yurist 77 logo

Общая характеристика оснований возникновения права собственности на землю

Конституцией Российской Федерации в статье 9 установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земля рассматривается при этом в разных аспектах:

  • как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
  • как средство производства и высокоэффективный экономический источник, экономическая категория;
  • как имущество, участвующее в гражданском обороте.

Учитывая специфику земли (земельных участков, их частей, земельных долей) как объекта гражданских прав, земельные отношения регламентируются гражданским и земельным законодательством. При этом нормы гражданского законодательства являются общими, а нормы земельного законодательства – специальными. Специфика земельного права и земельно-правового регулирования  обусловлена их публично-правовым характером.

В соответствии  Гражданским кодексом Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу, право собственности на которое возникает с момента его государственной регистрации. Основания возникновения  права собственности на земельные участки предусмотрены гражданским законодательством.

Для возникновения прав на земельные участки у собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, обладателей сервитутов необходимо наличие определенных обстоятельств – юридических фактов.

Основаниями возникновения земельных прав и обязанностей пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации признает юридически значимые факты, в качестве которых могут выступать либо события или волевые действия, непосредственно не направленные на юридические цели, но с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий, либо непосредственно направленные на возникновение или прекращение правовых отношений юридически значимые действия граждан и юридических лиц.

Одним  из оснований возникновения права собственности является приватизация. Нормы законодательства о приватизации имеют приоритетное значение перед общегражданскими нормами.

В настоящее время закон о приватизации земли в российском законодательстве отсутствует. Передача земельных участков в собственность физических и юридических лиц регламентируется Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части застроенных земель и Земельным кодексом Российской Федерации в остальной части с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Кроме того, Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобретение земельных участков в собственность. Таким образом, приватизационные нормы содержатся в целом ряде федеральных законов в отсутствие закона о приватизации земли.

Регулирование гражданского оборота всегда было и остается предметом гражданского законодательства. Современное нормотворчество свидетельствует о том, что указанное регулирование осуществляется в равной мере гражданским и земельным законодательством. При этом содержащиеся в кодифицированных нормативных актах - Земельном кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации - нормы порой противоречивы, что не может не сказаться негативно на правовом регулировании общественных отношений, что порождает проблемы в  практике правоприменения. 

Как предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, при этом введены  ограничения  в зависимости от того, ограничены ли в обороте земельные участки, в зависимости от места расположения земельных участков и гражданства лица, желающего приобрести земельный участок в собственность.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации  не подлежат приватизации земли изъятые из оборота. Это земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организации федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения
  • ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Также не подлежат приватизации земли, ограниченные в обороте. К ним относятся земельные участки:

  • в пределах особо охраняемых природных территорий;
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, включенными в Список всемирного наследия; предоставленные для нужд организаций транспорта, связи;
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ;
  • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами; расположенные в границах земель, зарезервированных для
  • государственных или муниципальных нужд;
  • в зонах санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации собственник свободно владеет, пользуется и распоряжается землей, при этом свободное распоряжение землей может быть ограничено в публичном интересе. 

Основания возникновения права собственности на землю, поскольку они не тождественны основаниям возникновения права собственности на иное имущество, должны быть регламентированы Гражданским кодексом Российской Федерации и содержаться в главе 17.

Между тем, глава 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященная праву собственности и другим вещным правам на землю, не содержит регламентации оснований возникновения права собственности на землю. В то же время статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права собственности, постоянного (бессрочного) пользования земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

Не все  предусмотренные статьями 8 и 218 Гражданского кодекса Российской Федерации основания возникновения гражданских прав применимы к возникновению права собственности  на землю, а лишь те, которые соответствуют правовой природе этого объекта. Так, основаниями возникновения права собственности на землю по гражданскому законодательству следует считать основания, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Основаниями возникновения права собственности на землю являются следующие: акты органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти в случаях и в порядке, предусмотренных законом; предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам для строительства путем их продажи на торгах или для целей, не связанных со строительством; приобретение права собственности на земельный участок в результате перехода права собственности на расположенные на нем здания, строения, сооружения; приобретение права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем здания, строения, сооружения; сделки, предусмотренные законом, в отношении земельного участка; приватизация земельного участка; приобретательная давность.

Предметом регулирования гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве участников, имущественной самостоятельности участников, автономии их воли. Применительно к сделкам с земельными участками в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации нормы применяются в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством. Земельным законодательством регулируются отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, как это предусмотрено в статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным не вполне корректной представляется норма, содержащаяся в пункте третьем указанной статьи, согласно которой имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками и совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды, специальными федеральными законами.

Из буквального прочтения указанной нормы усматривается приоритет специального законодательства над гражданским в вопросах совершения сделок с землей, в то время как отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом (а земельные участки являются недвижимым имуществом) всегда были и остаются гражданско-правовыми отношениями и регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Следует признать необходимым внесение в главу 17 Гражданского кодекса Российской федерации дополнительных норм в части регулирования сделок с землей с учетом  ограничений, установленных  в указанных выше специальных законах.



+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Москва и область;
  • Юридические статьи.