148x32 v1

Основы организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Особое место среди субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. ФЗ от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на первое место в системе субъектов профилактики поставил комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

И это не случайно. Именно они - головной орган, координирующий и контролирующий деятельность всех других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - это государственные, муниципальные и общественные органы и учреждения, осуществляющие мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

К ним относятся: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", ст. 4).

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на федеральном уровне регламентируется Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967, утвердившим Положение "О комиссиях по делам несовершеннолетних". В последней редакции этого нормативного акта (от 06.08.1986) комиссии по делам несовершеннолетних определяются как органы, которые "разрабатывают и осуществляют как непосредственно, так и через соответствующие государственные органы и общественные организации мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их устройству и организации культурного досуга и подростков, а также по оказанию помощи в воспитании несовершеннолетних.

Для выработки единого подхода и принятия оперативных мер по выявлению, изъятию детей и подростков с улиц и других общественных мест, оказанию экстренной помощи безнадзорным детям региональные власти выбрали два варианта решения поставленной задачи:

  1. В соответствии с Конституцией РФ и законодательством Российской Федерации, уставом или конституцией субъекта Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в регионах установлены правовые основы образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в виде соответствующего закона субъекта Федерации. Однако в связи с не устоявшейся позицией Федерации в регламентации правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних данное регулирование имеет шаткую основу.
  2. Разработано несколько правовых актов, оперативно регламентирующих функционирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в субъекте Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ, образуя министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, утверждает положения об этих органах, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на их содержание.

Не менее значимо информационное обеспечение комиссий по делам несовершеннолетних. Задачи, возложенные на сотрудников данных комиссий, требуют от них высокого профессионализма, оперативности, качественно нового уровня деятельности. Поэтому с целью постоянного повышения уровня образования работников комиссий по делам несовершеннолетних необходимо разработать и регламентировать обязательность реализации путей информационной осведомленности. Для этого следует:

  • проводить обучение, как правило, на курсах повышения квалификации ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних в институтах повышения квалификации и подготовки работников образования;
  • отлаживать процесс взаимодействия внутри системы комиссий по делам несовершеннолетних и с общественными организациями, преследующий цель оперативного распространения образовательной и инновационной информации.

Установление правовой природы комиссий по делам несовершеннолетних должно идти параллельно с определением профессионального состава ее членов.

Исторически руководство комиссиями было возложено на заместителей председателя или секретарей исполкомов Советов народных депутатов, а ныне - на заместителей глав местных администраций, в системе которых функционируют современные комиссии (ч. 1 ст. 5 Положения о комиссиях). Но, не имея специальной профессиональной подготовки для работы с несовершеннолетними, занимаясь, помимо этого, ответственной работой в исполнительных органах, указанные лица в силу своей занятости и некомпетентности не способны осуществлять эффективное руководство комиссиями. Представляется, что проблема не может быть решена и путем замещения должности председателя комиссии работниками исполнительных органов, курирующими образование и культуру (социальную сферу).

При таком формальном руководстве комиссиями основная нагрузка по организации их работы фактически ложится на ответственного секретаря. Он является единственным освобожденным работником, штатная должность которого обязательна для всех комиссий по делам несовершеннолетних, однако никаких обязательных требований к его образованию и опыту работы в Положении о комиссиях не содержится.

Комиссия работает с детьми и подростками, т.е. с весьма специфичной категорией правонарушителей, при этом она наделена государственно-властными полномочиями по привлечению их к административной ответственности. Поэтому к кадрам комиссии должны предъявляться самые высокие требования, связанные со знанием как правовых вопросов ответственности несовершеннолетних, так и возрастной психологии отклоняющегося поведения.

Следует определить компетенцию комиссий по делам несовершеннолетних каждого уровня, их права и обязанности и формы деятельности. Тем самым будут приведены в соответствие разнообразные по структуре нормативные акты субъектов Федерации, зачастую неоправданно включающие в "Общие положения" специальные вопросы о функциональных обязанностях, об образовании и обеспечении деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и т.д. Кроме того, будет уточнена правовая природа комиссии по делам о несовершеннолетних, поскольку разнообразие ее функций отрицательно сказывается на результатах работы.

Так, нерешенность кадровых вопросов комиссии, дефекты в организации ее деятельности, приводящие к поспешному и некомпетентному разрешению конкретных дел о правонарушениях, никак не согласуются с ее полномочиями по применению к правонарушителям мер государственного принуждения, в том числе с направлением до недавнего времени несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения. Именно такое несоответствие обусловило возникновение в юридической литературе дискуссии о комиссиях по делам несовершеннолетних, длящейся много лет. Уже сегодня должны быть приняты неотложные меры, направленные на повышение эффективности административной ответственности несовершеннолетних и обеспечение их прав и законных интересов. Достичь этого можно лишь путем независимого и высокопрофессионального разрешения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, и определяющая роль здесь должна принадлежать юристу, педагогу и психологу.

Таким образом, можно утверждать, что все предпосылки для реализации прав детей в России имеются. Вместе с тем всему российскому обществу необходимо в той или иной мере принимать участие в том, чтобы права детей могли быть реализованы в полной мере. Каждый человек должен считать своим гражданским долгом оказание помощи не только своим, но и чужим детям, не должен применять к ним недозволенных методов воспитания, физического насилия. Нам всем вместе нужно бороться с возмутительными случаями, когда несовершеннолетним реализуются спиртное, сигареты. Никогда не следует подносить несовершеннолетнему рюмку водки или бокал шампанского, пусть даже и на Новый год, нельзя давать ему сигареты, тем более что закон предусматривает за это строгую ответственность, от штрафа до лишения свободы на срок до четырех лет, а для родителей, педагогов, иных лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, до пяти лет.