148x32 v1

Об исполнительной власти

Исполнительная власть - это политико-правовая категория, указывающая на существование государственной власти, которая призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, обеспечивать бесперебойное функционирование государственных органов, защищать права и свободы человека, поддерживать общественный порядок и безопасность.

В свою очередь государственное управление - это форма осуществления исполнительной власти, то есть деятельность по осуществлению исполнительной власти (ее можно также назвать исполнительно-распорядительной деятельностью). Государственное управление - это государственная деятельность, обеспечивающая надёжную и слаженную работу государственного механизма. Необходимыми атрибутами государственного управления являются нормотворчество, реализация властных полномочий и мер государственного принуждения, регулирование и т.д.

Можно утверждать, что понятие «исполнительная власть» является более узким по отношению к понятию «государственное управление», так как исполнительная власть производна от государственного управления; эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления. Вместе с тем исполнительная власть определяет объем и характер властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. Органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают непосредственное управляющее воздействие на различные общественные процессы, поведение и деятельность людей. Исполнительная власть осуществляется в форме управления и посредством управленческих процедур.

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти в Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны.

Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально - компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма.

Исполнительная власть выступает как «вторичная» по отношению к законодательным органам, которые определяют структуру и полномочия её органов. Издаваемые этими органами властные акты подзаконны, они развивают, уточняют, детализируют положения законов.

Исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий, это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, право и возможность подчинять других своей воле. Ее отличительным признаком является то, что власть реализуется по отношению к различным (коллективным или индивидуальным) элементам государственно-организованного общества, т.е. в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.

Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется везде, где функционируют социальные коллективы. Её универсализм проявляется и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, пресечение, разрешение и т.д.).

Исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией.

Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и др. При этом субъекты исполнительной власти используют имеющиеся у них правовые возможности для осуществления внесудебного административного принуждения.

Исполнительная власть в процессе реализации выступает как организованный институт. Это естественно, так как организация есть не что иное, как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей целого (например, субъектов управления, управляемых и др.), т.е. то, что составляет сущность управления.

Исполнительная власть - это система отношений, одним из важнейших элементов которой является управление. Она реально воздействует на общественные отношения посредством деятельности особых звеньев государственного аппарата, которые являются органами исполнительной власти, т. е., по существу, органами государственного управления. Государственное управление есть вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть как одна из частей единой государственной власти.

Важно отметить, что изучение соотношения вопросов совершенствования государственного управления и исполнительной власти носит не только теоретический характер. В процессе формирования правового государства и проводимой административной реформы обществу необходимы правильно выстроенная и эффективно функционирующая система и структура государственных органов, способная выполнять поставленные задачи и функции. Примером тому является первый Указ нового Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 13 апреля 2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», направленный на реализацию государственной политики в рассматриваемой сфере.