yurist 77 logo2

Основные направления профилактики личностных деформаций несовершеннолетних

Система предупреждения личностных деформаций несовершеннолетних включает в себя совокупность мер социального воспитания, социально-правовой охраны детства, коррекцию личности подростка на ранних стадиях отклоняющегося поведения, социальной профилактики и предупреждения преступлений. Негативные социальные отклонения несовершеннолетних- это результат деформации сознания личности под воздействием прямых и косвенных десоциализирующих факторов.

Предупреждение и устранение именно этих процессов, защита детей и подростков от негативного влияния, создание нормальных условий для их социально значимого развития должны стать ведущими направлениями в сфере предупреждения личностных деформаций несовершеннолетних. Это обеспечит перенос внимания на упреждающую нейтрализацию криминогенного окружения детей и подростков, коррекцию их личности на ранних стадиях деформации нравственного и правового сознания, применение мер административно-правового и уголовно-правового воздействия на подростков только в случаях, когда иные меры себя исчерпали.

Реализация перечисленных подходов представляется возможной лишь при условии коренного преобразования существующей совокупности государственных органов, занятых социально-правовой охраной и предупреждением социальных отклонений несовершеннолетних, и решения вопросов научного, кадрового, правового, информационного обеспечения новой системы.

Разработка теоретической модели процесса предупреждения личностных деформаций несовершеннолетних представляет собой заметный ориентир формирования системы, адекватно реагирующей на проявления противоправного поведения детей и подростков.

Применительно к преступности несовершеннолетних нужен и должен быть широкий общественный контроль, основанный на заинтересованности всего гражданского общества.

Система предупреждения должна включать как общие меры, так и специальные психолого-педагогические, специально-криминологические меры предупреждения групповых и индивидуальных преступлений несовершеннолетних и как следствие деформации их личности.

Общие меры включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, методического уровня. Это- четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий, проведение досугово-культурных мероприятий. «Подростки, не посещающие без уважительных причин учебное заведение оказываются безнадзорными и чаще совершают преступления»- считает Н. В. Машинская.

Общие меры включают также и меры воспитательные. Сюда относится не только «повышение воспитывающей роли обучения», но и гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися. Это весьма важная и острая проблема, поскольку «по официальным данным Министерства образования 46 процентов учителей даже не скрывают, что пользуются авторитарными методами без учета Конвенции о правах ребенка».

Одним из инструментов воспитательного процесса должны стать стихийно возрождаемые общественные организации подростков и молодежи (спортклубы, драмкружки, движения, самоуправление, ученические конференций и др.).

Конечно, эти общие и воспитательные меры не принесут результатов, если не будут подкреплены соответствующими социальными и экономическими мерами, связанными с социальной защитой личности, гарантирующими права на труд, отдых, социальное обеспечение.

К специальным психолого-педагогическим мерам относятся:

  • психодиагностические: изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогически запущенных учащихся, состоявших на учете в ИДН, а также имеющих судимости, прибывших из спецшкол или колоний), выявление их дружеских связей внутри образовательного учреждения и за его пределами;
  • психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, наблюдения за их межличностными отношениями;
  • психопрофилактические: использование широкого диапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, «вытесненных» из неблагополучных семей, а также из учебных групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы, училища и за их пределами.

К специальным криминологическим мерам относятся:

  • выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп, установление их внутренних и внешних связей;
  • выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы;
  • выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах;
  • разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами подростков.

Успех названных мер зависит от высокого уровня правовой и психолого-педагогической компетентности лиц, занимающихся профилактикой преступности несовершеннолетних и оказанием квалифицированной помощи тем подросткам, которые преступили закон. Даже при проведении следственных действий специалист (педагог, психолог) помогает обеспечить оптимальное эмоциональное состояние подростка; оказывает помощь в формулировке педагогически корректных вопросов, составлении плана допроса; определение оптимальной его продолжительности.

Прежде всего, каждый участник профилактической работы должен четко представлять себе особенности подростковой преступности и особенности ее профилактики. Принцип компетентности запрещает делать «все за всех», предполагает полное использование администрацией учебного заведения и его коллективом предоставленных им прав и полномочий, прежде, чем обратиться в правоохранительные органы за помощью. Вместе с тем, едва ли сможет мастер производственного обучения, классный руководитель выявить характер криминальной группы, ее структуру, лидеров, дифференцировать роли каждого, если они не владеют азами психологии и такими психологическими методами, как психологическое наблюдение, методика интервьюирования, обобщение независимых характеристик, метод самооценок, различные тестовые методики.

В профилактике групповой преступности несовершеннолетних и возможных деформаций ее потенциальных участников, важно соблюдать требования принципа взаимодействия всех сил, ведущих борьбу с преступностью несовершеннолетних.

Взаимодействие заключается:

  • в своевременном обмене информацией между участниками профилактической работы о появлении криминогенных и криминальных личностей и групп;
  • совместной разработке планов по переориентации, разобщению и пресечению деятельности криминальных групп;
  • обеспечении совместного постоянного контроля за функционированием таких групп;
  • умелом использовании преимуществ каждой из взаимодействующих сторон.

Так, члены педагогического коллектива школы, училища повседневно «видят» своих учащихся, могут более глубоко выявить их связи и отношения в школе и училище, а органы милиции- использовать свои властные полномочия по воздействию на такие группы вне учебного времени.

Индивидуальная профилактическая работа- это деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Нельзя умалять и роль общественности. Социальная адаптация несовершеннолетнего правонарушителя или подростка с намечающейся деформацией личностных качеств как индивида невозможна без активного встречного усилия социума. Здесь приемлемы все виды и формы позитивного взаимодействия, а в последние годы становится распространенным явлением взаимодействие и с религиозными организациями.

Само по себе исключение несовершеннолетнего из криминогенной среды недостаточно для его нормальной социализации, необходимо одновременное «включение его в нравственно здоровые отношения».

На любой стадии предупреждения преступлений решаются три основных вопроса: оздоровление среды, коррекция личности и оптимизация взаимодействия личности и среды.

Основными требованиями, которым должна отвечать предупреждения личностных деформаций, являются: приоритетность социально-правовой охраны несовершеннолетних относительно процесса профилактики их правонарушающего поведения; выделение в качестве детерминантов совокупности социально-психологических факторов, обусловливающих формирование различных типов несовершеннолетних преступников; применение в зависимости от вида и глубины деформированности несовершеннолетнего различных мер воздействия: психолого-педагогической коррекции, ранней профилактики деформаций личности, предупреждения преступлений.


Нашли интересное? Оставьте ссылку в социальной сети!

→ Принять участие ←

delites v sotsialnykh setyakh280

+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Задайте интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме укажите контакты для связи.

Время работы

  • пн — пт: 9:00 - 21:00;
  • спросить юриста — 24/7.