Юридические статьи

Об уголовном наказании в виде лишения свободы

Общепревентивная роль уголовного наказания в виде лишения свободы - это сложное многоаспектное явление общественной жизни. Дифференциация уголовной ответственности и индивидуализация наказания предполагают учет не только судом, но и самой санкцией уголовного закона характера и степени общественной опасности преступления, социальной ценности объекта, на который посягает виновное лицо, тяжести последствий преступного деяния, способа посягательства, формы вины, содержания мотива и цели, которые преследовал преступник, особенностей поведения потерпевшего и т. д.

В настоящее время в институте наказания реализованы такие идеи, которые позволяют идти по пути уменьшения числа деяний, относимых законом к преступлению (декриминализация), снижения мер наказания за преступления (депенализация) и замены уголовного наказания административными мерами (деинституализация), что вполне себя оправдывает.

В современном демократическом государстве наказание в виде лишения свободы следует применять только к совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления, а также к лицам, которые хотя и совершают менее тяжкие преступления, но по своему поведению не могут быть оставлены на свободе. Во всех остальных случаях надо применять разумную альтернативу.

Перспектива развития наказания в виде лишения свободы напрямую зависит от реалистичного представления о природе самой преступности, ее структуры и динамики. Преступность порождается и подпитывается социальными и экономическими факторами, и поэтому меры по ее предотвращению должны носить комплексный и наступательный характер. Сейчас наступило такое время, когда обеспечение эффективности борьбы с преступностью- одна из немногих сфер жизни, где могут объединиться и перейти от слов к делу все государственные, политические и общественные силы России, важно это время не упустить.

В настоящее время имеет место тенденция к ужесточению наказания за преступления, посягающие на жизнь, что влечет увеличение сроков лишения свободы, введение пожизненного наказания. Это обусловлено тем, что если раньше в нашем обществе на первое место ставились государственные интересы, то сейчас- интересы человека, его жизнь и здоровье.

Наряду с необходимостью ужесточить наказание за преступления против жизни и здоровья граждан, проверенная практически и теоретически неэффективность кратковременного лишения свободы приводит к выводу о целесообразности замены этой меры другой или другими, способными оказывать превентивное воздействие путем снижения уровня жизненного стандарта виновного. Такое воздействие (исходя из того, что человек- существо прежде всего социальное) может оказывать, например, арест в условиях строгой (в полном смысле этого слова) изоляции от общества.

Необходимо повышать эффективность наказания в виде лишения свободы путем совершенствования уголовного законодательства, а также уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного. Это необходимо для устранения сложностей при назначении наказания в виде лишения свободы, особенно в части определения судом сроков лишения свободы.

В начале 2009 г. вступили в силу изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, согласно которым все воспитанники колоний, которым исполнилось 19 лет, должны в обязательном порядке быть переведены во взрослую колонию. В течение некоторого времени сотрудники детских воспитательных колоний, хорошо знающих, насколько разрушительными для социально-реабилитационной работы с «молодыми совершеннолетними» является данная норма, тихо не выполняли его. Однако уже в конце первого квартала 2009г. региональные органы прокуратуры стали усиленно, хотя пока и в устной форме, намекать на необходимость неукоснительного выполнения буквы принятого Закона.

Это решение представляется необдуманным. Его реализация уже сегодня приводит к многочисленным драматическим событиям. Как правило, воспитанники колоний для несовершеннолетних, находясь в них до окончания срока отбывания наказания или до достижения ими 21 года, могли рассчитывать на дополнительное внимание к своим нуждам в части профессиональной подготовки и помощи по социализации при выходе. Подобного во взрослых колониях не существует.

Совершенствование дифференциации исполнения наказания - одно из направлений совершенствования законодательства наряду с сокращением численности осужденных, находящихся в местах лишения свободы, улучшением условий содержания.

Идея дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний во многом определяет построение и содержание Особенной части УИК РФ и находит свое непосредственное выражение в нормах, регулирующих основания и порядок применения средств исправления, одним из которых в соответствии с ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК РФ является режим, а его составной частью- различные виды условий отбывания наказания, которые могут в соответствии с законом изменяться.

Деятельность администрации исправительного учреждения по обеспечению дифференциации и индивидуализации исполнения наказания оказывает существенное влияние на реализацию целей уголовного наказания, отражает сущность и содержание исправительного воздействия, задает его вектор.

Перевод из одних условий в другие в значительной мере влияет на фактический объем прав осужденного и наряду с мерами поощрения и взыскания призван обеспечить необходимое стимулирующее воздействие.

Однако, как показывают результаты прокурорского надзора, администрациями исправительных учреждений недостаточно интенсивно и гибко используются возможности стимулирования правомерного, социально активного поведения осужденных. Количественные показатели изменения условий в исправительных колониях незначительны.

Причины недостаточного использования мер стимулирующего характера носят объективный характер. Одна из них- классификация осужденных в зависимости от степени исправления, которая не позволяет обеспечить учет всех значимых социально-психологических факторов личности.

В группе осужденных, отбывающих наказание в обычных условиях (на общем и строгом режиме), которых почти 80%, могут быть выделены еще 1-2 подгруппы лиц в зависимости от степени исправления. У них еще не сформировалась четкая тенденция к замене негативных установок, однако в то же время отсутствует безусловная ориентация на отрицание общепринятых социальных ценностей.

Меры, стимулирующие позитивное поведение названной категории осужденных, не используются. Объективно они еще не достигли той степени исправления, когда возможен перевод в облегченные условия, и в то же время не являются злостными нарушителями. Отсутствие достаточно эффективных стимулов приводит к тому, что осужденные «застаиваются» в обычных условиях.

Недостаточно хорошо прописано нормативно-правовое регулирование института условий. Его сущность в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, равно как и содержание принципа дифференциации, не раскрывается. Термин «дифференциация» употребляется дважды - в ст. 8 и в ч. 2 ст. 110 УИК РФ. Нормативное регулирование указанного института обеспечивается главным образом в основном за счет процедурных норм, устанавливающих порядок изменения условий.

Законом предусмотрено только 3 вида условий отбывания наказания в исправительных колониях, что, с одной стороны, не согласуется с количеством групп осужденных, которые можно выделить в зависимости от степени исправления, а с другой - не позволяет определить для каждой из них групповые средства коррекционного воздействия. Есть и другие технико-юридические недостатки.

Как показывают результаты прокурорских проверок, распределение осужденных по видам условий в исправительных колониях происходит скорее в зависимости от лояльности администрации колонии (в облегченных условиях - актив, в строгих- осужденные отрицательной направленности, в обычных- занимающие нейтральные позиции), чем от степени исправления.

С учетом сказанного, дальнейшее совершенствование института изменения условий отбывания наказания видится в следующем.

Необходимо в отдельной части ст. 87 УИК РФ раскрыть понятие института условий отбывания наказания и их изменения, определив тем самым его правовую природу, что также позволит отграничить указанный институт от смежных- мер поощрения и дисциплинарной ответственности.

Объективно востребовано углубление классификации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и разделение осужденных, находящихся в обычных условиях, на две группы: не нарушающих нормы поведения, установленные в исправительном учреждении, и нарушающих.

Материальным основанием перевода осужденных из обычных условий в усиленные должно стать привлечение осужденного к дисциплинарной ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания, не относящиеся к злостным.

Не оправдано распространение на эту категорию лиц условий строгой изоляции, в которой содержатся осужденные, признанные злостными нарушителями. Вместе с тем лица, помещенные в усиленные условия и отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях, должны размещаться раздельно.

Представляется необходимым уточнить и конкретизировать критерий добросовестного отношения к труду, с учетом которого также принимается решение об изменении условий с обычных на облегченные.

Следует предусмотреть правовые гарантии изменения условий с обычных на облегченные, направленные на снижение уровня субъективного усмотрения администрации исправительного учреждения при принятии соответствующего решения.

Все эти меры будут способствовать повышению эффективности средств исправительного воздействия на осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях.

Следует также поднять на качественно более высокий уровень проведение предварительного следствия; повысить профессиональный уровень судей и всех работников правоохранительных органов. Только таким путем можно добиться качественного следствия, соблюдения прав и свобод граждан и вынесения справедливых приговоров.

Таким образом, лишение свободы является многогранным уголовно-правовым институтом, требующим и в дальнейшем более глубокого и объективного осмысления и изучения с учетом складывающейся криминогенной обстановки и правоприменительной практики.

Метки: Уголовное право


yurist 77 ru yuridicheskie uslugi