yurist 77 logo2

Органы исполнительной власти субъектов

Учреждение на региональном уровне своих органов государственной исполнительной власти является обязанностью каждого субъекта РФ. Эта обязанность обусловлена закрепленным в ст. 10 Конституции РФ принципом осуществления государственной власти в России (в том числе и на региональном уровне) на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Как и две другие ветви власти, исполнительная власть является самостоятельной и независимой. Исполнительная власть в субъекте РФ, обладая значительным аппаратом принуждения и административными полномочиями, пронизывает все сферы общественных отношений, является самой императивной из всех других ветвей власти на региональном уровне. Организации и деятельности системы органов исполнительной власти РФ не присущи принципы демократии, ибо они способны парализовать и поставить под угрозу эффективность регионального управления. Установленные федеральным и региональным законодательством полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ присущи только этой ветви власти, и ни один орган не имеет право вторгаться в ее компетенцию.

Федеральный законодатель предусматривает возможность образования целостной системы региональных органов исполнительной власти, финансирование деятельности которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, фиксируемых отдельной статьей. Система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ устанавливается законом субъекта России. Этим поставлен своего рода предел распространению полномочий исполнительной власти в области структурирования собственных органов. Однако принятие регионального закона о системе органов исполнительной власти представляет собой результат совместной деятельности органов законодательной и исполнительной власти определенного субъекта РФ. Поэтому законодательная форма определения системы органов исполнительной власти субъекта Федерации позволяет исполнительной власти в большой степени влиять на процесс структурирования своих органов.

В систему органов исполнительной власти субъектов РФ, как правило, входят министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, управления, инспекции и иные органы исполнительной власти. Министерство - это орган исполнительной власти субъекта РФ, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной определенной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти субъекта РФ. Например, министерство образования, министерство здравоохранения, министерство экономического развития и другие. Департамент, комитет, управление - это органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Например, комитет по молодежной политике, спорту и туризму, управление кадровой политики и государственной службы. Департаменты создаются для осуществления управления в сфере деятельности, признанной приоритетной в субъекте РФ. Комитеты создаются для осуществления государственного отраслевого или межотраслевого регулирования по вопросам, отнесенным к их ведению. Управления создаются для осуществления государственного функционального регулирования в определенной сфере деятельности. Таким образом, департаменты могут быть как отраслевыми, так и функциональными органами власти. Комитеты являются отраслевыми, а управления функциональными органами. Указанное деление не всегда четко прослеживается на практике.

В некоторых субъектах России (например, г. Москва) образованы и действую территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ (префектуры, управы). Особую функцию выполняют контролирующие органы исполнительной власти субъектов РФ - инспекции, осуществляющие государственный контроль и надзор в отведенной им сфере хозяйства.

Кроме того, выделяют следующие виды органов исполнительной власти субъектов РФ:

  • органы общей компетенции;
  • органы отраслевой компетенции;
  • органы межотраслевой компетенции;
  • органы внутриотраслевой компетенции;
  • единоначальные органы;
  • коллегиальные органы;
  • органы, где единоначалие сочетается с коллегиальностью.

Всю систему региональных органов исполнительной власти возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Высший региональный орган исполнительной власти должен быть создан в каждом субъекте РФ в обязательном порядке. Указанный орган возглавляет всю систему региональных органов исполнительной власти и является постоянно действующим. Так, согласно ст. 44 Уставу города Москвы Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы. В соответствии со ст. 58 Устава Омской области постоянно действующим высший исполнительный орган государственной власти Омской области является Правительство Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области. На основании ст. 78 Устава (Основного Закона) Алтайского края администрация Алтайского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Алтайского края.

Руководство высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации осуществляется высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Например, в соответствии с Уставом Нижегородской области Губернатор области является высшим должностным лицом области, гарантом законности на территории области, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства. Согласно Уставу Амурской области, Глава администрации области руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее осуществление ее полномочий. В субъектах РФ, ранее устанавливающих коллегиальные органы исполнительной власти при отсутствии института высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти), региональное законодательство противоречило федеральному законодательству. На сегодняшний день эти противоречия устранены.

Высший орган исполнительной власти субъекта РФ, как правило, действует в пределах срока полномочий высшего должностного лица региона и слагает свои полномочия со дня вступления в силу решения о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации, продолжая работать до сформирования высшего регионального органа исполнительной власти нового состава. При этом со дня вступления в силу решения о наделении лица полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, он вправе или оставить в должности его членов, или освободить их от должности и назначить на соответствующие должности других лиц. Решение принимается персонально по каждому из лиц.

Частный юрист в Москве: составление и подача документов, представительство в суде, исполнение решения суда, выезд к клиенту.

Несмотря на то, что на территории субъекта РФ как непосредственно, так и через создаваемые ими территориальные органы функционируют федеральные органы исполнительной власти, они не включены в систему органов исполнительной власти субъекта РФ.

Деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ подзаконна, связана жесткими рамками правовых ограничений. Она ориентирована прежде всего на реализацию, воплощение в жизнь таких нормативных правовых актов, как Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ. Таким образом, основная функция системы органов исполнительной власти субъекта РФ состоит в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение правовых актов. Так, согласно ст. 64 Устава Омской области "Органы исполнительной власти Омской области осуществляют исполнительные и распорядительные функции в установленной сфере деятельности, а также координируют в случаях, установленных областным законодательством, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Омской области". Вспомогательными функциями органов исполнительной власти субъекта РФ являются: а) нормотворческая, заключающаяся в издании нормативных актов; б) оперативно-исполнительная, заключающаяся в обеспечении реализации правовых норм, содержащихся как в законах, так и подзаконных актах; в) юрисдикционная, заключающаяся в возможности применять санкции к субъектам, совершившим правонарушения.

По вопросам своего ведения отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти субъекта РФ издают правовые акты: приказы и распоряжения. Нормативные правовые акты издаются в форме приказов, а индивидуальные - в форме распоряжений. Они не могут противоречить и должны соответствовать Конституции России, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъектов РФ, правовым актам высшего должностного лица субъекта РФ, актам высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. В противном случае нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не применяются и подлежат отмене или изменению.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (п.3 ст.17 Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Содержание данного пункта полностью воспроизводит содержание ч. 2 ст. 77 Конституции РФ. Это положение основано на принципах государственной целостности РФ и единства государственной власти в РФ, закрепляя, по сути, вертикаль исполнительной власти в России. Отношения "властиподчинения" по вертикали являются неотъемлемыми признаками государства в любом обществе. Федеративный характер Российского государства отнюдь не предполагает безмерной децентрализации. Действует особый вид централизма, достигаемый на основе оптимизации властных функций федерального центра и полномочий субъектов Федерации, где отдельные элементы централизации не только допустимы, но по вопросам единства и целостности страны объективно необходимы. Очевидно превалирование исполнительной власти над остальными ветвями власти в сфере обеспечения единства и территориальной целостности страны, охране ее суверенитета.

Игнорирование этого фундаментального положения привело в середине 90-х гг. прошлого века к значительному ослаблению федерального центра и усилению регионально-религиозно-национальных сепаратистских настроений в России. Наиболее ярко это проявилось в республиках в составе РФ и достигло своей апогеи в Чечне (Ичкерии). И лишь в начале нынешнего века наметились тенденции к возврату страны в границы правового пространства, очерченные Основным законом страны, выработана и последовательно реализуется политика, направленная на усиление вертикали власти в стране и предупреждения "парада суверенитетов".

Законодательное закрепление рассматриваемого положения обусловлено целью точного и безусловного прохождения управленческих решений от вышестоящих (федеральных) органов исполнительной власти к нижестоящим (субъектов РФ) органам исполнительной власти с последующим воплощением их в жизнь. В данном случае управление следует понимать как единый и целостный процесс, где каждая часть работает на другую в тесной связи с ней. Отдельные проблемы управленческого дела - не самостоятельные единицы, складывающиеся в простую арифметическую сумму. Они объединены не механически, но органически, как части и стороны единого управленческого процесса.

Исполнительная власть в силу своего назначения должна быть единой, точно и неуклонно претворяющей в жизнь установления государства. Она, реализуя "львиную долю" государственного управления, обладает такими признаками, как универсальность во времени и пространстве, непрерывность, оперативность. Без единства и крепкой вертикали, исполнительная власть осуществить эти признаки не в состоянии. Единая исполнительная вертикаль, охватывая все уровни территориального управления, представляет собой совокупность институтов и механизмов, обеспечивающих исполнение общегосударственных нормативных правовых актов, а также повсеместного контроля за реализацией общенациональных интересов. Вертикальность и единство исполнительной власти есть ее характерное свойство, отражающее суть государственной деятельности в данном направлении.

При этом единую систему исполнительной власти в России федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют исключительно в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Основной Закон страны подробно закрепляет предметы исключительного ведения России (ст. 71 Конституции РФ) и совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).

В пределах ведения субъекта РФ (ст. 73 Конституции РФ) единая система исполнительной власти отсутствует. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов органы исполнительной власти субъектов РФ обладают всей полнотой исполнительной власти. В процессе осуществления исключительной компетенции субъектов РФ региональные органы исполнительной власти, в целом придерживаясь единой государственной политики и не вторгаясь в сферу деятельности иных отраслей государственной власти, независимы и самостоятельны. Это является проявлением принципа децентрализации государственной власти, имманентного концепции разделения властей.

Структура любого органа публичной власти в общем виде представляет собой внутреннюю организацию его аппарата, его внутреннее строение. Она самым тесным образом связана с понятием системы органов публичной власти. В административном праве под органом исполнительной государственной власти субъекта РФ понимается структурно обособленный, юридически оформленный, обладающий определенной управленческой компетенцией организованный коллектив граждан РФ, состоящий из руководителя, государственных служащих субъекта РФ и обслуживающего (технического) персонала, наделенный властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера по решению вопросов, входящих в предмет ведения субъекта Федерации.

Субъектам Федерации предоставлено значительное поле выбора организационных форм существования органов исполнительной власти. На региональном уровне нет и не может быть (с учетом особенностей федеративного устройства РФ) какого-либо одноуровневого или же просто однотипного субъекта исполнительной власти. Вместе с тем, федеральный законодатель предусмотрел и некоторое ограничение, заключающееся в необходимости соответствия структуры исполнительных органов власти субъекта РФ и порядка ее определения конституции (уставу) субъекта России.

Закрепление в федеральном законодательстве положения, согласно которому структуру исполнительных органов государственной власти на региональном уровне определяет высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ вполне логично и оправдано. Оно определено важным местом и значением высшего должностного лица субъекта РФ в системе региональных органов исполнительной власти. В этом отчасти проявляется организационная обособленность и независимость региональных органов исполнительной власти. Конкретная же структура органов региональной исполнительной власти зависит от стоящих перед высшим исполнительным органом субъекта РФ задач, которые меняются с течением времени. Как правило, изменение структуры органов исполнительной власти субъекта РФ происходит после смены высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации, а также в связи с формированием нового высшего органа исполнительной власти субъекта России.

Каждый орган исполнительной власти субъекта РФ, действует на основе соответствующего положения, в котором, указываются основные задачи и функции органа исполнительной власти, его права и обязанности, статус руководителя, а также закрепляется основа внутренней структуры органа. В органах исполнительной власти субъекта РФ не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений.

В то же время, изложенное нельзя понимать как запрет для должностных лиц органов исполнительной власти субъекта РФ, государственных служащих субъекта РФ состоять членами политических партий, общественных и религиозных объединений. Они вправе участвовать в их деятельности в личном качестве, без использования своего должностного и служебного положения.

Возглавляет орган исполнительной власти субъекта РФ его руководитель. Названия должностей руководителей отраслевых, функциональных, территориальных и контролирующих органов исполнительной власти различаются в зависимости от вида органа (руководитель, председатель, начальник). Назначение на должность и освобождение от должности руководителей указанных органов (как и их заместителей) осуществляется распоряжениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. По сложившейся практике многие руководители отраслевых и функциональных органов исполнительной власти одновременно являются членами высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. Большое значение имеют такие структурные элементы органов исполнительной власти субъекта РФ как управления, отделы, подразделения, группы. "Кирпичиками" структуры региональных органов исполнительной власти являются должностные лица и государственные гражданские служащие субъекта РФ, под которыми понимаются гражданине, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий региональных исполнительных органов и получающие денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

В целом, весь перечень должностных лиц исполнительной власти субъекта РФ можно условно разделить на четыре группы:

  • первую группу составляет высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта РФ);
  • во вторую группу входят члены высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации;
  • третью группу составляют руководители органов исполнительной власти субъекта РФ не представленные в высшем органе исполнительной власти и их заместители;
  • четвертую группу составляют другие служащие органов исполнительной власти субъекта Федерации.


+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Задайте интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме укажите контакты для связи.

Время работы