Содержанием охраны труда являются нормы, наделяющие охрану труда конкретными критериями оценки, мероприятиями, нормативными документами, методиками, показателями – имеющими императивное значение для обязанных субъектов.
Охрана труда в РФ базируется на провозглашённых целях национальной политики в сфере охраны труда и направлена на обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Деятельность по организации охраны труда в РФ предусматривает комплекс мер и мероприятий, направленных на организацию системы государственного управления в сфере охраны труда, распределение полномочий в сфере охраны труда, нормирование охраны труда и др. Организация охраны труда является прерогативой федеральных органов государственной власти. При этом правовые установления, изданные федеральным законодателем, обязательны к применению органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления, в правомочия которых входит установление и улучшение условий труда в сторону их увеличения по отношению к общеобязательным федеральным нормативам.
Конечным адресатом национальной политики, направленной на организацию охраны труда, и непосредственным применителем правовых установлений в организации охраны труда является работодатель, в правомочия которого входит возможность увеличения нормативных показателей условий труда в сторону их превышения над уже установленными.
Законодательство РФ об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из ТК РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, образующих систему нормативных актов в сфере охраны труда.
Совокупность федеральных и региональных документов образует нормативную правовую базу для практических действий в организациях, где формируются свои системы управления охраной труда, направленные на реализацию требований охраны труда, обеспечение его безопасности. Непосредственная реализация этих требований охраны труда законодательством возлагается на работодателя, для чего работодатель разрабатывает и принимает локальные нормативные акты, конкретизировано направленные на охрану труда.
Нормативные требования охраны труда представляют собой:
- показатели необходимых, допустимых и достаточных пределов воздействия вредных и опасных производственных факторов на людей, подпадающих под воздействие таких факторов, в том числе, и на работников, непосредственно занятых на рабочих местах в границах данного производства и, соответственно, встречные меры или показатели восстановительного свойства, например, предельно допустимые концентрации вредных веществ на рабочем месте и, соответственно, нормы выдачи молока и спецпитания;
- правоприменительные основы процедур, возникающих в деятельности, например, порядок расследования несчастных случаев на производстве (ст. 227-231 ТК РФ) или порядок аттестации рабочих мест;
- методические рекомендации по разработке и принятию инструкций по рабочим местам.
Такие требования определяются положениями, содержащимися в нормах системы нормативных правовых актов РФ.
Государственные нормы, определяющие требования охраны труда в РФ, должны быть развиты в локальных нормативных актах, посвященных вопросам охраны труда. Законодатель предусматривает рекомендательный характер для части таких локальных нормативных актов, поскольку не требует обязательности их разработки и принятия работодателем. Часть актов обладает признаком обязательности.
К первой группе следует отнести коллективный договор и соглашения по охране труда.
Ко второй группе относятся определяемые нормами трудового и связанного с ним законодательства, перечни работ и профессий, инструкции по рабочим местам и другие нормативные акты.
При этом имеет место некоторая законодательная неурегулированность в вопросе обязательности разработки и принятия работодателем локальных нормативных актов, направленных на охрану труда, в виде соответствующих перечней. Это даёт основание предполагать, что список перечней, посвящённых охране труда и являющихся обязательными для разработки и принятия в каждой организации, необходимо закрепить или в специальном правовом акте федерального органа исполнительной власти.
Это можно сделать, например, в Постановлении Правительства РФ № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» или конкретизировать бланкетный характер ч. 21 ст. 212 ТК РФ, изложив её в приведённой примерной редакции: «Работодатель обязан обеспечить… принятие комплекта нормативных правовых актов локального характера, являющихся, в соответствии с требованиями Трудового Кодекса, обязательными и содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности». Сказанное позволит избежать двусмысленного толкования данной нормы посредством конкретизации требования охраны труда.
Формулируя вывод по вопросу о правах и обязанностях работодателя в сфере охраны труда, следует указать на подробную детализацию направлений деятельности работодателя в сфере охраны труда. Необходимо отметить то, что права и обязанности, установленные ст. 212 ТК РФ, конкретизацию и нормирование получают в специальных нормативных актах, изданных Министерством труда РФ и другими, уполномоченными на то органами исполнительной власти, обязательными к учёту работодателем.
Трудоохранное законодательство устанавливает широкие права работника на соблюдение работодателем требуемой охраны его труда. В данных целях работник вправе обращаться в органы Государственной инспекции охраны труда субъекта федерации и в органы прокуратуры за защитой нарушенного права или с требованием о понуждении работодателя обеспечить соблюдение требований охраны труда. Действующие нормы предусматривают также объём обязанностей работника, необходимых к соблюдению в сфере охраны труда.
И, наконец, основным выводом следует определить то, что, несмотря на преимущественно рекомендательный характер в вопросах выбора формы, порядка и методики разработки и принятия нормативных актов, содержащих требования охраны труда, законодатель предусматривает жесткую реакцию закона на нарушения, образуемые из нарушений требований охраны труда. Такие нормы имеют безусловно императивный характер, обязательны к применению, их нарушение влечёт для правонарушителя юридическую ответственность: гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную. В числе таких правонарушителей закон предусматривает: работодателей, должностных лиц, исполняющих функции управления, в рамках трудового договора с работодателем, работников производства (деятельности).