан, движения по пути к человеческой солидарности, к системе государственности, в основе которой лежат общечеловеческие ценности (местное самоуправление - одна из них), а граждане имеют соответствующий комплекс правомочий, обеспеченных публично-правовой охраной и защитой;
  • как специфическую форму властвования, что следует из Конституции РФ (ст. 12, 130 - 133) и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющих обязанность государства в лице его федеральных и региональных органов власти, должностных лиц обеспечивать соответствующие права граждан на осуществление местного самоуправления, функционирование территориальных самоуправленческих структур, правовыми средствами защищать сферу местного самоуправления в целом. Главная сущностная характеристика местного самоуправления - самостоятельность, понимаемая не как абсолютная независимость от всей системы властвования, а как автономность в пределах своих полномочий, в правовых границах автономности местного самоуправления.

Таким образом, исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти в соответствии с формулировкой ст. 12 Конституции РФ «необходимо трактовать не как потерю ими государственно-властной природы, а как установление своеобразного разделения государственных функций "по вертикали", специфического уровня и формы властвования.

Местное самоуправление — это целостное социальное образование, обладающее системными качествами в составе социальной системы. Оно носит негосударственный характер, так как управляющей стороной выступает орган местного самоуправления, формируемый населением.

Грани между субъектом и объектом в системе местного самоуправления подвижны и относительны. Так, орган местного самоуправления или должностное лицо, выступая по отношению к другому органу или группе лиц в качестве субъекта управленческой деятельности, может сам являться объектом управления со стороны другого субъекта.

Субъект и объект управления могут тем самым в разных отношениях как бы меняться местами. Субъектом системы местного самоуправления является население. Объектом — также само население. Принципиальная разница между населением в роли субъекта и объекта управления в том, что как субъект население имеет публично-властные формы организации, а как объект — социальные. С другой стороны, объектом могут быть и собственные дела населения.

Необходимо подчеркнуть, что население и местные дела являются также объектом государственного управления. Коль скоро население подпадает под воздействие двух управляющих систем (местное самоуправление, государственное управление), важна задача определения компетенции, объема полномочий, осуществляемых населением и органами местного самоуправления. Общие условия установления этой сферы — вопросы местного значения. В данном случае они образуют объект местного самоуправления.

Необходимо четко провести грань между местным самоуправлением и государственным управлением, выделив основные признаки первого.

  1. Местное самоуправление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению населением самостоятельно и под свою ответственность публичной власти, которая отличается от государственного управления по форме, методам и содержанию. Местное самоуправление — это в соответствии с действующим законодательством деятельность по реализации федеральных законов, региональных нормативных актов и собственных решений.
  2. Местное самоуправление наряду с правоприменительной деятельностью осуществляет и местное правотворчество. В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме, решения представительного органа муниципального образования, а также акты главы местной администрации, который издает их по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий. Все они являются актами высшей юридической силы, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
  3. Местное самоуправление осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также реализации прав граждан на местное самоуправление. Оно осуществляется на определенной территории. Но может распространяться и на государственные объекты, которые делегированы органам местного самоуправления.
  4. Местное самоуправление — это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность, основанная на определенных объективных закономерностях. В процессе местного самоуправления решаются местные задачи и обеспечиваются как интересы отдельной местности, так и интересы государства, а также конституционные права и свободы граждан.
  5. Местное самоуправление осуществляется специальными органами. Так, в соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом местного муниципального образования. Действуя по поручению и от имени населения, эти органы не входят в систему государственной власти, наделяются полномочиями властного характера и действуют в пределах компетенции, установленной для них уставом муниципального образования. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления допускается только в предусмотренных законом случаях: при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе для проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации и при расторжении контракта с ним на основании заявления высшего должностного лица субъекта РФ.
  6. Местное самоуправление отвечает принципу законности, т.е. деятельность ее органов основывается на положениях и требованиях устава муниципального образования, который не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законодательным актам субъектов РФ. Управленческая деятельность осуществляется органами только в пределах предоставленных им полномочий и компетенции.
  7. Местное самоуправление строится на основе горизонтальных (координационных) и вертикальных (субординационных) отношений и связей. В системе местного самоуправления не существует иерархичности, так как прямая вышестоящая подсистема не существует, все элементы равны. Однако субординация элементов и подсистем в системе местного самоуправления абсолютно необходима для осуществления процесса самоуправления в ней. При условии, что принцип субординации не будет превращаться в абсолют, иначе это может привести к ослаблению возможностей системы местного самоуправления и к подмене самоуправления государственным управлением. При этом органы местного самоуправления не считались бы с интересами населения и с действительными результатами местного самоуправления. При чрезмерно жестком управлении система местного самоуправления становится нежизнеспособной и ведет к образованию местного государственного управления. Вместе с тем субординация не может быть и слишком незаметной. В этом случае свобода и беспорядочное функционирование исполнительных элементов управления приведут к дезорганизации процесса в целом и нарушению направленности на достижение определенного результата. И следствием этого будет нарушение процесса управления. Субординация всегда относительна. Ее относительность в том, что элементы управляемой стороны — объекта — в необходимых случаях могут оказывать влияние на функционирование управляющего субъекта и определять его направление. Население как объект оказывает воздействие на органы и тем самым определяет направление последнего. Так, население муниципального образования вправе заслушивать отчеты должностных лиц и депутатов и по результатам отзывать их. Необходимо заметить, что в системе местного самоуправления эти две стороны меняются местами и субординация при этом не исчезает.
  8. Местное самоуправление основывается на принципе организационности, т.е. для него характерно многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма. Так, в соответствии с законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, сход граждан, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания граждан, собрания делегатов, опрос граждан, а также и другие формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов РФ. Организационной деятельностью обладают и образуемые населением органы местного самоуправления. Эта деятельность характеризуется предметностью, общественным характером и целесообразностью.
  9. Местное самоуправление реализует полномочия юрисдикционного характера, т.е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами местного самоуправления так называемого принуждающего управления (например, назначение административных наказаний административными комиссиями, применение мер административного предупреждения или административного пресечения).
  10. Сущность местного самоуправления отражают функции, характерные для всех муниципальных образований. Выделяются такие функции, как:
  • функция управления и комплексного планирования, которая состоит в выработке управленческих решений, направленных на развитие институтов местного самоуправления, всего муниципального образования, обеспечения жизнедеятельности населения;
  • функция организации, которая состоит в обеспечении участия населения в решении вопросов местного значения;
  • функция регулирования, выражающаяся в обеспечении комплексного развития территории муниципального образования, а также обеспечении удовлетворения потребности населения в жизненно важных вопросах на основе сформированных правил, норм и методов поведения и деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц на территории муниципального образования;
  • контролирующая функция, выражающаяся в защите интересов и прав местного самоуправления;
  • функция охраны общественного порядка и прав местного самоуправления, гарантированных законом.

Таким образом, местное самоуправление как часть социального управления - это упорядочивающее воздействие субъекта управления (органов местного самоуправления, образованных населением) на объекты управления (населения) и целенаправленная организующая подзаконная и регулирующая деятельность системы органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.



+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Москва и область;
  • Юридические статьи.