yurist 77 logo

Организационно-правовой механизм совершенствования деятельности таможенной службы

Деятельность Федеральной таможенной службы России, в рамках установленных полномочий, направлена на достижение поставленных перед ней стратегических целей и решение практических задач. Стратегические цели и тактические задачи ФТС России определены с учетом поручений, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в соответствии с основными задачами экономической политики Правительства Российской Федерации. Кризисные явления в экономике страны не могли не отразиться на деятельности таможенной службы.

Внешнеэкономический оборот в 2009 году упал, что сказалось на  снижении поступлений в федеральный бюджет:  за 11 месяцев 2009 г. таможенные органы РФ обеспечили поступление в бюджет 2971 млрд руб. По прогнозным оценкам Федеральной таможенной службы России, в 2010 году таможенными органами планируется взыскать и перечислить  3 552  млрд руб.

Таможенная служба России не стоит на месте, делает все возможное, чтобы за счет организационных и правовых механизмов сформировать современную основу для обеспечения экономических интересов страны и создать благоприятные условия для внешней торговли. Этому служит разработанная Стратегия развития Федеральной таможенной службы России до 2020 года.

Составной частью Стратегии стала Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе. Концепция предусматривает повышение эффективности выполнения таможенными органами функций обеспечения экономической безопасности Российской Федерации с одновременным содействием реализации государственной транспортной стратегии, а также развитию приграничных регионов.

За последние два года удалось достичь значительных результатов в совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля, развитии передовых информационных технологий, внедрения в практику работы современных технических средств и технологий таможенного контроля. Этому способствовали подготовленные нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы России:

  • приказ ФТС России от 24.05.2007 № 646 «Об утверждении порядка включения таможенных органов в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования»;
  • приказ ФТС России от 11.08.2009 № 1453 «О вводе в эксплуатацию информационной технологии представления сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров  с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» в таможенных органах, подчиненных Шереметьевской, Домодедовской, Внуковской таможням».

В 2008 году 274 таможенных поста имели необходимое техническое оснащение для электронного декларирования. Итоги работы за 10 месяцев 2009 года показали, что 294 таможенных поста осуществляют электронное декларирование, 63 - через систему Интернет. Серьезное развитие перспективной технологии электронного декларирования произошло в Тульской таможне. Система электронного декларирования применяется на Тульском таможенном посту с 2007 года, на Новомосковском таможенном посту - с 22 октября 2009 года. В прошлом году расширился круг предприятий и организаций, использующих декларирование в электронном виде, возросла доля электронных ГТД. За 2009 год на Тульском таможенном посту оформлено в электронном виде 1 286  грузовых таможенных деклараций (доля электронных ГТД составляет 18,4%).

В 2009 году доля таможенных деклараций, оформленных (выпущенных) на Новомосковском таможенном посту в электронном виде, составила 0,4 % .

Следующим этапом стало предоставление для целей таможенного оформления сведений в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет. Первая декларация была оформлена, в таможне, в феврале 2010 года.

Приказом ФТС России от 30.10.2007 № 1332 дан импульс становлению принципиально нового направления таможенного контроля – созданию системы контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств при помощи инспекционно-досмотровых комплексов. В результате применения этих комплексов в 2008 году возбуждено более 1500 дел об административном правонарушении и 55 уголовных.

В соответствии с приказом ФТС России от 29.09.2009 № 1206 на многостороннем автомобильном пункте пропуска Бурачки Северо-Западного таможенного управления была реализована новая технологическая схема пропуска по принципу «одного окна». Новая технология, предусматривающая исключение дублирования функций и действий контрольных органов за счет минимизации времени проведения контроля, значительно увеличила пропускную способность пункта пропуска. По итогам эксперимента Государственная пограничная комиссия приняла решение о его распространении на другие МАПП, и в конце ноября 2008 года новые правила контроля на границе были утверждены Правительством РФ.

Приказом ФТС России от 03.10.2008 № 1230 введена в действие еще одна передовая технология – предварительное информирование таможенных органов о ввозимых товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы РФ.

Это принципиально новая технология таможенного оформления и контроля, при которой декларация подается во внутренний таможенный орган, а фактический контроль осуществляется в приграничном таможенном органе. Особенно эффективна реализация данной технологии в условиях неравномерного распределения кадровых и материально-технических ресурсов между центральными и приграничными районами страны.

Большая работа по реализации проекта по предварительному информированию проведена с Комиссией Европейских сообществ. Так, были согласованы состав передаваемых данных, технология их приема и использования российскими таможенными органами, технические и организационные аспекты информационного взаимодействия. С начала 2009 года предварительная информация из ЕС поступает в штатном режиме.

Следующей новой технологией введенной в работу по оформлению товаров является электронная технология удаленного выпуска.

Необходимо заметить, что данная технология применялась в таможенных органах поэтапно. В начале таможенное оформление производилось в бумажном виде, и документы пересылались между внутренними и приграничными таможенными органами с использованием факсимильной связи. Существенным, если не принципиальным, недостатком бумажной технологии удаленного выпуска товаров, являются значительные непроизводительные временные затраты, увеличивающие срок всего таможенного оформления до 80 часов и более. Все это создавало дополнительные трудности и не способствовало заинтересованности участников ВЭД в ее дальнейшем применении.

Поэтому наиболее перспективной является полностью автоматизированная безбумажная технология, совмещающая в себе элементы предварительного информирования и электронного декларирования с использованием Интернета. По опыту европейских стран необходимо использование единого документа, содержащего необходимые сведения для целей таможенного оформления товаров на различных его этапах.

К неоспоримым преимуществам электронной технологии удаленного выпуска относятся также возможность подачи декларации в любой таможенный орган на территории страны; оптимизацию логистических связей между отправителем и конечными потребителями ввозимых товаров; компенсирование неравномерного распределения кадровых и материально-технических ресурсов в центральных и приграничных регионах страны; миинимизацию влияния субъективного фактора и хронологический контроль этапов таможенного оформления и таможенного контроля в режиме on-line; повышение «прозрачности» совершаемых действий по таможенному оформлению. И как следствие  - ускорение сроков таможенного оформления и таможенного контроля.

Как отмечают специалисты, внедрение данной технологии позволит снять ряд существующих на сегодняшний день проблем. Прежде всего, товары, находящиеся под таможенным контролем, не будут перемещаться по территории России на дальние расстояния. Фактический контроль товаров будет осуществляться на специально обустроенных приграничных СВХ, отвечающих современным техническим и технологическим требованиям. Разделение операций таможенного оформления будет способствовать разрыву коррупционных связей внутри одного таможенного органа. Перенос основного таможенного оформления в приграничные регионы позволит разгрузить транспортную инфраструктуру в крупных населенных пунктах и увеличить оборачиваемость международных грузовых транспортных средств за счет оптимизации логистических связей между отправителем и конечными потребителями товаров.

Удалённый выпуск будет особенно востребован с учётом создания с 01.07.2010 единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана.

Особое внимание ФТС России уделяется совершенствованию работы правоохранительных подразделений таможенных органов, их месту в обеспечении экономической безопасности государства, выявлению правонарушений в таможенной сфере, блокированию устойчивых каналов контрабанды, борьбе с административными правонарушениями в области таможенного дела. В период с января по сентябрь 2009 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 4732 уголовных дела, что на 20% больше, чем в аналогичном периоде 2008 года (3939 дел).

Одной из стратегических целей в деятельности ФТС России на 2009-2011 годы является повышение уровня законности принимаемых решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела. Исходя из этой задачи, планируется снижение значения показателя «Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений), рассмотренных судами» до уровня не более 40%. Важную роль в достижении данного показателя играет предусмотренный статьей 412 Таможенного кодекса РФ институт ведомственного контроля. Но, несмотря на развитие института ведомственного обжалования, на сегодняшний день судебное обжалование для большинства участников внешнеэкономической деятельности остается основным способом защиты своих прав. Так, на примере Тульской таможни, по итогам 2009 года в судебных органах обжаловано 38 решений таможни и таможенных постов. По результатам рассмотрения указанных жалоб судами удовлетворено 12 судебных дел, в пользу таможни рассмотрено 11 судебных дел, остальные находятся в стадии рассмотрения. Заинтересованные лица с жалобами в порядке гл. 7 ТК РФ в 2009 г. и в 1 квартале 2010года не обращались.

В порядке ведомственного контроля в Тульской таможне за 11 месяцев 2009 г. отменено 168 решений таможенный постов, 7 из них отменено в связи с нарушением требований нормативных и иных актов в сфере таможенного дела при принятии решений должностными лицами таможенных постов на этапе таможенного оформления. Остальные решения таможенных постов отменены в связи с вновь открывшимися обстоятельствами после выпуска товаров.

Задачами правовых подразделений таможен России является принятие мер, направленных на повышение авторитета ведомственного контроля, сокращение числа обоснованных жалоб, а также сокращение количества незаконных решений в таможенных органах.

Всей проводимой работе по совершенствованию организационно-правовых механизмов таможенной службы способствует законотворческая деятельность. В 2008 году издано более 800 нормативно-правовых актов ФТС России, включая четыре административных регламента по исполнению государственных функций. В перспективе развития таможенного законодательства – подготовка законопроекта «О присоединении Российской Федерации и Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола от 26 июня 1999 года» (в рамках Генерального приложения).

Подготовлены  и направлены в установленном порядке в Правительство РФ три законопроекта, в том числе и «О внесении изменений в статьи 69 и 119 ТК РФ» (в части наделения правительства РФ правом устанавливать пункты пропуска через госграницу РФ для убытия с таможенной территории РФ отдельных видов товаров). В целях реализации последнего законопроекта ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по подготовке постановления правительства РФ «Об определении пунктов пропуска через государственную границу РФ для убытия с таможенной территории РФ отдельных видов товаров». Речь идет об ограничении мест убытия леса и лесоматериалов с таможенной территории РФ в целях обеспечения их надлежащего таможенного контроля.

Разработан и в настоящее время проходит процедуру межведомственного согласования законопроект «О внесении изменений в ТК РФ» (в части перемещения через таможенную границу РФ товаров, в отношении которых таможенный контроль отменен). В соответствии с поручениями правительства РФ разрабатываются три законопроекта, а в инициативном порядке – пять. Готовится к разработке ряд законопроектов, предусматривающих внесение изменений в ТК России: уточнения процедуры временного хранения товаров; совершенствования порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; совершенствования порядка принятия таможенными органами предварительных решений о классификации; обеспечения реализации внесудебного порядка распоряжения товарами и транспортными средствами; совершенствования порядка декларирования товаров.

На реализацию требований Национального плана противодействия коррупции и Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» направлена аналитическая программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 г.г.». 

Знаковым событием в деятельности таможенной службы России стало формирование таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. 27 ноября 2009 года в Минске в рамках  Межгосударственного совета ЕврАзЭС принят документ, согласно которому  с 1 января 2010 года вступают в силу:  Таможенный кодекс союзного государства; Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года; Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года; Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года; Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года; Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года.

Мировая история доказывает, что интеграционные экономические объединения всегда выгодны. В зависимости от складывающейся политической обстановки такие союзы формируются на разных принципах. Таможенный союз – это проверенная форма интеграции.

Почти век назад проявилась актуальность вопроса создания интеграционных объединений. Вопрос оценки интеграционных процессов в Европе был поднят еще в 1915 г. В.И.Лениным в работе «О лозунге Соединенных Штатов Европы». Не менее актуален он и сейчас.

Несмотря на то, что Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана отличается от таможенного союза в ЕС, очень внимательно изучался опыт его создания в Европе. Так, в Европе процесс создания Таможенного союза начался с подписания в 1957 г. Договора о ЕЭС. Переходный период, который проходил с 1 января 1958 г. по 1 июля 1969 г., обязывал государства - члены ЕС постепенно отменять таможенные пошлины и сборы, имеющие равнозначный эффект. После 1968 г. начался процесс отмены таможенных процедур на границах между государствами - членами ЕС, который завершился к 1993 году. Потребовалось более 20 лет, чтобы устранить решениями Совета Комиссии и Суда многие факторы, мешавшие свободной торговле между государствами – членами ЕС. Таким образом, на построение Таможенного союза у Европы ушло почти 33 года.

Перед нашей таможенной службой поставлена задача: пройти путь формирования Таможенного союза в сжатые сроки. Уже с 1 января 2010 года запущена его практическая работа. С этой  же даты Комиссии Таможенного союза переданы полномочия в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Новый Таможенный кодекс таможенного союза вступит в силу с 1 июля 2010 года и одновременно с этим в результате выполнения всех запланированных мероприятий будет отменен таможенный контроль на российско-белорусской границе и таможенное оформление в отношении товаров во внутренней торговле между всеми участниками Таможенного союза. До 1 июля 2011 года на российско-казахстанской границе таможенный контроль сохранится только в отношении товаров третьих стран. 

Продолжается разработка механизма зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, который позволит в значительной степени решить задачу справедливого распределения таких сумм между бюджетами государств - участников Таможенного союза. Применение этого механизма в тестовом режиме – с 1 апреля 2010 года и введение в действие – с 1 июля 2010 года.

Наш Таможенный союз отличается от Таможенного союза в Европе, и основное отличие в том, что в нем нет ярко выраженных исполнительных органов власти и представительных органов власти. Таким образом, документы, которые принимаются Комиссией Таможенного союза, не носят статуса закона, как в Евросоюзе, и в нашей Комиссии Таможенного союза нет еврокомиссаров, нет соответствующих полномочий по изданию властных или организационно-распорядительных документов такого уровня, как в Европе, поэтому все документы, которые сейчас принимаются, носят статус международных договоров и международных соглашений. И несмотря на то, что Таможенный кодекс называется кодексом, как закон, на самом деле это будет международный договор, подлежащий в соответствии с действующим общим порядком ратификации и имплементации в действующее законодательство. Этот процесс должен по планам завершиться до 1 июля 2010 г., таким образом, чтобы на Межгоссовете, который намечается в мае – июне, была торжественно озвучена дата вступления в силу Таможенного кодекса – 1 июля 2010 года.

Для урегулирования проблем в области таможенного дела, связанных с функционированием Таможенного союза, создается Координационный совет руководителей таможенных служб Таможенного союза.

Данный Координационный совет сможет осуществлять в постоянном режиме работу по мониторингу практики применения таможенных процедур и правил, выступать площадкой для обсуждения и выработки взаимоприемлемых решений в области профессионального общения представителей таможенных служб государств - участников Таможенного союза.

Применительно к Таможенному союзу актуальными являются вопросы нормативного регулирования соответствующих отношений. Без их адекватного и четкого нормативного упорядочивания невозможна реализация любых проектов. «Локомотивом» в такого рода интеграции, как известно, выступают экономические, финансовые и иные существенные базисные интересы и отношения. В некоторых случаях могут иметь место и политические интересы. Юридическое же обеспечение и оформление соответствующих отношений не всегда стоит на первом плане, соответственно, ему не всегда уделяют должное внимание. В результате в дальнейшем применение норм на практике зачастую сталкивается с затруднениями. 

Следует учитывать, что в проекте произведена интеграция и объединение таможенных законодательств трех стран: России, Беларуси и Казахстана. Их законодательства во многом схожи, поскольку имеют общую основу - Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур, взятую в соответствующей редакции. Однако у них есть и достаточно серьезные различия. Естественно, что в этих условиях добиться устраивающего всех участников процесса результата можно только за счет компромиссов и взаимных уступок, поэтому в ходе разработки приходилось отказываться от каких-то существующих у себя институтов и процедур, создавать нечто новое и общее для всех.

Процесс формирования Таможенного союза приобрёл уже практически необратимый характер, его создание принесёт пользу и государству, и бизнесу, и гражданам стран, объединяющихся в Таможенный союз.



+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Москва и область;
  • Юридические статьи.