yurist 77 logo

Юридическая консультация, телефон: +7(968) 478 11 45

О трудовых правах работника

По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации на конец 2006 г. только на 15% предприятий России имелись профсоюзы, защитная функция которых в настоящее время сводится, в основном, к сбору и фиксации случаев нарушения трудовых прав работников.

В качестве основных причин нарушения, не обеспечения трудовых прав работников в России названы:

  • несовершенство российского трудового законодательства и практики его применения;
  • неудовлетворительная деятельность органов и организаций, призванных защищать трудовые права граждан: органов прокуратуры, государственной инспекции труда, профессиональных союзов, органов, разрешающих трудовые споры;
  • неэффективность существующих мер по обеспечению неотвратимости и своевременности соответствующего государственного и иного реагирования на каждый случай нарушения трудовых прав граждан;
  • отсутствие эффективных мер предупреждения (профилактики) нарушений трудовых прав работников;
  • предоставление льгот, гарантий и компенсаций работникам государством за счет работодателя, не заинтересованного в этом;
  • неэффективная налоговая политика в сфере труда;
  • низкий уровень экономического развития России.

Ранее действовавший КЗОТ был перегружен социальными льготами, гарантиями и компенсациями разного рода, тяжесть финансового обеспечения которых была   возложена на работодателя. Это имело смысл в командно-административной экономике, где разница между государственным бюджетом и средствами предприятия была достаточно формальна, но становится нелепым в условиях рыночной экономики с плюрализмом форм собственности и организационно-правовых форм организаций-работодателей. Экономически неоправданная нагрузка работодателя социальными функциями была связана с двумя обстоятельствами.

Во-первых, общий объем гарантий и компенсаций требовал сокращения, поскольку он не соответствовал экономическим возможностям государства и большинства предприятий. При этом требовалось четкое определение ситуаций, когда гарантии и компенсации обеспечиваются работодателем, а когда государством или иными организациями (лицами). При разработке и принятии нового трудового законодательства его сравнивали не столько с прежним законодательством, сколько с реальной ситуацией, поскольку формальное "ухудшение" положения работника по сравнению с буквой старого закона на деле означает существенное повышение для него правовых и социальных гарантий по сравнению с реально существующим положением.

Самостоятельной задачей являлось отражение в трудовом законодательстве особенностей регулирования трудовых отношений лиц со специфической правосубъектностью, либо работающих в специфических условиях. Она включает как разработку особых регулирующих норм для определенных профессиональных групп работников (государственные служащие, моряки, спасатели и др.), так и дополнительные нормы и гарантии для ряда социальных категорий (женщины и лица с семейными обязанностями, несовершеннолетние, инвалиды, безработные и  другие).

В новых условиях чрезвычайно важно было обеспечить реальные механизмы соблюдения условий, принятых сторонами в трудовых договорах и в коллективных договорах. Отсюда важность осуществления контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и создания дееспособных институтов и процедур разрешения трудовых споров и конфликтов. В последнем случае особое значение принадлежит развитию специализированной трудовой юстиции, а также до сих пор отсутствовавшему в трудовом законодательстве различению конфликтов прав и конфликтов интересов со специфическими методами их разрешения.

В литературе высказана точка зрения о том, что гарантии и компенсации нельзя рассматривать в качестве самостоятельного института трудового права, регулирующего какую-либо однородную группу трудовых отношений. Анализ содержания трудового законодательства подтверждает этот вывод. Нормы, закрепляющие гарантии и компенсации, можно найти в любом институте трудового права.

Частный юрист в Москве: составление и подача документов, представительство в суде, исполнение решения суда, выезд к клиенту.

Правовое регулирование условий предоставления гарантий и компенсаций не является прерогативой трудового законодательства и осуществляется с помощью федеральных законов и других нормативных правовых актов. В качестве примеров можно привести: Закон об охране труда, Кодекс торгового мореплавания РФ, Закон о Крайнем Севере и др.

Поскольку правовое регулирование труда относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, то законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ также служат внешними формами для закрепления гарантий и компенсаций, финансируемых из бюджетов субъектов: Закон Республики Башкортостан от 21 декабря 1994 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров в Республике Башкортостан", Закон Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. "Об охране труда в Республике Калмыкия", Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2002 г. "Об оплате труда и материальном стимулировании работников, занятых в оленеводстве" и др.

Большой потенциал локальных нормативных актов в правовом регулировании трудовых отношений используется еще далеко не достаточно. Это в равной степени касается гарантий и компенсаций. Изменения будут происходить по мере нормализации социально-экономической ситуации в стране, развития производства и социального диалога, повышения правовой культуры и совершенствования юридической техники.

Трудовой кодекс должен учитывать как интересы работников, так и интересы работодателя, так как от этого зависит защищенность работника. Трудовое право - это не только право работника, но и работодателя. Когда об этом забывают, то страдает от этого, в первую очередь, работник. Закрепляя, защищая интересы одной стороны - работника, и игнорируя интересы другой стороны - работодателя, мы, в конечном счете, приходим к тому, что работодатель не заинтересован в обеспечении и осуществлении прав работника. Работодатель, помимо обязанностей, в трудовых отношениях должен иметь и права, закрепленные законодательством.

Еще одной проблемой, связанной с обеспечением трудовых прав является их защита, в данное время недостаточно используются судебными органами международно-правовые нормы. Несмотря на значительный объем российского законодательства и зачастую объективную невозможность судей применить конкретные международные акты, высшая судебная инстанция страны указывает на необходимость использования международно-правовых норм при осуществлении правосудия. Применительно к трудовым отношениям следование данной рекомендации бывает иногда затруднительно вследствие отсутствия у судей текстов ратифицированных конвенций Международной организации труда. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что суды общей юрисдикции редко используют в качестве непосредственных регуляторов международные стандарты трудовых прав человека при рассмотрении конкретных дел. Проведенный опрос судей показал, что более 50% судей, исходя из соображений практической целесообразности и наличия значительного массива национального законодательства, которое не должно по своей сущности противоречить международным актам, применяют международные нормы только при явных коллизиях соответствующих норм. Кроме того, такая практика объясняется и тем, что в Российской Федерации еще не накоплен достаточный опыт применения этих норм. Вполне понятно, что это может привести к недостаточно эффективной правовой защите.

Метки: Права субъекта, Работа

delites v sotsialnykh setyakh280


Другие материалы

Реклама


+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Юридические статьи;
  • Образцы документов.