yurist 77 logo

Юридическая консультация, телефон: +7(968) 478 11 45

  • Главная
  • Объективные факторы, обуславливающие различные типы личных деформаций

Объективные факторы, обуславливающие различные типы личных деформаций

Совершение лицом преступления свидетельствует о том, что данный индивид, раз он не в ладах с законом, охраняющим наиболее важные общественные отношения, определенно пренебрегает интересами других людей, проявляет в какой-то степени антиобщественную позицию, диапазон которой весьма широк. Многие специалисты и авторы полагают, что у преступника, вне зависимости от возраста, такие свойства приобретают определенную критическую массу, от которой появляется эффект нового качества- своеобразная деформация личности, т. е. способность совершать преступление.

В науке это качество получило название «криминогенность» и дало основание даже для выделения особого типа личности. Криминогенность личности возникает не в момент совершения преступления и, проявившись в нем, «не исчезает» вместе с ним. Криминогенность это свойство не врожденное, а приобретенное в процессе взаимодействия негативной микросреды с индивидуальными особенностями человека.

Как отмечает А. И. Долгова, такую «измененную» личность (криминогенную) отличают следующие компоненты в их совокупности:

  • формирование личности в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, товарищи);
  • наличие системы аморальных проступков и разного рода правонарушений, которые повторяются и после установленных мер воздействия, отчуждение от ценностно-нормативной системы общества и государства;
  • отсутствие чувства социальной ответственности, привыкание к негативной оценке своего поведения;
  • активность в ситуации совершения преступления и, как правило, совершение преступления без достаточно обоснованных внешних поводов и т. п.

Устойчивый комплекс из более чем двадцати признаков, включая социально- демографические, социально-ролевые и нравственно- психологические признаки, распознается у четырех из каждых пяти обследованных преступников вне зависимости от возрастной группы.

Криминологический анализ социально-психологических факторов, определяющих деформацию личности несовершеннолетнего преступника  требует представить их расширенную классификацию. Так, еще в начале прошлого века российский ученый Коротнев А. Д., на которого ссылается в своей работе Ю. И. Бытко, называл следующие главные факторы формирования личности несовершеннолетнего преступника:

  • пренебрежение нравственным и умственным воспитанием детей;
  • нищета и неудовлетворение самых насущных жизненных потребностей;
  • развращенность родителей значительного числа преступных детей;
  • невежество в широком смысле этого слова;
  • тюремное заключение, которое для ребенка делается великолепной школой разврата и развития преступных наклонностей.

Далее он утверждал, что для детей, выросших в такой обстановке, невозможна нравственная оценка поступка, а мощными факторами, детерминирующими и деформирующими преступное поведение несовершеннолетних, называл неустойчивое экономическое положение и окружающую житейскую обстановку.

О том, что проблема носит интернациональный характер, свидетельствуют многочисленные криминологические исследования зарубежных специалистов. Еще в первой половине XX века американские ученые- супруги Глюк составили прогностические таблицы для несовершеннолетних преступников, описав в них три группы факторов: так называемый «социальный фон» (точнее- образ жизни подростка), психологические особенности личности и психиатрические характеристики. Сочетание этих факторов, по мнению авторов, должно было свидетельствовать о повышенной вероятности того, что такое лицо встанет на преступный путь.

Современные криминологи акцентируют внимание на следующих аспектах: семья и делинквентность, школа и делинквентность, локальное общество и делинквентность, культурная среда и делинквентность, умственная и психическая ущербность.

Выдающийся российский криминолог, Долгова А. И. в качестве важнейшего фактора формирования личности несовершеннолетнего преступника называет неблагоприятную социальную среду, в структуре которой особо выделяет семейное неблагополучие и концентрированное отрицательное влияние различных групп лиц, характеризующихся антиобщественным поведением, при недостатках воспитательного воздействия со стороны социализирующих институтов, неэффективности преодоления последними отрицательных влияний.

В структуре криминогенных факторов профессор Кузнецова Н. Ф. отдает предпочтение негативным сдвигам в сознании и психике личности, вызывающим преступное поведение, за что ее упрекают оппоненты. Вышеуказанное свидетельствует об отсутствии в криминологической литературе единства мнений о причинах становления криминогенной личности.

Применительно к реалиям российской действительности социально-психологические детерминанты можно условно разделить на две группы, поместив в них только факторы повышенного риска, т. к. темп современной жизни бесконечно порождает все новое и новое их количество, влияющее на криминализацию несовершеннолетних.

Первая группа- это комплекс негативных «внешних» социальных явлений:

  • массовое семейное неблагополучие;
  • негативное влияние ближайшего бытового окружения вне семьи (неформальных групп и связей), включая вовлечение в преступную деятельность со стороны взрослых преступников и несовершеннолетних, имеющих преступный опыт;
  • реорганизация системы школьного и профессионального образования;
  • отсутствие надлежащего правового воспитания;
  • длительная трудовая незанятость подростков как следствие тотальной безработицы;
  • неорганизованность досуга несовершеннолетних и, в первую очередь, по месту жительства;
  • ослабление социального контроля (совокупность средств и методов воздействия общества на отклоняющиеся формы поведения с целью их минимизации) со стороны государственных и общественных организаций, правоохранительных органов, включая различные недостатки и упущения в их деятельности;
  • десоциализирующее влияние массовой культуры не личность несовершеннолетнего посредством масс- медиа, как следствие все возрастающего социокультурного кризиса;
  • неуклонный рост таких социально-негативных явлений среди подростков и их родителей или лиц, их заменяющих как: пьянство, наркомания, токсикомания, социальный паразитизм, половая деморализация;
  • глобальные социальные процессы связанные с увеличением плотности, гетерохронности населения, миграцией, урбанизацией, НТР, экономическими, национальными и этническими проблемами, влекущие резкий рост стрессовых и конфликтных ситуаций- как макроконфликтных, так, и, что особенно тревожно, микроконфликтных и множество других факторов.

Вторую группу составляют криминологически значимые психологические особенности формирования личности в подростковом возрасте:

  • обостренные критическими фазами развития личности, биологические изменения происходящие в организме подростка;
  • акцентуации характера и аномалии психики у несовершеннолетних;
  • подростковая эмансипация, выраженная в потребности самоутверждения;
  • психологическое отчуждение как следствие психической депривации;
  • феномен психологической установки личности.

Рассматривая причины происхождения девиантного поведения, не следует забывать о важности семейного воспитания- «от состава семьи несовершеннолетнего зависят, с одной стороны, возможности социального контроля за ним, а с другой- возможности возникновения конфликтных ситуаций и состояний». Семья всегда считалась агентом социализации индивида в обществе. В семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии; влияние семьи на подростка сильнее влияния школы, общества в целом. Большинство ученых придерживаются той точки зрения, что причины подростковой жестокости следует искать в социальных условиях развития личности, в частности, в противоречиях притязаний личности и объективных возможностей их удовлетворения, в фактах социальной несправедливости, своеобразно трансформированных через сознание подростка (когда личность делает первые, не всегда удачные попытки к самореализации).

Психологи считают, что истоки многих личностных дефектов, в том числе черствости, бездушности, жестокости коренятся во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, в первую очередь с родителями, матерью, точнее, в межличностных аномалиях в период раннего детского возраста. «В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них, причем мать в этом отношении обычно ближе к детям, чем отец»- отмечал И. С. Кон.

Изучение личности юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у людей, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывают неосознаваемую взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно по отношению к самим родителям, так и скрытно.

Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием именно детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д. в 71,8 % семей несовершеннолетних рецидивистов имели место конфликтные отношения между детьми и родителями (или одним из них).

На криминологическое значение неблагоприятного развития личности в детстве обращают внимание многие ученые, в частности и Н. Ф. Кузнецова. По ее мнению, депривация потребности ребенка в общении, прежде всего в эмоциональных контактах с родителями, и особенно отвергание его матерью в первые месяцы жизни может иметь необратимые последствия, приводить в дальнейшем к асоциальному поведению, настойчиво проявляемой агрессивности. Н. Ф. Кузнецова отмечает, что патология общения в раннем возрасте может обусловить впоследствии хулиганскую и насильственную мотивацию.

Наибольшее деформирующее воздействие на личность ребенка оказывает отсутствие матери, лишение материнской любви. Современный английский психиатр Д. Боулби, на которого ссылается Г. Г. Шиханцов, в течение длительного времени осуществлял наблюдение за детьми из разрушенных семей, лишенных с младенческих лет материнской любви. Он пришел к выводу, что отсутствие матери для ребенка в младенческом возрасте (от шести месяцев до двух-трех лет) ведет к снижению у таких детей интеллекта, к срывам в поведении, к нервному напряжению, формированию следующих устойчивых черт характера: «Импульсивная агрессивность, отсутствие чувства вины: ни наказание, ни ответственность не трогают его, и он живет в изолированном мире, где люди не обращают на него никакого внимания. Ему не хочется ни друзей, ни знакомых, он просто равнодушен к людям». Отсутствие матери является для младенца сильнейшим фрустратором, поскольку у него блокируется или значительно затрудняется удовлетворение важнейших базисных потребностей- в безопасности и общении (эмоциональном контакте). Установлено также, что восстановление прерванных эмоциональных контактов возможно не более четырех раз, после чего ребенок перестает стремиться к такого рода контактам и, в общем, становится к ним равнодушным. Такие дети становятся впоследствии неконтактными, «безаффективными» (не имеющими привязанностями). Именно в этом психологи и психиатры видят ключ к пониманию проблемы отклоняющегося поведения подростков.

Как показало изучение правонарушителей-рецидивистов в возрасте 15-18 лет, тревога и агрессивность, возникшие в раннем детстве, предопределили склонность детей к преступным, в том числе насильственным, действиям, которые они совершали в последующем.

Значительная роль в возникновении агрессивных форм поведения у детей принадлежит воспитанию в семье. Агрессивные чувства могут формироваться уже в раннем детстве в результате соответствующей реакции родителей на агрессивные формы поведения детей. Если агрессивное поведение ребенка поощряется окружающими, то в подростковом возрасте у него могут сформироваться агрессивные чувства и установки по отношению к людям и жизненным ситуациям. Большое значение для появления и развития у детей агрессивных форм поведения имеют частые физические наказания, к которым прибегают родители, придерживающиеся авторитарной системы воспитания.

Имеются криминологические данные, которые свидетельствуют о том, что истоки конкретных форм антисоциального поведения подростков коренятся в конфликтных отношениях родителей. Так, 64,7 % обследованных подростков-хулиганов признались, что к совершению первого преступления их толкнула ненормальная обстановка в семье.

Патология супружеских отношений продуцирует многие формы серьезных социальных отклонений в поведении личности вплоть до выраженных форм криминогенного поведения. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту, казалось бы, парадоксальную ситуацию, когда (и не так уж редко) «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях, у родителей с низким образованием воспитываются хорошие дети. Дело в том, что ни материальные условия, ни культура, ни даже педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи. Американские криминологи Глюк, длительное время изучавшие несовершеннолетних правонарушителей, считают, что в тех семьях, где существует здоровая, нормальная обстановка, шансы на возникновение у ребенка антисоциальных наклонностей можно определить как 3 к 100. В тех же семьях, где царит напряженная обстановка, шансы поднимаются до 98 из 100. Наибольшим криминогенным потенциалом обладают семьи, где существует атмосфера постоянных ссор, переходящих в драки между супругами, в избиение отцом или матерью ребенка. Постоянно находясь в ситуации стресса и фрустрации, пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, дети вынуждены посредством защитной идентификации искать порочные средства самозащиты. Наиболее распространенные из них- ложь, хитрость, лицемерие, подхалимство.

Жестокое обращение родителей с детьми, грубое унижение человеческого достоинства приводит к возникновению у таких детей (по механизму вымещения и реактивного образования) озлобленности, которая впоследствии постоянно прорывается в отношениях со сверстниками, а в подростковом возрасте- в немотивированной жестокости по отношению к взрослым. В связи с этим можно сослаться на результаты изучения группы несовершеннолетних преступников Л. Б. Филоновым, у которых жестокость была главной чертой поведения. Причиной ее появления, как оказалось, была холодная недоброжелательная атмосфера в семье в раннем детстве (до 3 лет).

Негативное воздействие семейной среды на формирование личности, ее криминогенную деформацию может быть весьма глубоким, реализовываться различными путями. В то же время исключение субъекта из сферы семейных контактов является крайне не желательным. Семья выполняет важные функции в жизнедеятельности индивида. Отсутствие семьи, как родительской- у детей, так и собственной- у взрослых лиц, является фактором, повышающим восприимчивость личности к негативным воздействиям. Поэтому в профилактическом плане неизбежно встает задача не только выявления неблагополучных семей, но и коррекции внутри семейных отношений.

Негативные последствия для личностного становления подростка наблюдаются в рамках замкнутого круга общения, закрытого воспитательного учреждения, т. к. сужение социального поля активности противоречит как общеличностным, так и специфически возрастным потребностям подростка. Наиболее типичными психологическими состояниями осужденных несовершеннолетних в период нахождения в закрытом воспитательном учреждении являются ожидание, безнадежность, отчаяние, фрустрация. Следование неформальным традициям, обычаям, нормам и шаблонам поведения закрепляет у них деформированные интересы и ценностные ориентации.

Повседневное поведение таких несовершеннолетних отличается повышенной внушаемостью, инфантильностью и конформизмом. У них зафиксировано неоднозначное, порой противоречивое отношение к своему окружению- обидчивость, враждебность, агрессивность, обвинение друзей или родственников в совершенном преступлении (или, наоборот, искреннее раскаяние в содеянном). Интеллектуально-ценностная сфера значительной части несовершеннолетних осужденных примерно такая же, как у законопослушных подростков. Однако они, как правило, имели более низкий уровень успеваемости в школе, постоянно прогуливали занятия, обманывали учителей, проявляли упорство и непослушание, рано бросили учебу, стремились к авантюрным приключениям. Среди них отмечается больший удельный вес нереально думающих, неспособных найти правильный выход из возникающих трудных ситуаций. Их общение зачастую носило асоциальную направленность и ограничивалось себе подобными лицами.

Личностные черты и особенности поведения осужденных, склонных к агрессивному поведению в условиях лишения свободы, отличаются бедностью ценностных ориентаций, узостью и неустойчивостью системы интересов и потребностей. Для этой категории лиц характерны интеллектуальная неразвитость, повышенная внушаемость, стремление к подражанию, эмоциональная грубость, раздражительность, импульсивность, озлобленность в отношениях со своими сверстниками и персоналом воспитательного учреждения. Среди них чаще проявляются такие черты, как завышенный уровень самооценки, повышенная тревожность, эгоцентризм, отсутствие сформированных навыков конструктивно разрешать сложные ситуации, преобладание механизмов психологической защиты, объясняющих поведение, в том числе криминальное.

Вместе с тем среди этой категории лиц нередко встречаются и интеллектуально развитые подростки, для которых агрессивность или бравада выступают средством поднятия своего личного положения в среде ближайшего социального окружения, своеобразной демонстрацией уверенности в себе. Проявления агрессивности могут провоцировать следующие конфликтные ситуации: эмоциональное отвержение со стороны значимых для осужденных индивидов; существенное рассогласование привычных образцов поведения; неожиданные поручения, противоречащие текущему психоэмоциональному состоянию; предъявление необоснованных претензий; притеснения и неудачи. Осужденные несовершеннолетние, испытывающие трудности в адаптации к условиям лишения свободы, проявляют высокую чувствительность по отношению к действительной или ложно понимаемой несправедливости, отличаются неуверенностью в себе, тревожностью, нерешительностью. У них легко формируется враждебность, обуславливающая злопамятность и скрытую агрессивность. Предпочитают ориентироваться на мнение значимой неформальной группы, избегают конфликтов, стремятся к одобрению со стороны окружающих. Осужденные данной категории чрезвычайно подвержены депрессивным состояниям, снижению активности, перепадам настроения на начальных этапах отбывания наказания и перед освобождением из мест лишения свободы.

Осужденные, склонные к побегам, характеризуются повышенным уровнем тревожности, непоследовательностью, неожиданной сменой настроения. Среди таких индивидов стремление к доверию по отношению к окружающим может сочетаться с недоверчивостью и подозрительностью, их отличает демонстративность повседневного поведения и противоречивость своих социально-психологических установок: быть причастным к интересам группы и, одновременно, отстаивать свои эгоистические, узко направленные индивидуальные интересы.

В целом система социальных установок и ценностных ориентаций подавляющего большинства несовершеннолетних осужденных в настоящее время не отличается многообразием. Их основное жизненное кредо- деньги, обман и лицемерие ради красивой жизни. Эгоистическое и безответственное поведение, как правило, находит объяснение в низком социально-экономическом статусе их семей, проблемах школьного образования и нравственного воспитания. На свою будущую жизнь несовершеннолетние осужденные, как правило, смотрят без особого оптимизма. Абсолютное большинство обследованных (85%) считает, что их жизнь в ближайшей перспективе будет только ухудшаться. Причем у многих ярко проявляются симптомы ущербного «Я», которые находят свое выражение в отрицании, отчуждении, укоренившемся чувстве враждебности по отношению к другим, низкой самооценке, комплексе неполноценности, страхах и повышенном уровне тревожности, мнительности, эмоциональной неустойчивости.

Противоправное поведение, в том числе в условиях лишения свободы, отличают дефекты социализации личности, а также мощное влияние на личность со стороны неформальных групп сверстников, что во многом одерживают стремление к изменению своей личности в позитивном направлении.

delites v sotsialnykh setyakh280



+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Юридические статьи;
  • Образцы документов.